Апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 09 марта 2023 г. по делу N 33а-94/2023
2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Дуняшина О.О., судей Винника С.Ю. и Леонтьева О.В., при секретаре судебного заседания Макеевой А.С., с участием прокурора, военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа Гениатулиной З.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело " ... " по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 "звание" Довгия Владимира Владимировича об оспаривании бездействий командиров войсковых частей 00000, 11111 и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Расчетный центр), связанных с невыплатой ему выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых военнослужащим задач, проходящим военную службу по контракту, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой короновирусной инфекции на территории Российской Федерации, а также действий командира войсковой части 00000, связанных с изданием приказа об исключении из списков личного состава воинской части, по апелляционным жалобам представителя административного ответчика - командира войсковой части 11111 по доверенности - Калинина А.А. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 1 июня 2022 года и административного истца - Довгия В.В. на дополнительное решение этого же суда от 24 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Дуняшина О.О, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции от 1 июня 2022 года и дополнительного решения от 24 ноября 2022 года, доводы апелляционных жалоб и поступивших возражений, выслушав мнение прокурора, полагавшего необходимым судебные решения оставить без изменения, окружной военный суд
установил:
решением Красноярского гарнизонного военного суда от 12 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Восточного окружного военного суда от 23 сентября 2021 года, административное исковое заявление Довгия удовлетворено частично. Суд признал незаконным бездействия командира войсковой части 00000 и руководителя Расчетного центра, выразившееся в невыплате единовременной выплаты, ежемесячной надбавки за особые достижения в военной службе, специальной социальной выплаты и ежемесячной стимулирующей выплаты за важность выполняемых задач за оказываемую медицинскую помощь за период с мая по июль 2020 года, и возложил на должностных лиц обязанность издать приказ о выплате данных денежных средств за указанный период времени. В удовлетворении требований о признании незаконным приказа командира войсковой части 00000 от 25 марта 2021 года N 111 в части исключения Довгия из списков личного состава воинской части, а также бездействия командира войсковой части 11111, выразившегося в невнесении данных в СПО "Алушта" о производстве ежемесячной стимулирующей выплаты за важность выполняемых задач за оказываемую медицинскую помощь, отказано.
Кассационным определением от 20 апреля 2022 года вышеуказанные судебные акты, в части признания незаконным бездействия командира войсковой части 00000, выразившегося в невыплате Довгию специальной социальной выплаты за оказываемую медицинскую помощь (участие в оказании, обеспечение оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) за период с мая по июль 2020 года, и возложения обязанности на командиров войсковых частей 00000 и 11111, соответственно, издать приказ о данной выплате и внести сведения о ее производстве в СПО "Алушта", а на руководителя Расчетного центра выплатить вышеуказанные денежные средства, отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Красноярского гарнизонного военного суда от 1 июня 2022 года требования о признании незаконными бездействия командира войсковой части 00000 выразившегося в неиздании приказа о выплате административному истцу выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач за период с мая 2020 года по июль того же года, и возложения обязанности на командиров войсковых частей 00000 и 11111, соответственно, издать приказ о данной выплате и внести сведения о ее производстве в СПО "Алушта", а на руководителя Расчетного центра выплатить вышеуказанные денежные средства - удовлетворены.
Определением 2-го Восточного окружного военного суда от 27 октября 2022 года настоящее административное дело снято с апелляционного рассмотрения и направлено в суд первой инстанции для выполнения требований, предусмотренных статьей 183 КАС РФ, а именно в части, касающейся вынесения дополнительного решения по уточнённым требованиям Довгия о признании незаконными действий командира войсковой части 00000, связанных с изданием приказа от 25 марта 2021 года N 111 об исключении из списков личного состава воинской части с возложением обязанности по его отмене, либо изменении в части даты исключения из списков личного состава воинской части на дату обеспечения денежным довольствием.
Дополнительным решением Красноярского гарнизонного военного суда от 24 ноября 2022 года отказано в удовлетворении требования Довгия в данной части.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика - командира войсковой части 11111 по доверенности, Калинин просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение.
Автор жалобы, проводя собственный анализ действующего законодательства, считает, что ежемесячная надбавка за особые достижения в военной службе и стимулирующая выплата Довгию не положены.
Кроме того, обращает внимание на то, что постановление Правительства РФ от 29 августа 2020 N 1312 было отменено, в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 23 ноября 2020 года N 1896, которое вступило в законную силу с 24 ноября 2020 года. Считает, что данный нормативный акт, к спорным правоотношениям не применим, так как в акте указана возможность применения обратной силы с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года, поэтому основания для выплаты стимулирующего характера за период времени с мая по июль 2020 года у административного истца не имеются.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В апелляционной жалобе на дополнительное решение от 24 ноября 2022 года административный истец, ссылаясь на федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76 "О статусе военнослужащих", федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы"), полагает, что непроизведенные ему выплаты являются составляющей денежного довольствия военнослужащего, в связи с чем приказ командира войсковой части 00000 от 25 марта 2021 года N 111 об исключении из списков личного состава воинской части является незаконным и подлежит отмене, либо изменению в части даты исключения из списков личного состава воинской части на дату обеспечения денежным довольствием в полном объеме.
Также указывает, что в резолютивной части судом так и не отражено его требование об изменении даты исключения из списков личного состава воинской части и по нему не принято решение.
В возражениях на апелляционную жалобу административного истца помощник военного прокурора Красноярского гарнизона - Подзолко просит дополнительное решение суда от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и в возражениях на них, окружной военный суд приходит к следующему.
Правительством Российской Федерации 29 августа 2020 года принято постановление N 1312 "Об установлении в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление).
