Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гирявого Ю.Н. на решение Краснознаменского районного суда Калининградской области от 27 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 05 октября 2022 г. по административному делу N 2а-240/2022, по административному исковому заявлению прокурора Краснознаменского района Калининградской области к окружному Совету депутатов муниципального образования "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" о признании решения N 57 от 29 июня 2022 г. в части применения к депутату Гирявому Ю.Н. меры ответственности в виде предупреждения незаконным и о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" Гирявого Ю.Н. в связи с утратой доверия.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Гирявого Ю.Н. - Ананина В.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Поповой Е.В. об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснознаменского района Калининградской области обратился в суд с административным иском, указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции был установлен факт неуказания депутатом окружного Совета депутатов МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" Гирявым Ю.Н. при заполнении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данных о расходах на покупку автомобиля "HAVAL F7", в то время как сумма этой сделки составила 1 619 000 руб, что превышает общий доход данного лица и его супруги за три последних года, предшествующих отчетному периоду, который составил 283 463, 47 руб. Кроме того, в разделе 4. Сведений о доходах за 2021 год Гирявой Н.П. (супругой Гирявого Ю.Н.) не указан банковский счет, открытый в ПАО "Сбербанк России" 17 июня 1992 г. (закрыт 24 марта 2022 г.).
По результатам проверки прокурором в окружной Совет депутатов МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" было внесено представление об устранении нарушения требований закона.
Рассмотрев данное представление прокурора, окружной Совет депутатов МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" принял решение N 57 от 29 июня 2022 г, которым к депутату Гирявому Ю.Н. применена мера ответственности в виде предупреждения.
Ссылаясь на то, что совокупность допущенных Гирявым Ю.Н. нарушений свидетельствует о том, что им совершено коррупционное правонарушение, заключающееся в неисполнении требований закона о достоверном и полном заявлении соответствующих сведений, в связи с чем принятое депутатами решение в части применения к депутату Гирявому Ю.Н. меры ответственности в виде предупреждения незаконно и необоснованно, а также на то, что Гирявой Ю.Н. в соответствии с занимаемой им муниципальной должностью наделен правом голосования при принятии решений представительным органам МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" по вопросам местного значения, и его пребывание в статусе депутата окружного Совета депутатов МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" может нарушить права граждан, а также охраняемые законом интересы общества и государства, прокурор просил суд признать незаконным решение окружного Совета депутатов МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" N 57 от 29 июня 2022 г. в части применения к депутату Гирявому Ю.Н. меры ответственности в виде предупреждения и досрочно прекратить его полномочия как депутата за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в связи с утратой доверия.
Решением Краснознаменского районного суда Калининградской области от 27 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 05 октября 2022 г, административный иск удовлетворен. Решение окружного Совета депутатов МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" N 57 от 29 июня 2022 г. в части применения к депутату Гирявому Ю.Н. меры ответственности в виде предупреждения признано незаконным. Полномочия депутата окружного Совета депутатов муниципального образования "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" Гирявого Ю.Н. признаны прекращенными досрочно в связи с утратой доверия.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (здесь и далее положения нормативных правовых актов приведены в редакции, действовавшей в период возникновения и развития спорных правоотношений) депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.
В силу части 7.1 статьи 40 указанного Федерального закона депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в частности, Федеральным законом "О противодействии коррупции".
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", устанавливающего контроль за расходами в том числе лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности, их супруг (супругов), обязывает указанных лиц ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) по каждой сделке по приобретению, в частности транспортного средства, совершенной им, его супругой (супругом) в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции").
В силу пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.
Согласно части 7.3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 данной статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Таким же правом обладает прокурор, поскольку в силу пунктов 1 и 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 указанного Федерального закона).
Следовательно, внесенные 03 апреля 2017 г. в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанному обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе с органами местного самоуправления, ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, и не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Таким образом, процедура досрочного прекращения полномочий депутата предполагает инициирование вопроса компетентным должностным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) решения. Соответственно у органа местного самоуправления возникает обязанность в установленном порядке завершить начатую компетентным должностным лицом процедуру привлечения виновного лица к публично-правовой ответственности в виде прекращения его полномочий или применения иной меры ответственности.
При этом возможность применения к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера иных мер ответственности, в том числе в виде предупреждения, допускается частью 7.3.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" только при условии, если искажение соответствующих сведений является несущественным.
