Апелляционное определение СК по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда от 14 марта 2023 г. по делу N 33-231/2023
Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего
Самойленко А.И, судей:
Новикова М.Ю, Житникова Ю.В, с участием помощника судьи Шепелевой О.В, представителя военного прокурора "данные изъяты" заместителя военного прокурора "данные изъяты", рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-8728/2022 по апелляционным жалобам представителя ответчика - Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Российской Федерации города "данные изъяты"" (далее - Военный комиссариат г. Байконур) и начальника Федерального казённого учреждения " "данные изъяты" (далее - Управление) на решение 26 гарнизонного военного суда от 16 декабря 2022 г, которым удовлетворено исковое заявление военного прокурора "данные изъяты", поданное в защиту прав и законных интересов работника Военного комиссариата г. "данные изъяты" Кузнецовой С.В. к Военному комиссариату г. "данные изъяты" и Управлению о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Житникова Ю.В, объяснения представителя военного прокурора "данные изъяты", возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
как следует из материалов дела, военный прокурор "данные изъяты" обратился в суд с исковым заявлением в защиту права и законных интересов "данные изъяты", работающей с 21 февраля 2022 г. по трудовому договору в Военном комиссариате г. "данные изъяты" в должности "данные изъяты", в котором просил обязать Военный комиссариат г. "данные изъяты" произвести истцу доплату к выплаченной заработной плате за период с 21 февраля по 1 августа 2022 г. с учётом районного коэффициента 1, 4 предусмотренного распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс "Об установлении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в "данные изъяты"" (далее - распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс).
Решением гарнизонного военного суда иск военного прокурора "данные изъяты" гарнизона удовлетворён.
В апелляционной жалобе начальник Управления, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе военному прокурору в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что истец пропустил срок, установленный в ч. 2 ст. 392 ТК РФ.
Анализируя распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г..N 1644рс, положения Конституции Российской Федерации и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики "данные изъяты" о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики "данные изъяты", проживающих и/или работающих на комплексе " "данные изъяты"" (Алма-Ата, 12 октября 1998 г..), Соглашения между Российской Федерацией и Республикой "данные изъяты" о статусе города "данные изъяты", порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2006 г..N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики "данные изъяты", Республики "данные изъяты" и "данные изъяты" Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях", постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г..N 1122, Приложения N 12 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г..N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации", полагает, что поскольку истец работает по трудовому договору в "данные изъяты" "данные изъяты" и ему выплачивается заработная плата с учётом повышения должностного оклада на 50 %, а также компенсационные выплаты к должностном окладу за работу в районе экологического кризиса в размере 30 % должностного оклада и за обеспечение космических программ 50 % должностного оклада, и отсутствует нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий выплату районного коэффициента гражданскому персоналу Вооружённых Сил Российской Федерации, то правовых оснований для выплаты гражданскому персоналу, работающему в воинских частях и иных органах Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на космодроме " "данные
изъяты"" и в г.."данные изъяты", районного коэффициента 1, 4 к заработной плате не имеется.
По её мнению, отсутствие у истца права на получение спорной дополнительной выплаты к заработной плате не ограничивает его права по сравнению с иными категориями рабочих и служащих, поскольку ей в спорный период выплачивалась заработная плата с повышением должностного оклада на 50 % и производились иные выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122.
В апелляционной жалобе представитель "данные изъяты" г. "данные изъяты" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение по тем основаниям, что суд пришёл к неверному выводу о том, что действующая система оплаты труда не в полной мере устанавливает дополнительные льготы и преимущества. Судом оставлено без внимания, что "данные изъяты" "данные изъяты" в полном объёме производятся выплаты в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации "данные изъяты" и постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищённости отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих на космодроме " "данные изъяты"" и в г. "данные изъяты", и членов их семей".
На апелляционные жалобы ответчика и 3 лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора военным прокурором "данные изъяты" "данные изъяты" поданы возражения, в которых он указывает на законность решения гарнизонного военного суда и просит отказать в их удовлетворении.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений военного прокурора "данные изъяты", судебная коллегия исходит из следующего.
По делу установлено, что "данные изъяты" работает в "данные изъяты" "данные изъяты" в должности "данные изъяты", заключённому истцом с военным комиссаром "данные изъяты" "данные изъяты" 21 февраля 2022 г. с последующими дополнительными соглашениями.
Заработная плата истцу производилась "данные изъяты" "данные изъяты" без учёта районного коэффициента 1, 4, установленного распоряжением Совета Министров СССР "данные изъяты"
Из позиции ответчиков, изложенной в возражениях на исковое заявление военного прокурора "данные изъяты", следует, что районный коэффициент 1, 4 к заработной плате "данные изъяты" не выплачивается ввиду отсутствия для этого правовых оснований и получения ею заработной платы и выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе 30 % должностного оклада за работу в зоне экологического кризиса и 50 % должностного оклада за обеспечение космических программ.
