Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Фомина Александра Кузьмича - Железнякова В.В. на решение Тындинского районного суда Амурской области от 14 октября 2021 года, дополнительное решение Тындинского районного суда Амурской области от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 августа 2022 года, принятые по административному делу N 2а-936/2021, по административному иску Фомина Александра Кузьмича к администрации города Тынды, мэру города Тынды Михайловой М. В. об оспаривании постановления мэра города Тынды от 15 декабря 2005 года N 2012.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фомин А.К. обратился в Тындинский районный суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать:
- постановление мэра города Тынды от 15 декабря 2005 года N 2012 "Об оплате труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности муниципалитета г. Тында и иных органов местного самоуправления г. Тында" недействующим с момента принятия в связи с нарушением компетенции и не опубликованием в установленном порядке;
- признать постановление мэра города Тынды от 31 июля 2006 года N 1367 "О внесении изменений в постановление мэра г. Тынды от 15 декабря 2005 г. N 2012" в связи с нарушением компетенции и не опубликованием в установленном порядке;
- признать постановление мэра города Тынды от 4 августа 2006 года N 1453 "О внесении изменений в постановление мэра г. Тынды от 15 декабря 2005 г. N 2012" в связи с нарушением компетенции и не опубликованием в установленном порядке;
- признать постановление Администрации города Тынды от 10 ноября 2014 года N 4235 "О внесении изменения в постановление мэра г. Тынды от 15 декабря 2005 года N 2012 "Об оплате труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности администрации и иных органов местного самоуправления города Тынды" недействующим с момента принятия в связи с не опубликованием в установленном порядке и несоблюдением правил юридической техники при внесении изменений в правовой акт иного органа местного самоуправления;
- признать постановление Администрации города Тынды от 11 февраля 2016 года N 267 "О внесении изменения в постановление мэра г. Тынды от 15 декабря 2005 года N 2012 "Об оплате труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности администрации и иных органов местного самоуправления города Тынды" недействующим с момента принятия в связи с не опубликованием в установленном порядке и несоблюдением правил юридической техники при внесении изменений в правовой акт иного органа местного самоуправления;
- признать пункт 8 постановления Администрации города Тынды от 22 января 2018 года N 106 "О внесений изменений в отдельные нормативные правовые акты Администрации города Тынды" недействующим в связи с несоблюдением правил юридической техники при внесении изменений в правовой акт иного органа местного самоуправления;
- признать постановление Администрации города Тынды от 10 октября 2019 года N 2147 "О внесении изменений в постановление мэра г. Тынды от 15 декабря 2005 года N 2012 "Об оплате труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности администрации и иных органов местного самоуправления города Тынды" недействующим с момента принятия в связи с не опубликованием в установленном порядке и несоблюдением правил юридической техники при внесении изменений в правовой акт иного органа местного самоуправления;
- признать постановление Администрации города Тынды от 16 октября 2020 года N 2029 "О внесении изменений в постановление мэра г. Тынды от 15 декабря 2005 года N 2012 "Об оплате труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности администрации и иных органов местного самоуправления города Тынды" недействующим с момента принятия в связи с не опубликованием в установленном порядке и несоблюдением правил юридической техники при внесении изменений в правовой акт иного органа местного самоуправления;
- признать постановления мэра города Тынды от 24 июля 2008 года N 1592, от 28 сентября 2010 года N 2428, от 1 марта 2011 года N 422, от 20 октября 2011 года N 2821 недействующими с момента принятия в связи с нарушением компетенции и не опубликованием в установленном порядке;
- признать постановления администрации города Тынды от 4 октября 2012 года, N 2979, от 17 сентября 2013 года N 2532 недействующими с момента принятия в связи с нарушением компетенции и не опубликованием в установленном порядке.
В обоснование иска административный истец указал, что 15 декабря 2005 года мэром города Тынды принято постановление N 2012 "Об оплате труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности муниципалитета города Тында и иных органов местного самоуправления города Тында". Впоследствии в данное постановление вносились изменения как постановлениями мэра города Тынды, так и постановлениями Администрации города Тында, то есть нормативными правовыми актами двух различных самостоятельных органов местного самоуправления города Тынды, обладающих разными компетенциями, что противоречит Уставу города Тында. Полагает, что указанные постановления являются незаконными в связи с их не опубликованием и нарушением компетенции, с несоблюдением правил юридической техники при внесении изменений в правовой акт иного органа. Он является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку работает водителем в Тындинской городской Думе и на основании Постановления N 2012 ему производится начисление и выплата заработной платы.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 14 октября 2021 года и дополнительным решением Тындинского районного суда Амурской области от 19 апреля 2022 года, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 августа 2022 года, в удовлетворении требований Фомина А.К. отказано.
13 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Фомина А.К. - Железняковой В.В, поданная через Тындинский районный суд Амурской области 22 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
В кассационной жалобе представитель административного истца ссылается на то, что в силу положений части 1 статьи 49 Устава города Тынды мэр города Тынды не наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере оплаты труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности органов местного самоуправления города Тынды, администрация также не обладает такими полномочиями. Указанные полномочия относятся к Тындинской городской Думе, которая не может быть лишена возможности реализовать предоставленные ей полномочия. Обращает внимание, что в оспариваемое постановление внесены изменения шестью постановлениями мэра города и семью постановлениями администрации. Кроме этого нормативный правовой акт не был опубликован в установленном порядке и подлежит признанию недействующим.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2023 года кассационная жалоба представителя Фомина А.К. - Железняковой В.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание с использованием системы видеоконференц-связи помимо прокурора не явились, согласно телефонограмме представитель административного истца просила рассмотреть дело в ее отсутствие. При таких обстоятельствах в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения судебных актов по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела Фомин А.К. является водителем Тындинской городской Думы.
