Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Кировского муниципального района Приморского края Шелкова И.А. на решение Кировского районного суда Приморского края от 15 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 июля 2022 года, принятые по административному делу N 2а-9/2022 по административному исковому заявлению прокурора Кировского района Приморского края к администрации Кировского муниципального района Приморского края об оспаривании распоряжений от 17 декабря 2021 года N 32-р "О ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа п.Горный Кировского района" и от 3 июня 2021 года N 150-р "О подвозе обучающегося из МБОУ "ООШ п.Горный" в МБОУ "ООШ с.Крыловка" в 2021-2022 учебном году администрации Кировского муниципального района для продолжения обучения".
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя администрации Кировского муниципального района Приморского края Шелкова И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского муниципального района Приморского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - жителей п.Горный Кировского района с указанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать незаконными решения и действия администрации Кировского муниципального района в части принятия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа "адрес"", а также распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О подвозе обучающегося из МБОУ "ООШ "адрес"" в МБОУ "ООШ "адрес"" в 2021-2022 учебном году администрации Кировского муниципального района для продолжения обучения"; возложить на администрацию Кировского муниципального района обязанность отменить названные распоряжения в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу и организовать образовательный процесс, связанный с получением общедоступного и бесплатного основного общего образования для неопределенного круга лиц - жителей "адрес", в том числе несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, в МБО "Основная общеобразовательная школа "адрес""; обратить решение к немедленному исполнению ввиду нарушения прав несовершеннолетних на получение основного общего образования, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
В обоснование иска указано, что оспариваемые распоряжения приняты администрацией Кировского муниципального района с существенным нарушением процедуры проведения оценки последствий принятия решения о ликвидации общеобразовательного учреждения, в том числе порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовке ею заключений, при этом не учтено мнение жителей сельского поселения "адрес", на территории которого расположена школа. В результате издания постановления о подвозе обучающегося из МБОУ "ООШ "адрес"" в МБОУ "ООШ "адрес"" нарушены санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения молодежи, утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N. В результате реализации администрацией полномочий по ликвидации общеобразовательного учреждения без соблюдения порядка и процедуры установленных законом допущено нарушение прав граждан.
Решением Кировского районного суда Приморского края от 15 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 июля 2022 года решение Кировского районного суда Приморского края от 15 апреля 2022 года административные исковые требования прокурора Кировского муниципального района удовлетворены.
Признаны незаконными решения, действия администрации Кировского муниципального района Приморского края в части принятого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О ликвидации муниципального бюджетного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа "адрес"", а также распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О подвозе обучающегося из МБОУ "ООШ "адрес"" в МБОУ "ООШ "адрес"" в 2021-2022 учебном году администрации Кировского муниципального района для продолжения обучения".
На администрацию Кировского муниципального района Приморского края возложена обязанность отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О ликвидации муниципального бюджетного образовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа "адрес"", а также распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О подвозе обучающегося из МБОУ "ООШ "адрес"" в МБОУ "ООШ "адрес"" в 2021-2022 учебном году администрации Кировского муниципального района для продолжения обучения" в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу; возложена обязанность организовать образовательный процесс, связанный с получением общедоступного и бесплатного основного общего образования для неопределенного круга лиц - жителей "адрес", в том числе, несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Основная общеобразовательная школа "адрес"".
Дополнительным решением Кировского районного суда Приморского края от 13 мая 2022 года установлен срок исполнения возложенных на администрацию Кировского муниципального района Приморского края обязанностей организовать образовательный процесс, связанный с получением общедоступного и бесплатного основного общего образования для неопределенного круга лиц - жителей "адрес", в том числе, несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Основная общеобразовательная школа "адрес"" в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
20 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Кировского муниципального района Приморского края, поданная через Кировский районный суд Приморского края 12 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на то, что решение о ликвидации образовательного учреждения принято надлежащим лицом - администрацией Кировского муниципального района Приморского края как учредителем организации, при этом заключение комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации не носит обязательного характера для администрации района и не служит безусловным основанием для принятия решения о реорганизации или ликвидации. Кроме того, ссылаются на то, что распоряжение о ликвидации общеобразовательного учреждения исполнено, соответствующая запись внесена в сведения ЕГРЮЛ, и признание оспариваемого распоряжения незаконным не повлечет восстановление статуса действующего юридического лица, и восстановление прав лиц, чьи права были нарушены. Распоряжение от 3 июня 2021 года N150 о подвозе обучающегося также является законным и обоснованным, принято в целях территориальной доступности получения образовательных услуг с учетом места регистрации несовершеннолетнего, иных способов обеспечения доступности получения образовательных услуг не имеется, поскольку родители единственного ученика возражают против получения образования путем проживания несовершеннолетнего в учреждениях с круглосуточным проживанием.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба администрации Кировского муниципального района Приморского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, помимо прокурора и представителя администрации Кировского муниципального района в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя администрации, прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации и является вопросом местного значения муниципального района.
В части 4 статье 31 Федерального закона N 131-ФЗ закреплена обязанность органа местного самоуправления определить порядок назначения и проведения опроса граждан уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу положений части 10 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (часть 12 статьи 22 Федерального закона N 273-ФЗ).
Принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (часть 11 статьи 22 Федерального закона N 273-ФЗ).
