Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Бузьской Е.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска к обществу с ограниченной ответственностью "СНВ" о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детские площадки, по кассационной жалобе Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска на решение Южно-Сахалинского городского суда от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 20 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Департамент городского хозяйства администрации города Южно- Сахалинска (далее - Департамент) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СНВ" (далее - ООО "СНВ"), указав, что на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес" выполнены работы по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, а именно - обустройство детских площадок.
Поскольку нормами действующего законодательства ответственность за содержание прилегающей территории, в том числе, расположенных на ней детских площадок, возлагается на управляющие организации и лиц, оказывающих услуги при непосредственном управлении многоквартирным домом, истец просил возложить на ООО "СНВ" обязанность включить в состав общего имущества собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов детские площадки.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 16 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 20 сентября 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель Департамента просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить, принять по делу новое решение. Ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Указывает, что при обустройстве детских площадок в рамках муниципальной программы "Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015-2020 годы не было предусмотрено участие собственников помещений многоквартирных домов. Порядок предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в проект мероприятия "Приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды" действовал в отношении только одной задачи - реализации проекта "Формирование современной городской среды" и не распространял свое действие на деятельность по организации содержания и проведению ремонта объектов благоустройства, в связи с чем, выводы судов о том, что собственники помещений многоквартирных домов не являлись участниками муниципальной программы не состоятельны, поскольку участие собственников помещений в муниципальной программе не было предусмотрено.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ООО "СНВ", полагая доводы кассационной жалобы необоснованными, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 29 августа 2014 года N 1623-па утверждена муниципальная программа "Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015-2021 годы" в целях реализации на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды".
Мероприятия Программы направлены на развитие городской среды городского округа "город Южно-Сахалинск", а именно: благоустройство общественных территорий городского округа "город Южно-Сахалинск", благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов городского округа "город Южно-Сахалинск". В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило, в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок.
В рамках Программы Департаментом на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес" на основании муниципального контракта N 153/14 от 18 сентября 2017 года выполнены работы по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, а именно - обустройство детской площадки, в составе 17 единиц малых игровых форм, в том числе: скамья - 8 шт, урна круглая металлическая - 4 шт, качалка-балансир - 1 шт, игровой комплекс - 1 шт, качалка на пружине - 1 шт, карусель - 1 шт. и веревочная стена - 1 шт.
На придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", на основании муниципального контракта N 124/14 от 14 августа 2017 года выполнены работы по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, а именно - обустройство детской площадки, в составе 4-х единиц малых игровых форм, в том числе: скамья - 1 шт, урна круглая металлическая - 1 шт, качели двухпролётные - 1 шт, игровой комплекс - 1 шт.
Управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенные по адресу: "адрес" является ООО "СНВ".
В соответствии с письмом от 25 июня 2021 года истец сообщил руководителю ООО "СНВ" о необходимости проведения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов по вопросу принятия решения о включении в состав общего имущества многоквартирных домов оборудования, иных материальных объектов, установленных на дворовой территории в результате реализации мероприятий по ее благоустройству, в целях осуществления их последующего содержания, однако до настоящего времени таких действий ответчиком не проведено.
Из представленных протоколов собрания собственников помещений в многоквартирных домах N по "адрес" (протокол N Б26 от 10 ноября 2021 года) и N по "адрес" (протокол N 17К от 9 ноября 2021 года) в г. Южно-Сахалинске следует, что собственники жилых помещений решили не включать в состав общего имущества многоквартирных домов детские спортивные площадки. Собрания собственников многоквартирных домов N по "адрес", N по "адрес" и N по "адрес" для разрешения указанных вопросов не проводились.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 209, 210, 215 Гражданского кодекса РФ, статей 36, 44, 161, 162 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", разъяснениями, данными в Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" пришел к выводу, что работы по благоустройству детских площадок выполнены в рамках муниципальной программы, спорные детские площадки являются муниципальной собственностью, общее собрание собственников помещений многоквартирных домов по вопросу установки (оборудования) детских площадок на придомовой территории не проводилось, детские площадки в управление и содержание ответчика не передавались, в связи с чем оснований для возложения обязанности на ответчика включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детские площадки не имеется.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами районного суда, указал, что необходимыми условиями для включения в проект мероприятий муниципальной программы являются протоколы общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение собственников каждого здания и сооружения, образующих дворовую территорию, содержащее согласие на участие в мероприятии муниципальной программы; на определение лица, уполномоченного на подачу заявки на участие в отборе; на определение уполномоченных лиц из числа собственников помещений, зданий и сооружений для участия в обследовании дворовой территории, приемке выполненных работ по благоустройству дворовой территории, в том числе подписании соответствующих актов приемки выполненных работ. При этом собственники многоквартирных домов N по "адрес" и N по "адрес" в "адрес" решили не включать в состав общего имущества многоквартирного дома спорные детские площадки, а собственники помещений многоквартирных домов N по "адрес", N по "адрес" и N по "адрес" по данному вопросу общее собрание не проводили.
Судебная коллегия также указала, что спорные детские площадки расположены не на земельных участках под многоквартирными домами, сформированными и поставленными на кадастровый учет в установленном законом порядке.
С данными выводами и их правовым обоснованием соглашается судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
По смыслу данных норм названные объекты предназначены только для обслуживания одного дома.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
Таким образом, для поступления имущества в общедомовую собственность необходимо решение общего собрания.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что собственниками жилых помещений многоквартирных домов N по "адрес" и N по "адрес" в г. Южно-Сахалинске принято решение о невкючении в состав общего имущества многоквартирного дома спорные детские площадки, а собственниками помещений многоквартирных домов N по "адрес", N по "адрес" и N по "адрес" решение о включении в состав общего имущества спорных объектов не принималось.
Также судом апелляционной инстанции учтено, что многоквартирные дома в городе Южно-Сахалинске, расположенные по адресам: "адрес", находится на земельном участке с кадастровым номером N; "адрес" - N; "адрес" - N; "адрес" - N; "адрес" - N, тогда как спорные детские площадки, расположенные на земельных участках, находятся в собственности городского округа " "адрес"" и им присвоены кадастровые номера: N; N; N.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, о том, что правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении деткой площадки как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору). Управляющая компания не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.
Поскольку решение собственников конкретного дома о включении в состав общего имущества спорных детских площадок не принималось, детские площадки расположены на земельных участках, которые не находятся в собственности собственников многоквартирного дома, у суда отсутствовали основания признать спорные детские площадки отвечающим критериям общего имущества многоквартирного дома.
Как установлено, указанные детские площадки поименованные как места отдыха и развлечения детей площадью 67 кв.м, 170 кв.м и 170 кв.м, включены в реестр муниципального имущества городского округа "Город Южно-Сахалинск", находятся на балансе Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (т. 1 л.д. 8; т. 2 л.д. 8; т.3, л.д.8).
В силу частей 1 и 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В рассматриваемом случае каких-либо оснований для признания права собственности на спорное имущество, имеющего собственника, истцом не приведено.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии, по существу доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы заявителя, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, верно применены нормы материального и процессуального права, а выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судами допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.