Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Красиковой О.Е, при секретаре судебного заседания Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-395/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания" к Министерству тарифной политики Красноярского края о признании недействующими приложения N 1 и N 2 к приказу от 16 декабря 2021 года N 848-в, по апелляционной жалобе Министерства тарифной политики Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 24 октября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя Министерства тарифной политики Красноярского края ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания" ФИО2, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
16 декабря 2021 года Министерством тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) принят приказ N 848-в "Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку сточных вод по сетям общества с ограниченной ответственностью "Красноярская Сетевая Компания" (г. Красноярск, ИНН N)" (далее - Приказ от 16 декабря 2021 года N 848-в), который опубликован 21 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru, а также в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" N 96(1) от 17 декабря 2021 года.
Приложением N 1 к Приказу от 16 декабря 2021 года N 848-в установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью "Красноярская Сетевая Компания" на долгосрочный период регулирования 2022 - 2024 годы для формирования тарифов на транспортировку сточных вод с использованием метода индексации, а именно на 2022 год базовый уровень операционных расходов в размере 3 973, 61 тыс. рублей, на 2023 год и 2024 год индекс эффективности операционных расходов установлен в размере 1, 00.
Приложением N 2 к Приказу от 16 декабря 2021 года N 848-в установлены тарифы на транспортировку сточных вод для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Красноярская Сетевая Компания", в частности для прочих потребителей: на 2022 год: с 1 января по 30 июня 6, 29 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 6, 29 руб./куб.м; на 2023 год: с 1 января по 30 июня 6, 29 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 6, 30 руб./куб.м; на 2024 год: с 1 января по 30 июня 6, 30 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 6, 41 руб./куб.м.
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярская Сетевая Компания" (далее - ООО "КСК", Общество) обратилось с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия приложения N 1 и N 2 к Приказу от 16 декабря 2021 года N 848-в и возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт. Требования административного искового заявления мотивированы тем, что оспариваемый приказ противоречит требованиям законодательства и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку необходимая валовая выручка и размер тарифа определены в экономически необоснованном размере.
Решением Красноярского краевого суда от 24 октября 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства ФИО3. просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что оспариваемый приказ соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, принят в пределах полномочий Министерства. Апеллянт полагает несостоятельным вывод суда о неправомерно принятой органом тарифного регулирования смете расходов на сумму необходимой валовой выручки 6 569, 39 тыс. рублей, поскольку у уполномоченного органа не возникло необходимости уточнения предложений об установлении тарифов, смета на указанную сумму поступила последней. Вывод суда о необоснованном снижении расходов по статье "Амортизация" также неверен, поскольку в отношении имущества с кадастровым номером N имеется спор в суде, соответственно расходы по статье "Налог на имущество" определен органом регулирования правильно.
На апелляционную жалобу прокурором, участвующим в деле, поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав представителей сторон, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Государственное регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Согласно частям 1 и 7 статьи 31 Закона о водоснабжении холодное водоснабжение и водоотведение отнесены к регулируемым видам деятельности.
В силу части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, перечень которых приведен в статье 31 названного закона, к числу которых относятся тарифы на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 3.15 данного Положения к компетенции Министерства отнесено утверждение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением требований к его форме, процедуре принятия и введения в действие. В указанной части решение суда не обжалуется.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации, при котором расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 54 Основ ценообразования орган регулирования тарифов определяет в соответствии с методическими указаниями величину необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования исходя из экономически обоснованных затрат гарантирующей организации в централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения и протяженности сети регулируемой организации
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29 апреля 2021 года ООО "КСК" обралось в орган регулирования с заявлением N 72-1873 об установлении тарифов на транспортировку сточных вод на долгосрочный период, 2022 - 2024 года.
04 мая 2021 года Министерством принят приказ N83-тв "Об открытии дела об установлении тарифов (цен)".
29 октября 2021 года, 11 ноября 2021 года, 25 ноября 2021 года Обществом были поданы в орган регулирования дополнительные заявления (предложения); размер тарифа, предложенный ООО "КСК" на 2022 год, составил 9, 23 руб./куб.м.
Административным истцом при установлении тарифа на 2022 год в Министерство представлено несколько расчетных смет необходимой валовой выручки, в том числе на сумму 6 569, 38 тыс. рублей, на сумму 53 385 тыс. рублей (диск 1, папка 1) и на сумму 55 165, 09 тыс. рублей.
Согласно экспертному заключению по делу об установлении тарифов (цен) N 52-21в на 2022 - 2024 годы, объем необходимой валовой выручки на 2022 - 2024 годы принят в размере 13 480 тыс. рублей, в том числе: на 2022 год - 4 478, 08 тыс. рублей, на 2023 год - 4 479, 91 тыс. рублей, на 2024 год - 4 522, 10 тыс. рублей.
16 декабря 2021 года состоялось заседание правления Министерства, где принят оспариваемый Приказ от 16 декабря 2021 года N 848-в.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер необходимой валовой выручки определен органом регулирования с нарушением действующего законодательства в сфере водоснабжения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Так, Министерство, снижая расходы по статье "Амортизация" с 1 273, 69 тыс. рублей до 142, 89 тыс. рублей, исходило из того, что департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в Арбитражном суде Красноярского края (дело N) оспаривается право собственности ООО "КСК", зарегистрированное 26 января 2016 года на "хозфекальную канализационную сеть", имеющую кадастровый номер N, в связи с чем, исключило расходы на амортизацию данной сети из необходимой валовой выручки Общества на 2022 год.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, право собственности ООО "КСК" на вышеуказанный объект недвижимости на дату принятия Приказа от 16 декабря 2021 года N 848-в не прекращено, кроме того, в орган регулирования Обществом было представлено надлежащее обоснование несения расходов по статье "Амортизация", такие как карточки учета основных средств и расчет амортизационных отчислений. Следует отметить, что в суде второй инстанции представитель административного истца пояснил, что на сегодняшний день спор в арбитражном суде в отношении "хозфекальной канализационной сети" с кадастровым номером N, не рассмотрен.
Поскольку указанное недвижимое имущество не было учтено органом регулирования при установлении тарифов, то, соответственно, необоснованно произведено снижение расходов Общества по статье "Налог на имущество организаций".
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что поскольку в материалах тарифного дела содержалось несколько смет на разные суммы и указанием разных статей расходов, то Министерство в соответствии с положениями абзаца второго пункта 20 Правил регулирования, согласно которому в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, должно было уточнить в ООО "КСК" актуальную смету расходов необходимой валовой выручки, после чего провести экспертное исследование.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания Приказа от 16 декабря 2021 года N 848-в недействующим в оспариваемой части, поскольку он противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, данные выводы мотивированы и соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 24 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифной политики Красноярского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Р.В. Знаменщиков
Судья
Г.Н. Никитина
О.Е. Красикова
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.