Разрешая иск военного прокурора "данные изъяты", поданный в защиту прав и законных интересов "данные изъяты", гарнизонный военный суд пришёл к верному выводу о его удовлетворении, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьёй 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики "данные изъяты" о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики "данные изъяты", проживающих и/или работающих на комплексе " "данные изъяты"", от 12 октября 1998 г. социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих и/или работающих на комплексе " "данные изъяты"", обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено этим Соглашением.
Статьёй 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному Соглашению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих на космодроме " "данные изъяты"" и в г. "данные изъяты", и членов их семей" работа в г. "данные изъяты" отнесена к работе в зоне экологического кризиса.
Статьёй 10.1 Договора аренды комплекса " "данные изъяты"", заключённого между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики "данные изъяты" 10 декабря 1994 г, предусмотрено, что за гражданами Российской Федерации, проживающими на комплексе " "данные изъяты"", сохраняются их конституционные права.
Согласно пункту 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Статья 37 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статьями 146 и 148 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат названному Кодексу.
На основании пункта 4 Положения "данные изъяты", утверждённого Указом Президента Российской Федерации "данные изъяты", военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Оплата труда гражданского персонала организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, в том числе военных комиссариатов, установлена приказом Министра обороны Российской Федерации "данные изъяты"
Пунктом 11 приложения N 2 к указанному приказу Министра обороны Российской Федерации установлено, что к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего СССР, действующими на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Из изложенного следует о том, что действующая система оплаты труда гражданского персонала организаций Министерства обороны Российской Федерации, в том числе военных комиссариатов, предусматривает возможность применения к заработной плате гражданского персонала таких организаций районных коэффициентов, установленных актами государственных органов Союза ССР. При этом действующий нормативный акт Союза ССР, установивший районный коэффициент, не требует обязательного подтверждения актом государственного органа Российской Федерации.
Распоряжением Совета Министров СССР "данные изъяты" установлен районный коэффициент 1, 4 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в "данные изъяты" (в настоящее время - г. "данные изъяты").
То обстоятельство, что этим нормативным правовым актом установлен районный коэффициент не на территории Российской Федерации, не свидетельствует о невозможности его применения к гражданам Российской Федерации, которые в силу международных соглашений исполняют трудовые обязанности на территории комплекса " "данные изъяты"".
Согласно пункту 826 Перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", в него отнесены нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР об установлении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации "данные изъяты" пункт 826 приведённого Перечня в части актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР действует до 1 сентября 2025 г.
Таким образом, распоряжение Совета Министров СССР "данные изъяты", которое установило районный коэффициент 1, 4 для г. "данные изъяты" (в настоящее время - г. "данные изъяты"), на момент рассмотрения спорных отношений действовало и продолжает действовать до 1 сентября 2025 г.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о праве "данные изъяты" на получение районного коэффициента 1, 4 к заработной плате, в связи с чем правомерно возложил на "данные изъяты" обязанность по производству спорной выплаты за период с 21 февраля 2022 г. по 1 августа 2022 г.
Довод начальника Управления в апелляционной жалобе об отсутствии у истца права на получение районного коэффициента 1, 4 к заработной плате ввиду получения им заработной платы с учётом повышения должностного оклада на 50 %, компенсационных выплат к должностном окладу за работу в районе экологического кризиса в размере 30 % должностного оклада, за обеспечение космических программ 50 % должностного оклада, является беспредметным, поскольку спорная выплата имеет иную правовую природу и не заменяет указанные дополнительные выплаты.
Что же касается довода апелляционной жалобы о применении по иску военного прокурора срока исковой давности, установленного частью 2 статьи 392 ТК РФ, то он не относится к настоящему делу, поскольку период, за который суд первой инстанции постановилвзыскать заработную плату с 21 февраля по 1 августа 2022 г. и срок, установленный частью 2 статьи 392 ТК РФ, не пропущен, поскольку иск прокурором в интересах Кузнецовой подан в суд 19 октября 2022 г.
Не опровергает правильность выводов суда первой инстанции о праве истца на применение к его заработной плате районного коэффициента 1, 4, предусмотренного распоряжением Совета Министров СССР от "данные изъяты", и довод представителя Военного комиссариата г. "данные изъяты" в апелляционной жалобе о производстве истцу "данные изъяты" "данные изъяты" заработной платы и дополнительных выплат в полном объёме.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалоб не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 16 декабря 2022 г. по иску военного прокурора "данные изъяты", поданному в защиту прав и законных интересов "данные изъяты", оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14 марта 2023 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.