Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 января 2022 года (N 2а-2731/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2022 года (N 33а-3774/2022) по административному исковому заявлению гаражного кооператива "Мотор" к администрации муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области об оспаривании бездействия, выразившегося в не принятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
гаражный кооператив "Мотор" обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в котором просил:
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в не принятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги улица Березовая в городе Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области;
обязать администрацию муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области определить состав и виды дорожных работ на автомобильной дороге улицы Березовая, после чего организовать на указанной автомобильной дороге проведение установленного вида ремонта с целью приведения дорожного покрытия, освещения в соответствии с нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.
В обоснование требований указал, что местом расположения территории гаражного кооператива "Мотор" является земельный участок по ул. Березовая, граничащий с муниципальной автомобильной дорогой, используемой членами ГК "Мотор" для перемещения к своему имуществу. Дорожное покрытие указанной автомобильной дороги имеет многочисленные повреждения, размеры которых превышают допустимые нормы, установленные ГОСТ Р 50597-2017, а местами наблюдается полное отсутствие дорожного покрытия, что представляет опасность для участников дорожного движения.
ГК "Мотор" неоднократно обращался в администрацию муниципального образования Сертолово с заявлением по вопросу ремонта автомобильной дороги, однако администрация отказала в проведении ремонта дороги ссылаясь на отсутствие денежных средств в местном бюджете, а также возможность проведения ремонтных работ дорожного покрытия в рамках актуализации муниципальной программы "Благоустроенный город Сертолово" и формирования бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
УМВД России по Всеволожскому району проведена проверка, в результате которой выявлены недостатки дорожного покрытия, в адрес администрации муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района выдано предписание на устранение выявленных недостатков. Предписание администрацией не исполнено, ремонт дороги не произведен.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2022 года, административный иск ГК "Мотор" удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 12 января 2023 года, администрация муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права и настаивая на отсутствии незаконного бездействия.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что ГК "Мотор" обратился в администрацию муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области с заявлением об осуществлении ремонта дороги ул. Березовая в городе Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Указанная дорога с кадастровым N относится к муниципальному имуществу муниципального образования Сертоловское городское поселение, что подтверждается выпиской N 79 от 19 ноября 2021 года.
Административным ответчиком отказано в проведении ремонта автомобильной дороги по ул. Березовая.
31 мая 2021 года ОГИБДД УМВД России по Всеволожскому району Ленинградской области выдано предписание администрации муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в котором указано на необходимость срочного выполнения комплекса мер по устранению повреждений дорожного покрытия (выбоины, просадки, проломы, иные повреждения) ул. Березовая в городе Сертолово.
На основании распоряжения администрации муниципального образования Сертолово и муниципального контракта от 22 января 2021 года подрядной организацией 8 июня 2021 года произведен ямочный ремонт дорожного полотна ул. Березовая от ул. Мира вдоль границ земельных участков, занятых многоквартирными домами. Дорожное покрытие отремонтировано частично.
В ходе судебного разбирательства во исполнение определения суда от 17 декабря 2021 года ОГИБДД УМВД России по Всеволожскому району Ленинградской области произведен выезд по месту расположения автомобильной дороги по адресу: "адрес" до ГК "Мотор" с целью составления акта обследования дороги.
Государственным инспектором Дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Всеволожскому району Тарасовым М.В. составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 21 января 2022 года, из которого следует, что в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" имеются многочисленные повреждения покрытия проезжей части в виде выбоин и просадок.
При рассмотрении дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что автодорога по ул. Березовая расположена в границах Сертоловского городского поселения, находится в собственности данного поселения. Следовательно, содержание автомобильной дороги по улице Березовой, исходя из требований статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесено к компетенции администрации городского поселения.
Дорожное полотно по ул. Березовой отремонтировано частично, ремонт оставшейся части дороги, требующей капитального ремонта, запланирован на более поздний срок на иных условиях.
Удовлетворяя требования ГК "Мотор" и обязывая администрацию муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области привести автомобильную дорогу в соответствие с нормативными требованиями, суд первой инстанции исходил из того, что именно на администрацию муниципального образования Сертоловское городское поселение возложена обязанность по содержанию спорной автомобильной дороги, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 16 сентября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, в частности, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено понятие автомобильной деятельности, которая представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (часть 4 статьи 6).
Согласно положениям раздела 3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В пункте 3.1 ГОСТ Р 50597-93 указано, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине.
Доводы административного ответчика об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на ремонт автомобильной правильно оценен судами, как не являющийся основанием для освобождения административного ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.
Доводы о том, что ООО "ПСФ "Строитель" должно в соответствии с заключенным договором о развитии застроенной территории произвести ремонт автомобильной дороги, верно отклонены как несостоятельные, так как эти доводы противоречат приведенному выше федеральному законодательству.
Заключение администрацией муниципального образования Сертоловское городское поселение с ООО "ПСФ "Строитель" договора о развитии застроенной территории, по условиям которого подлежит выполнению капитальный ремонт автомобильных дорог в г. Сертолово не освобождает уполномоченный орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Сертоловское городское поселение от установленной законом обязанности осуществлять контроль за состоянием дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечивать их соответствие эксплуатационным требованиям.
Выводы судебных инстанций по существу спора являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, по делу не установлено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании ее подателем закона и отмену обжалуемых актов не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 13 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.