Согласно подпункту "з" пункта 1 Постановления в 2020 году среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, установлена выплата стимулирующего характера за сложность выполняемых задач - 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Пунктом 8 Постановления установлено, что настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.
При этом, правоотношения, установленные Постановлением, действовали до 23 ноября 2020 года в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от этой же даты N 1896 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и которое отменяет указанное выше Постановление.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 года N 537 (действовавший в период возникновения спорных правоотношений) утвержден порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам и за сложность выполняемых задач военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (работающим) в воинских частях, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также медицинским работникам и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (работающим) в организациях санитарно-эпидемиологического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка, военнослужащим, направленным в воинские части, организации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, выплата стимулирующего характера осуществляется по месту работы (военной службы) на основании:
- приказов командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций;
- справок командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций, в которые были направлены работники (военнослужащие), с указанием должностей (воинских должностей), вида оказанной медицинской помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, номеров и дат приказов (по строевой части) о начале (окончании) привлечения работников (военнослужащих) к участию в мероприятиях и периодов их выполнения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Довгий проходил военную службу в войсковой части 00000 в должности "должность" с 30 ноября 2015 года, в 1996 году окончил медицинское училище по специальности сестринское дело.
Из телеграммы начальника штаба войсковой части 22222 от 21 апреля 2020 года, во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 8 апреля того же года, начальника штаба Центрального военного округа от 11 апреля 2020 года о формировании многофункционального медицинского центра при 425 военном госпитале (г. Новосибирск), объявленные распоряжением командующего войсками Центрального военного округа от 8 апреля того же года, Довгий был отобран на должность "... " для оказания медицинской помощи по диагностике и лечению COVID-19.
Приказом командира войсковой части 00000 N 137 от 24 апреля 2020 года административный истец был направлен в служебную командировку в ФГКУ "425 военный госпиталь" Минобороны России (г. Новосибирск) сроком на 90 суток с 24 апреля 2020 года по 22 июля того же года для формирования многофункционального медицинского центра для оказания медицинской помощи по диагностике и лечению COVID-19.
Приказом командира войсковой части 00000 N 137 от 24 апреля 2020 года в период с 25 апреля 2020 года по 22 июля того же года был направлен в командировку для исполнения обязанностей "... " инфекционного отделения (на 35 коек) ФГКУ "425 военный госпиталь" Минобороны России (г. Новосибирск), где оказывал медицинскую помощь лицам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
Как следует из приказа начальника ФГКУ "425 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации N 288 от 28 апреля 2020 года, Довгий прибывший для исполнения обязанностей в многофункциональном медицинском центре, содержащемуся при госпитале по временному штатно-должностному расчету, назначен на должность "... " инфекционного отделения (на 35 коек) данного медицинского центра.
Приказом этого же должностного лица N 389 от 3 июня 2020 года, административный истец с 1 июня того же года привлечен к выполнению особо важных работ, для непосредственного участия по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
Из справок начальника ФГКУ "425 военный госпиталь" Минобороны России и графиков дежурств следует, что Довгий за период с мая 2020 года по июль того же года исполнял обязанности в должности "... " инфекционного отделения (на 35 коек) данного медицинского центра и оказывал специализированную медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
Из приказа начальника ФГКУ "425 военный госпиталь" Минобороны России N 146 от 29 июля 2020 г. следует, что Довгий убыл к месту прохождения службы в войсковую часть 00000.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и правовые нормы, по убеждению суда апелляционной инстанции и вопреки утверждению представителя административного ответчика, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о том, что Довгий имел право на выплату стимулирующего характера за период времени с мая по июль 2020 года, в связи с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Довод автора жалобы о том, что постановление Правительства РФ от 29 августа 2020 N 1312 было отменено, в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 23 ноября 2020 года N 1896, которое вступило в законную силу с 24 ноября 2020 года, на основании этого данный нормативный акт, к спорным правоотношениям не применим, так как в акте указана возможность применения обратной силы с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года, является несостоятельным и ведет к иному толкованию положений норм законодательства.
Так как, согласно ч. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Иные доводы апелляционной жалобы представителя ответчика не могут являться предметом рассмотрения и оценки в настоящем судебном заседании, поскольку по ним принято решение, вступившее в законную силу.
Давая оценку, доводу апелляционной жалобы административного истца на дополнительное решение суда о незаконности его исключения из списков личного состава, в связи с тем, что непроизведенные ему выплаты являются составляющей денежного довольствия военнослужащего, не влечет за собой безусловное изменение даты исключения из списков личного состава воинской части, так как право на получение указанных денежных выплат может быть восстановлено путем возложения на полномочных должностных лиц соответствующих обязанностей, вывод гарнизонного суда о том, что нарушение прав административного истца в этой части может быть устранено без отмены либо изменения приказа с возложением на командование обязанности по обеспечению такими выплатами является обоснованным. Это вывод суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, а также разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 49 Постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих". Поэтому, вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, решение суда в этой части также является правильным.
Неотражение судом в резолютивной части решения требования административного истца об изменении даты исключения из списков личного состава воинской части основанием для изменения или отмены решения суда не является, поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано.
Вопреки доводам жалобы административного истца, суд первой инстанции разрешилтребования административного истца об изменении даты исключения из списков личного состава воинской части и дал им правовую оценку, что следует из дополнительного судебного решения. При этом суд правильно установилспорные правоотношения, определили применил нормы материального права и установилзначимые для разрешения спора обстоятельства. Нарушений норм процессуального права, в том числе по основаниям ст. 310 КАС РФ, влекущих отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 1 июня 2022 года и дополнительное решение этого же суда от 24 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Довгия Владимира Владимировича оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в кассационный военный суд.
Копия верна:
Судья О.О. Дуняшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.