Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Бузьской Е.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воронцовой Дарьи Викторовны к администрации Надеждинского муниципального района, отделу опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району о возложении обязанности включить ее в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по кассационной жалобе Воронцовой Дарьи Викторовны на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 16 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 7 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, выслушав истца Воронцову Д.В, ее представителя Неустроева Е.О, поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Воронцова Д.В, 13.06.1994 года рождения, обратилась в суд с иском к администрации Надеждинского муниципального района, отделу опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району о возложении обязанности включить ее в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование требований указано, что, отец истца ФИО5 умер 17 сентября 2008 года, мать истца ФИО6 умерла 23 сентября 2011 года. Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району N 118-р от 24. октября 2011 года попечителем Воронцовой Д.В. назначена ФИО7.
Поскольку только в 2020 году Воронцова Д.В. узнала, что не включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, то 22 января 2021 года Воронцовой Д.В. в администрацию Надеждинского муниципального района направлено заявление о включении ее, как лица из числа детей-сирот, в список на получение жилья. Распоряжением N 359-р от 3 марта 2021 года в удовлетворении заявления было отказано в связи с превышением максимального возраста (23 лет) на дату подачи заявления.
Полагая отказ незаконным, Воронцова Д.В. просила суд обязать отдел опеки и попечительства администрации Надеждинского муниципального района Приморского края включить ее в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 16 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 февраля 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требований Воронцовой Д.В. удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение, как вынесенное без выяснения ряда значимых обстоятельств, при неверном применении норм материального и процессуального закона.
При новом рассмотрении дела, судебной коллегией по гражданским делам Приморского краевого суда 7 ноября 2022 года постановлено апелляционное определение которым решение Надеждинского районного суда Приморского края от 16 ноября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Воронцовой Д.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Воронцова Д.В. просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить, принять новое решение. Указывает, что при обращении в суд с административным иском в 2021 году о признании решения об отказе в включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и подлежащих обеспечению жилым помещением, Воронцова Д.В. выбрала неверный способ защиты нарушенного права. Полагает, что судами не исследованы обстоятельства ненадлежащего исполнения попечителем и органом опеки и попечительства обязательств по защите прав несовершеннолетнего, не выяснены причины, в силу которых истец своевременно не была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Представители администрации Надеждинского муниципального района, отдела опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району Приморского края в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений допущены не были.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента образования и науки Приморского края N 118-р от 24 октября 2011 года в связи со смертью родителей ФИО5 и ФИО6 опекуном несовершеннолетней Воронцовой Д.В, "данные изъяты" года рождения, назначена ее сестра ФИО7.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22 января 2010 года Воронцова Д.В. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение площадью 31, 8 кв.м по адресу: "адрес", где она зарегистрирована с 27 июня 2008 года по настоящее время. Кроме нее в этой квартире зарегистрированы: дочь ФИО8 с 7 сентября 2019 года, сестра ФИО7 с 25 ноября 2020 года, племянница ФИО9 с 25 ноября 2020 года, племянник ФИО9 с 25 ноября 2020 года.
Распоряжением администрации Надеждинского муниципального района N 2551-р от 29 декабря 2020 года установлен факт невозможности проживания Воронцовой Д.В. в данном жилом помещении, поскольку жилая площадь, приходящаяся на Воронцову Д.В, составляет менее учетной нормы.
22 января 2021 года Воронцовой Д.В. в администрацию Надеждинского муниципального района направлено заявление о включении ее, как лица из числа детей-сирот, в список на получение жилого помещения по достижении возраста 23 лет.
Распоряжением администрации Надеждинского муниципального района от 3 марта 2021 года N 359-р Воронцовой Д.В. отказано в включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возврата 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку на момент подачи заявления Воронцова Д.В. достигла 26-летнего возраста.
Данное распоряжение обжаловалось Воронцовой Д.В. в суд путем подачи административного иска. Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 28 июня 2021 года административный иск оставлен без удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в установленный законом срок (до 23 лет) Воронцова Д.В. в установленном законом порядке не обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами районного суда, дополнительно указал, что истец до 2017 года на учете как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилья не состояла, с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления не обращалась. Факт невозможности проживания истца в жилом помещении, 1/3 доли на которое принадлежит истцу на праве собственности, установлен, когда ей уже исполнилось 26 лет.
Судебная коллегия пришла к выводу, что по достижении совершеннолетия, учитывая заявительный характер правоотношений, Воронцова Д.В. была вправе обратиться в орган местного самоуправления для реализации своего жилищного права. Доказательств того, что Воронцова Д.В. в возрасте с 18 до 23 лет, то есть в течение 5 лет, обращалась в уполномоченный орган для постановки ее на учет нуждающихся в жилых помещениях как ребенок, оставшийся без попечения родителей, или лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, либо, что ей незаконно было отказано в такой постановке или, что она не обращалась с соответствующим заявлением по уважительной причине, не предоставлено, как не предоставлено доказательств того, что опекун ФИО7, на момент несовершеннолетия Воронцовой Д.В, обращалась в уполномоченный орган с соответствующим письменным заявлением, и ей было в этом отказано.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы истца о необоснованном отказе в допросе свидетеля ФИО7, поскольку вне зависимости от действий (бездействий) ФИО12 в период исполнения опекунских обязанностей, после достижения совершеннолетия у Воронцовой Д.В. наступила полная дееспособность, следовательно, она самостоятельно принимала решения, в том числе о порядке и сроках реализации своих жилищных прав.
Суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Указание в жалобе на неисполнение государственным органами и учреждениями обязанностей по защите прав истца, заключающимся в отсутствии контроля со стороны органов опеки и попечительства в своевременной подачей заявления о включении в списки детей-сирот, не свидетельствуют об ошибочности выводов судебных инстанций, поскольку законом предусмотрен заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан, т.е. возможность защиты прав таких лиц самостоятельно в течение пяти лет после достижения возраста совершеннолетия.
Как правильно указано судами, Воронцова Д.В. имела реальную возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения ею совершеннолетия и до достижения 23 лет. Причин, объективно исключающих эту возможность, истцом не представлено.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию истца, были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, по существу сводятся к изложению обстоятельств спора, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, вместе с тем, несогласие заявителя с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 379.7 ГПК РФ исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
При рассмотрении дела нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке, при рассмотрении дела судом не допущено.
Оснований для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 16 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 7 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Воронцовой Дарьи Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.