Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-106/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВКД-Проект" к департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о признании недействующим пункта 816 Перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области N4986 от 29 декабря 2021 года, по апелляционной жалобе департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 24 ноября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "ВКД-проект" ФИО9, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
29 декабря 2021 года департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области принят приказ N 4986 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" (далее - Приказ N 4986).
Пунктом 816 приложения к Приказу N 4986 здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень).
Общество с ограниченной ответственностью "ВКД-Проект" (далее - ООО "ВКД-Проект", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта N 816 приложения к Приказу N 4986.
Требования мотивированы тем, что ООО "ВКД-Проект" является собственником помещения с кадастровым номером N в здании с кадастровым номером N (гостиница с медицинским парком и автостоянкой), в связи с чем положения оспариваемого нормативного правового акта регулируют отношения с участием административного истца. Здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, разрешенное использование которого - гостиничное обслуживание - гостиницы (4.7); здравоохранение (3.4) - объекты для оказания гражданам медицинской помощи. Разрешённое использование земельного участка не предполагает размещение на нем административных или офисных зданий. Общая площадь помещений, используемых в качестве административных, торговых, офисных помещений, а также для размещения объектов бытового обслуживания с учетом инфраструктуры, включая автопарковки, составляет 4949, 64 кв.м, что составляет 14, 7 процентов. Фактическое использование здания не позволяет сделать вывод об отнесении здания к объектам, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как кадастровая стоимость. Включение в оспариваемый Перечень здания приводит к некорректному исчислению налога на имущество организации и препятствует реализации налогоплательщиком права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и сборов.
Решением Новосибирского областного суда от 24 ноября 2022 года административное исковое заявление ООО "ВКД-Проект" удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент) ФИО8. просит отменить решение суда полностью и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что здание, принадлежащее административному истцу, включено в Перечень на основании акта обследования фактического использования объектов недвижимости N 136 от 01 декабря 2020 года (далее также - акт, акт обследования). Данное обследование проведено надлежащими лицами и в соответствии с требованиями законодательства. Не согласна с выводом суда о том, что в акте N136 имеются расхождения относительно площадей помещения. Вывод суда о недоказанности административным ответчиком используемых спорных помещений на 6, 7, 8, этажах как "офис" считает неверным, поскольку указанный факт был подтверждён представителем собственника помещения, директором ООО "ВКД-Доходная недвижимость", а также данными информационно-справочной программы 2ГИС. Также отмечает, что действующим законодательством не предусмотрено, что при установлении общей площади парковки, которая является соответствующей инфраструктурой именно для офисных помещений, распределять ее площадь пропорционально площади всех помещений в спорном здании. На момент принятия оспариваемого приказа здание, принадлежащее административному истцу, фактически использовалось для офиса, бытовых услуг, торговли и общественного питания более 20 процентов (26, 6 процентов), что подтверждено актом обследования.
Относительно доводов апелляционной жалобы ООО "ВКД-Проект" области подано возражение.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей сторон, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов по предметам совместного ведения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 14 декабря 2016 года N 428-п департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и функции по нормативному правовому регулированию в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Новосибирской области (далее - областное имущество), управление и распоряжение областным имуществом в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, а также контроль за деятельностью подведомственных государственных унитарных предприятий Новосибирской области и государственных учреждений Новосибирской области.
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как правильно установлено судом первой инстанции, нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются, принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования и правил введения в действие, и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно (подпункты 2 названных пунктов).
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование,
парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области", налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенные в отдельно стоящих нежилых зданиях (строениях, сооружениях) общей площадью свыше 3000 квадратных метров или в многоквартирных домах, общая площадь нежилых помещений в которых превышает 3000 квадратных метров.
По смыслу приведенных положений федерального и регионального законодательства в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным перечисленными правовыми нормами.
Из материалов дела следует, что Обществу принадлежит на праве собственности помещение с кадастровым номером N площадью 5253, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером N с наименованием гостиница с медицинским центром и автостоянкой, сведения о и видах разрешенного использования - отсутствуют.
Материалами дела установлено, что на момент принятия Приказа N 4986, включить спорное здание в Перечень не позволяли ни вид разрешенного использования земельного участка, ни сведения Единого государственного реестра недвижимости и технической документации на здание, что предполагало в силу приведенных положений налогового законодательства необходимость установления фактического использования объекта недвижимости.
Рабочей группой Департамента составлен акт обследования фактического использования объектов недвижимости N 136 от 01 декабря 2020 года, согласно которому объект с кадастровым номером N является нежилым зданием, площадь - 33 644, 9 кв.м, расположен на земельном участке вид разрешенного использование которого - гостиничное обслуживание (4.7) - гостиницы; здравоохранение (3.4) - объекты для оказания гражданам медицинской помощи, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов.
Согласно пункту 4.1 акта доля общей площади осмотренных помещений, используемых для видов деятельности офис, общественное питание, бытовое обслуживание и торговля составляет 26, 6 процентов общей площади объекта нежилого фонда.
По результатам проведенного обследования установлено, что объект соответствует критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 акта).
Фактическое обследование спорного объекта недвижимости должно быть проведено в строгом соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 22 июня 2015 года N 225-п, и акт обследования должен позволять сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания и т.д, и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Как верно установлено судом первой инстанции, состав рабочей группы, указанный в акте обследования, не соответствует составу рабочей группы, утвержденной Департаментом в приказе от 16 ноября 2020 года N3466 "О проведении обследования фактического использования объектов недвижимости".
В пункте 5 акта установлено, что площадь офисов, объектов торговли пищевого питания и бытового обслуживания составила 9 587, 9 кв.м. При вычислении процентного соотношения от общей площади здания площадь офисов, объектов торговли пищевого питания и бытового обслуживания составляет 28, 5 процентов, что отличается от сведений в пункте 4.1, что позволяет сделать вывод о противоречивости акта обследования.
Довод апеллянта о том, что спорные помещения на 6, 7, 8 этажах здания были указаны в качестве офисных в акте обследования, в том числе, со слов представителя собственника, участвующего при проведении обследования, не могут быть приняты во внимание. В резолютивной части акта указано, что обследование проводилось рабочей группой Департамента, в присутствии директора ООО "ВКД-Доходная недвижимость" ФИО12
В акте отсутствуют сведения, достоверно подтверждающие использование указанных помещений в качестве офисных, поскольку в нем не приведено конкретного описания фактического использования конкретных помещений, не указаны выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие о размещении указанных помещений в качестве офисов.
Не могут быть приняты во внимание ссылки апеллянта на сведения 2ГИС и ZOON об организациях, расположенных в спорном здании, поскольку налоговое законодательство не предусматривает возможность формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Судом первой инстанции также верно определено, что административному ответчику при составлении акта обследования необходимо было учесть то обстоятельство, что часть парковочных используется БизнесЦентром, Медпарком, владельцами апартаментов. В связи с чем, доводы жалобы о том, что вся площадь автостоянки подходит под сопутствующую инфраструктуру офисных помещений, являются неверным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, соглашается с выводом суда первой инстанции, что акт обследования не может быть принят в качестве доказательства достоверно подтверждающего фактическое использование объекта недвижимости, поскольку не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосибирского областного суда от 24 ноября 2022 года оставить без изменения апелляционную жалобу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Новосибирский областной суд.
Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи Ю.В. Роженцева
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 03 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.