Из материалов дела усматривается, что Гирявой Ю.Н, являясь депутатом окружного Совета депутатов МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области", в нарушение вышеуказанных требований закона при заполнении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год не указал сведения о расходах на покупку автомобиля "HAVAL F7" в сумме 1 619 000 руб, что превышает общий доход данного лица и его супруги за три последних года, предшествующих отчетному периоду, который составил 283 463, 47 руб, что Гирявым Ю.Н. не оспаривается.
20 июня 2022 г. прокурором в адрес окружного Совета депутатов МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции в данной части.
При этом, исходя из характера допущенного Гирявым Ю.Н. коррупционного нарушения, выразившегося в представлении им заведомо неполных сведений о расходах на приобретение дорогостоящего имущества, он в силу пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия. Оснований для признания данного искажения несущественным и соответственно для применения положений части 7.3.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то есть для применения к нему иной меры ответственности, не связанной с досрочным прекращением полномочий депутата, не имеется.
Вместе с тем, рассмотрев представление прокурора, окружной Совет депутатов МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" принял решение N 57 от 29 июня 2022 г, которым к депутату Гирявому Ю.Н. применена мера ответственности в виде предупреждения.
Таким образом окружным Советом депутатов не было принято в установленном порядке соответствующее требованиям закона решение, не выполнена прямая предусмотренная законом обязанность, что явилось основанием для обращения прокурора в суд.
Установив изложенные выше обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о незаконности решения окружного Совета депутатов МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" N 57 от 29 июня 2022 г. в части применения к депутату Гирявому Ю.Н. меры ответственности в виде предупреждения и обоснованно досрочно прекратил полномочия Гирявого Ю.Н. как депутата в связи с утратой доверия.
Доводы о том, что принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата относится к исключительной компетенции Совета депутатов, в связи с чем, необходимым условием принятия такого решения является соблюдение предусмотренной законом процедуры, нельзя признать обоснованными, поскольку в силу действующего законодательства принятие решения о привлечении виновного лица к публично-правовой ответственности является завершающим этапом проверки; при этом у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия, как на проведение такой проверки, так и полномочия по перепроверке сведений, изложенных в заявлении компетентного должностного лица.
Ссылки на то что обращение прокурора в суд связано с депутатской деятельностью Гирявого не соответствуют материалам дела, поскольку предъявление прокурором иска связано с грубым нарушением Гирявым Ю.Н. законодательства о противодействии коррупции.
Участие Гирявого Ю.Н. в настоящем административном деле в качестве заинтересованного лица не повлияло на объем его процессуальных прав и не лишало возможности отстаивать правовую позицию об отсутствии, по его мнению, правовых оснований для прекращения полномочий депутата, поскольку в силу части 3 статьи 47 Кодекса административного производства РФ заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, в данном случае административного ответчика.
Такая правовая позиция выражена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07 сентября 2022 г. N 58-КАД22-15-К9.
Довод Гирявого Ю.Н. о незаконности рассмотрения дела судом в его отсутствие проверен судом апелляционной инстанции и не нашел подтверждения.
Установлено, что Гирявой Ю.Н. был надлежащим образом извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, накануне судебного заседания лично подал в приемную суда ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью.
При этом из материалов дела усматривается, что ранее от Гирявого Ю.Н. дважды поступали ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с его болезнью, рассмотрение дела откладывалось.
Из информации и. о. главного врача ГБУЗ КО "Краснознаменная центральная районная больница" от 27 июля 2022 г. следует, что Гирявой Ю.Н. при наличии у него соответствующего диагноза может по состоянию здоровья принимать участие в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о злоупотреблении Гирявым Ю.Н. своими процессуальными правами и в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ вправе был рассмотреть дело в отсутствие Гирявого Ю.Н.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснознаменского районного суда Калининградской области от 27 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 05 октября 2022 г. по административному исковому заявлению прокурора Краснознаменского района Калининградской области к окружному Совету депутатов муниципального образования "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" о признании решения N 57 от 29 июня 2022 г. в части применения к депутату Гирявому Ю.Н. меры ответственности в виде предупреждения незаконным и о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области" Гирявого Ю.Н. в связи с утратой доверия, оставить без изменения, кассационную жалобу Гирявого Юрия Николаевича - без удовлетворения.
Решение Краснознаменского районного суда Калининградской области от 27 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 05 октября 2022 г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.