При этом порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 14 статьи 22 Федерального закона N273-ФЗ).
Законом Приморского края от 13 августа 2013 N 243-КЗ "Об образовании в Приморском крае" определен порядок создания, реорганизации, ликвидации образовательных организаций в Приморском крае (ст.5 Закона Приморского края от 13 августа 2013 года N 243-КЗ "Об образовании в Приморском крае").
Приказом департамента образования и науки Приморского края от 21 февраля 2014 года N 153 утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной (краевой) образовательной организации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений.
Согласно статье 5 Порядка в состав комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации включаются представители уполномоченного органа местного самоуправления, а также (по согласованию) представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Приморского края, иных органов местного самоуправления Приморского края, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования. Состав муниципальной комиссии утверждается постановлением администрации муниципального образования.
Разрешая заявленные прокурором требования, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что административным ответчиком нарушены, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N-КЗ "Об образовании в Приморском крае", Приказом департамента образования и науки Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной (краевой) образовательной организации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений", порядок и процедура принятия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О ликвидации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа "адрес"", а распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О подвозе обучающегося из МБОУ "ООШ "адрес"" в МБОУ "ООШ "адрес"" в 2021-2022 учебном году администрации Кировского муниципального района для продолжения обучения" не обеспечивает соблюдение пункта 2.1.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Так судами установлено, что в состав комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о ликвидации образовательного учреждения не включен представитель органа исполнительной власти Приморского края; при этом в ходе судебного заседания не выявлена позиция указанного органа относительно ликвидации муниципального учебного учреждения, позволяющая сделать выводы о соблюдении процедуры оценки последствий принятого решения о ликвидации школы; администрацией Кировского района не соблюдена процедура обращения в соответствующую комиссию с заявлением о проведении оценки последствий принятия решения о реорганизации (ликвидации) образовательной организации, с приложением перечня документов, перечисленных в названом пункте, что предусмотрено пунктом 12 Порядка. В дальнейшем председатель комиссии, ознакомившись с документами, указанными в пункте 12 настоящего Порядка, должен определить дату, время и место проведения заседания комиссии, которое должно быть проведено не позднее, чем через 10 рабочих дней со дня поступления указанных документов (пункт 13). Сведений о соблюдении порядка назначения заседания комиссии по результатам ознакомления с документами, не представлено.
На дату проведения собрания жителей "адрес" по вопросу ликвидации школы порядок назначения и проведения опроса граждан нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации не утверждался.
Кроме того, суды установили, что дата встречи с местными жителями для изучения мнения о ликвидации школы "адрес" назначена распоряжением администрации Кировского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N-р на ДД.ММ.ГГГГ, собрание состоялось, на нем присутствовали 17 человек, вместе с тем протокол встречи от ДД.ММ.ГГГГ не содержит результатов подведения итогов по вопросу повестки собрания, то есть не отражает мнение жителей данного сельского поселения о ликвидации школы.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что поскольку распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N-р не соответствует требованиям действующего законодательства, административным ответчиком допущено нарушение прав граждан на участие в рассмотрении местных вопросов муниципального района, а также конституционное право на образование, имеются правовые основания для удовлетворения административного иска прокурора и признания незаконным оспариваемого распоряжения о ликвидации общеобразовательного учреждения.
Установив указанные выше обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о принятии администрацией Кировского муниципального района Приморского края указанного распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р с нарушением порядка, установленного действующим законодательством.
Разрешая заявленные прокурором требования, касающиеся распоряжения главы администрации от 3 июня 2021 года N 150-р "О подвозе обучающегося из МБОУ "ООШ "адрес"" в МБОУ "ООШ "адрес"" в 2021-2022 учебном году администрации Кировского муниципального района для продолжения обучения" суд обоснованно пришел к выводу, что распоряжение главы администрации не соответствует положениям пункта 2.1.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", поскольку расстояние от места посадки-высадки на остановке общественного транспорта "адрес" до места фактического проживания несовершеннолетнего пешим маршрутом, превышает 1 км.
В соответствии с пунктом 2.1.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.
Материалами дела подтверждается, что подвоз единственного ученика ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к месту учебы в "адрес" организован таким образом, что расстояние от места посадки-высадки на остановке общественного транспорта "адрес" до места фактического проживания несовершеннолетнего пешим маршрутом, превышает 1 км, то есть организация подвоза к месту учебы осуществлена с нарушением вышеназванных санитарно-эпидемиологических требований.
При таких обстоятельствах, поскольку распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р и от ДД.ММ.ГГГГ N-р не соответствуют требованиям закона, администрацией допущено нарушение прав граждан на участие в рассмотрении местных вопросов муниципального района, а также конституционного права несовершеннолетнего на образование, суды обоснованно пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска прокурора.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Доводы кассационной жалобы администрации Кировского муниципального района Приморского края о надлежащем проведении 27 января 2021 года собрания по вопросу ликвидации школы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно мотивированно отклонены судебной коллегией со ссылкой на положения Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и утвержденного Приказом департамента образования и науки Приморского края от 21 февраля 2014 года N 153 Порядок.
Вопреки доводам жалобы, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства по делу, исследовали их с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судами приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и произведенной ими оценкой доказательств, что в силу статьи 328 КАС РФ не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда Приморского края от 15 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кировского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.