Материалами дела, а именно копией распоряжения председателя Тындинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N с дополнительными соглашениями к нему, приказом (распоряжением) председателя Тындинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N-лс о прекращении (расторжении) трудового договора с работником, подтверждается, что Фомин А.К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Тындинской городской Думе.
Решением Тындинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Фомин А.К. восстановлен на работе в должности водителя 1 класса в Тындинской городской Думе с ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени занимает указанную должность.
15 декабря 2005 года мэром города Тынды принято постановление N 2012 "Об оплате труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности муниципалитета города Тында и иных органов местного самоуправления города Тында" с последующими изменениями.
Пунктом 3 постановления мэра города Тынды N 2012 "Об оплате труда работников, осуществляющих техническое и хозяйственное обеспечение деятельности муниципалитета города Тында и иных органов местного самоуправления города Тында" работникам, обеспечивающим хозяйственное обслуживание муниципалитета и иных органов местного самоуправления города, установлены оклады согласно приложению N 3. Согласно данному приложению размер оклада водителя автомобиля составляет 1 400 рублей.
Рассматривая административные исковые требования Фомина А.К. и отказывая в их удовлетворении, установив, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми постановлениями, затрагивающими права и законные интересы административного истца в сфере оплаты труда, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемые постановления приняты в пределах полномочий ответчика, в соответствии с компетенцией, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, а доводы истца о несоблюдении правил юридической техники при внесении изменений в оспариваемые постановления и порядка обнародования нормативного правового акта не свидетельствуют о нарушении такого порядка, не могут служить основанием для признания их недействующими, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оспариваемые постановления вступали в силу с момента подписания, при этом, все заинтересованные лица имели возможность ознакомиться с содержанием оспариваемых постановлений, например, в справочно-правовой системе "Консультант плюс", а также на официальном сайте администрации города Тынды.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Структуру органов местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 29 Устава города Тында к органам местного самоуправления города Тынды относятся: 1) глава муниципального образования города Тынды - мэр города Тынды (мэр города Тынды, мэр города, мэр); 2) представительный орган города Тынды - Тындинская городская Дума (Дума, городская Дума); 3) исполнительно-распорядительный орган города Тынды - администрация города Тынды (администрация города, администрация); 4) контрольно-счетный орган города Тынды - контрольно-счетная палата города Тынды (контрольно-счетная палата города, контрольно-счетная палата).
В силу пункта 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды администрация города Тынды в сфере организации труда и управления трудом обладает следующими полномочиями: разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений.
В соответствии с частями 1, 11 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В силу пунктов 4, 5 части 1 статьи 96 Устава города Тынды в систему муниципальных правовых актов входят: правовые акты мэра города Тынды; правовые акты администрации города Тынды.
С учетом изложенных правовых норм суды пришли к верному выводу о том, что мэр города Тынды, как и администрация города Тынды вправе разрабатывать и утверждать правовые акты по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений.
Отклоняя доводы представителя административного истца о том, что к полномочиям администрации города Тынды не относится разработка и утверждение нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы, которые не относятся к муниципальным служащим, суды правильно исходили из положений части
1, 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 1 части 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывали положения частей 8, 9 статьи 29 Устава города Тынды, и пришли к обоснованному выводу о том, что Тындинская городская Дума является муниципальным казенным учреждением, и в силу пункта 1 части 1 статьи 81 Устава города Тынды администрация города Тынды наделена полномочиями по разработке и утверждению правовых актов по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно части 2 статьи 103 Устава города Тынды муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование город Тында, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования.
Источником опубликования муниципальных правовых актов города Тынды является официальное периодическое печатное издание города Тынды газета "Авангард".
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление и последующие постановления, которыми вносились изменения в него, не были опубликованы в периодическом печатном издании.
Согласно абзацу 4 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Установив, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оспариваемые постановления вступали в силу с момента подписания, при этом все заинтересованные лица имели возможность ознакомиться с содержанием оспариваемых постановлений, в том числе, в справочно-правовой системе "Консультант плюс", а также на официальном сайте администрации города Тынды, суды пришли к обоснованному выводу, что в данном случае неопубликование в печатном издании указанных постановлений не свидетельствует о нарушении порядка опубликования и соответственно, не может служить основанием для признания их недействующими.
Учитывая, что изменения, вносившиеся в постановление мэра города Тынды N 2012 от 15 декабря 2005 года постановлениями администрации города Тынды, подписывались мэром города Тынды, как главой администрации города Тынды, или исполняющими его обязанности лицами, суды обоснованно пришли к выводу о том, что доводы административного истца о несоблюдении правил юридической техники при внесении изменений в оспариваемые постановления, не могут являться основанием для признания данных постановлений недействующими.
С учетом установленных обстоятельств и действующего законодательства судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы представителя истца направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, при этом они не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Само по себе несогласие административного ответчика с выводами нижестоящих судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тындинского районного суда Амурской области от 14 октября 2021 года, дополнительное решение Тындинского районного суда Амурской области от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Фомина Александра Кузьмича - Железнякова В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.