Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми на решение Печорского городского суда Республики Коми от 23 июня 2022 года (N 2а-703/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 сентября 2022 года (N 33а-6481/2022) по административному исковому заявлению Таипова Р.Ш. к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными решения, действий (бездействия), присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Таипов Р.Ш. обратился в Печорский городской суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными решения, действий (бездействия), присуждении компенсации за нарушение условий содержания, в обоснование указав, что 28 августа 2018 года прибыл для отбывания уголовной меры наказания в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, в период содержания в котором 10 сентября 2018 года переведен в строгие условия отбывания наказания и размещен в отряд N 8 (СУОН), где содержался по 20 ноября 2018 года.
Оспаривая решение об изменении условий отбывания наказания с обычных на строгие, истец указывал на отсутствие оснований для принятия такого решения, поскольку нарушений установленного порядка отбывания наказания он не совершал и не был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Незаконное в период с 10 сентября по 20 ноября 2018 года содержание в строгих условиях отбывания наказаний привели к лишению его прав на очередное длительное свидание, на очередную посылку или передачу, к ограничению в ежедневных прогулках на свежем воздухе. Кроме того, административный истец указал, что условия содержания в отряде N 8 (СУОН) были ненадлежащими, поскольку отсутствовало горячее водоснабжение, питьевая вода не соответствовала требованиям, не соблюдался температурный режим в жилых помещениях, ненадлежащем питании, ссылаясь в обоснование на судебные постановления, которыми приведенные обстоятельства установлены в качестве нарушений. Просил взыскать денежную компенсацию в размере 300 000 рублей.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 23 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 сентября 2022 года, административные исковые требования Таипова Р.Ш. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение администрации ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о переводе Таипова Р.Ш. из карантинного отделения с 10 сентября 2018 года в строгие условия отбывания наказания (отряд N 8). Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в содержании Таипова Р.Ш. в период с 10 сентября 2018 года по 19 ноября 2018 года в строгих условиях отбывания наказания (отряде N8). Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми по необеспечению надлежащих условий содержания Таипова Р.Ш. в отряде N 8 в период с 10 сентября 2018 года по 19 ноября 2018 года. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Таипова Р.Ш. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 7000 рублей.
В кассационной жалобе на решение Печорского городского суда Республики Коми от 23 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 сентября 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 28 декабря 2022 года, Федеральная служба исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, завышенном размере взысканной судом компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, Таипов Р.Ш. осужден Верховным Судом Чеченской Республики 11 сентября 2007 года с учетом изменений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 30 января 2008 года к 22 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
На основании постановления Печорского городского суда Республики Коми от 26 марта 2015 года о переводе в тюрьму на срок три года Таипов Р.Ш. 27 июня 2015 года убыл в ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области, откуда для дальнейшего отбывания уголовного наказания 28 августа 2018 года прибыл в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми.
По прибытии в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике 28 августа 2018 года Таипов Р.Ш. был помещен в карантинное отделение, с 10 сентября 2018 года переведен в строгие условия отбывания наказания, где содержался по 19 ноября 2018 года, когда решением комиссии администрации ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми был переведен из строгих условий отбывания наказания (отряд N 8) в обычные условия отбывания наказания (отряд N 4), где содержится по настоящее время.
Разрешая требования иска в части доводов о незаконности отбывания наказания в строгих условиях отбывания наказания в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 87, 122 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, установив, что осужденный Таипов Р.Ш, отбывая уголовное наказание в ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области, по отбытии срока наказания 12 месяцев на строгом виде режима, не имея взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, по решению комиссии исправительного учреждения (протокол N 52 от 25 августа 2016 года) был переведен на общий режим в тюрьме с 25 августа 2016 года, пришел к выводу о неправомерности действий стороны административного ответчика о переводе Таипова Р.Ш. с 10 сентября 2018 года в отряд строгих условий отбывания наказания, а равно нарушении прав административного истца, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Учитывая, что с 25 августа 2016 года Таипов Р.Ш. отбывал наказание в обычных условиях, что не оспаривалось сторонами по делу и достоверно установлено материалами настоящего дела, действия административного ответчика по переводу истца с 10 сентября 2018 года в отсутствие правовых оснований в строгие условия противоречат требованиям статьи 122 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предписывающим, что при переводе осужденного из одной исправительной колонии строгого режима в другую он продолжает отбывать наказание на тех же условиях, которые ему были определены до перевода, и безусловно свидетельствуют о нарушении прав административного истца.
Выводы судов основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Оснований полагать размер взысканной компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами судов, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Печорского городского суда Республики Коми от 23 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 23 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 13 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.