Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Соловьевой О.В, Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алиева Эльмана Анвер оглы к администрации города Тынды о предоставлении жилого помещения, по кассационной жалобе Алиева Эльмана Анвер оглы
на решение Тындинского районного суда Амурской области от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 февраля 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алиев Э.А.о. обратился в суд с иском к администрации г. Тынды о предоставлении жилого помещения, указав, что на основании решения Тындинского районного суда от 16 августа 2016 года являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение было включено в подпрограмму "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмическом районе город Тында" муниципальной программы "Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015-2020 годы", утверждённой постановлением администрации г. Тынды от 3 октября 2014 года N.
Постановлением администрации города Тынды N от 3 ноября 2016 года ему было предоставлено временно жилое помещение маневренного фонда - комната N, общей площадью 20.5 кв.м по "адрес" до предоставления жилого помещения в соответствии с подпрограммой. До настоящего времени жилое помещение взамен жилья, непригодного для проживания в рамках подпрограммы "Повышение устойчивости жилых домов" ему не предоставлено.
Просил суд возложить на администрацию г. Тынды обязанность предоставить жилое помещение в соответствии с подпрограммой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмическом районе город Тында" муниципальной программы "Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015-2020 годы", утвержденной постановлением администрации г. Тынды от 3 октября 2014 года N.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 7 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований Алиева Э.А. о возложении на администрацию г. Тынды обязанности предоставить Алиеву Э.А. жилое помещение в соответствии с подпрограммой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмическом районе город Тында" муниципальной программы "Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тында на 2015-2020 годы", утвержденной постановлением администрации г. Тынды от 3 октября 2014 года N отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 февраля 2022 года решение Тындинского районного суда Амурской области от 7 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Алиев Э.А. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывает, что отсутствие нормативно-правовых актов по предоставлению жилья участникам жилищной программы не освобождает администрацию г. Тынды от обязанности соблюдения предусмотренных законодательством гарантий граждан и своевременного предоставления жилых помещений. Считает, что администрацией г. Тынды не представлено доказательств того, что граждане, получившие жилье в рамках жилищной подпрограммы обладали преимущественным правом на получение жилья. Полагает, что суды неправомерно пришли к выводу об отсутствии нарушенных прав истца, при отсутствии доказательств невозможности предоставления ответчиком жилого помещения.
Несмотря на организацию судебного заседания посредством видеоконференц-связи на базе Тындинского районного суда Амурской области, по ходатайству истца Алиева Э.А, на основании определения судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14.06.2022, стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, что подтверждается справкой Тындинского районного суда от 04.08.2022. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении сторон. Судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Алиеву Э.А. на праве собственности принадлежит "адрес" "адрес" по "адрес" в "адрес".
Постановлением администрации г. Тында от 2 июля 2015 года N сейсмоуселение многоквартирного "адрес" в "адрес" признано экономически нецелесообразным, дом признан подлежащим сносу.
В результате пожара многоквартирный дом по "адрес" в "адрес" от воздействия высокой температуры был уничтожен полностью на общей площади 160 кв.м, причина пожара не установлена.
Постановлением администрации г. Тында N от 03.11.2016 Алиеву Э.А, на основании его заявления, было предоставлено жилое помещение маневренного фонда, заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, состоящего из комнаты площадью 20, 5 кв.м, расположенного по адресу : "адрес" "адрес".
Алиев Э.А. на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, не состоит, малоимущим в установленном законом порядке не признавался.
Разрешая исковые требования Алиева Э.А. о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения взамен аварийного, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Правильно применив приведенные нормы права, исходя из установленных по делу обстоятельств, судебные инстанции пришли к верному выводу, что необходимые условия для внеочередного предоставления истцу жилого помещения по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", отсутствуют, поскольку истец соглашение с органом местного самоуправления о предоставлении истцу другого жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилья в порядке ч. 8 ст. 32 ЖК РФ не заключалось.
Кроме того, обсуждая доводы истца о внеочередном праве на предоставление другого жилого помещения, суды обоснованно указали, что постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года N446 в рамках государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области" утверждена подпрограмма "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области".
С целью реализации указанной государственной программы Амурской области Постановлением Администрации города Тынды от 3 октября 2014 года N утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015 - 2024 годы" с подпрограммой "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Тынды". Срок реализации указанной подпрограммы - до 2024 года.
Подпрограмма "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Тынды" предусматривает предоставление жилых помещений экономкласса, приобретенных (построенных) с использованием субсидий областного бюджета, как нанимателям, так и собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье (раздел 3 подпрограммы).
Постановлением Администрации города Тынды от 14 марта 2017 года N 476а утверждён "Порядок предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области" (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Согласно пунктам 2.1- 2.4 Порядка предоставления жилых помещений переселению из аварийного и (или) ветхого жилищного фонда в рамках Подпрограммы подлежат граждане, включенные в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного на территории города Тынды (далее - Список).
Список формируется на основании заключения межведомственной комиссии города Тынды о признании жилого помещения непригодным, а также сведений о гражданах, подлежащих переселению из аварийного и (или) ветхого жилищного фонда, представляемых администрацией города Тынды, и утверждается правовым актом администрации города Тынды.
Очередность переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, устанавливается исходя из даты подачи гражданами заявлений в администрацию города Тынды на переселение из аварийного и (или) ветхого жилищного фонда. Приобретение жилых помещений для граждан является адресным.
Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, осуществляется до конца текущего года, в котором было поступление субсидии из бюджета Амурской области для приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья.
При переселении граждан из аварийного и (или) ветхого жилищного фонда в соответствии с настоящим Порядком не устанавливаются какие-либо льготы.
Переселение в благоустроенное жилое помещение происходит по мере поступления в муниципальную собственность города Тынды благоустроенных жилых помещений, приобретенных по программе "Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015 - 2020 годы" и подлежащих передаче гражданам в связи с переселением из аварийного и (или) ветхого жилищного фонда.
Руководствуясь положениями приведенной Программы переселения и Порядка, верно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, отклоняя доводы истца о праве на внеочередное представление жилого помещения, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что предоставление жилых помещений лицам, проживающим в аварийных жилых домах и включенных в указанный Список, осуществляется в зависимости от финансовых возможностей областного и местного бюджета, внеочередной порядок предоставления жилых помещений собственникам аварийного жилья программой не предусмотрен.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием, данные доводы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тындинского районного суда Амурской области от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алиева Эльмана Анвер оглы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.