Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе федерального государственного казенного учреждения "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 1 августа 2022 года (N 2а-3641/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 ноября 2022 года (N 33а-3431/2022) по административному исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы представителя УФССП России по Мурманской области Кузнецовой Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
федеральное государственное казенное учреждение "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "Северо-западное ТУИО" Минобороны России) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов Октябрьского округа города Мурманска Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области (далее - ОСП Октябрьского округа города Мурманска УФССП по Мурманской области) Копытиной О.И. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указало, что 28 июня 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского округа города Мурманска УФССП по Мурманской области в рамках исполнительного производства от 11 марта 2022 года N-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Октябрьским районным судом города Мурманска в отношении ФГБУ "Северо-западное ТУИО" Минобороны России, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Административный истец полагал постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, поскольку неисполнение судебного акта связано с отсутствием финансирования и соответствующих специалистов для выполнения ремонтных работ, учреждением в рамках своей компетенции предпринимаются все зависящие от него меры, направленные на организацию исполнения решения суда.
Указывал, что на основании договора безвозмездного пользования от 8 июля 2021 года объект недвижимости, территорию земельного участка которого необходимо обустроить во исполнение решения суда, передан в безвозмездное пользование ФГКУ "1469 Военно-морской клинический госпиталь" Минобороны России.
ФГБУ "Северо-западное ТУИО" Минобороны России просило суд признать незаконным и отменить постановление ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского округа города Мурманска УФССП по Мурманской области Копытиной О.И. о взыскании исполнительского сбора от 28 июня 2022 года.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 1 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 ноября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований ФГБУ "Северо-западное ТУИО" Минобороны России отказано. Судом постановлено уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с ФГБУ "Северо-западное ТУИО" Минобороны России на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского округа города Мурманска УФССП по Мурманской области от 28 июня 2022 года, в рамках исполнительного производства N-ИП до 38 000 рублей.
В кассационной жалобе на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 1 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 ноября 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 9 января 2023 года, ФГБУ "Северо-западное ТУИО" Минобороны России ставит вопрос об отмене судебных актов, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа серии ФС N от 4 марта 2021 года, выданного Октябрьским районным судом города Мурманска по делу N 2-282/2021, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского округа города Мурманска УФССП по Мурманской области 11 марта 2022 года возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Предметом исполнения является возложение на ФГБУ "Северо-западное ТУИО" Минобороны России обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по благоустройству территории земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002127:3, расположенного по адресу: "адрес".
Копия данного постановления получена ФГБУ "Северо-западное ТУИО" Минобороны России 30 марта 2022 года.
Срок добровольного исполнения установлен должнику в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5 дней, который с учетом получения постановления должником, истекал 6 апреля 2022 года.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 11 марта 2022 года разъяснена возможность взыскания с должника исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Из акта совершения исполнительных действий от 11 апреля 2022 года следует, что решение суда ФГБУ "Северо-западное ТУИО" Минобороны России не исполнено.
В связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, а также непредставлением доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая потребовалась в целях надлежащего исполнения, 28 июня 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского округа города Мурманска УФССП России по Мурманской области вынесено постановление о взыскании с ФГБУ "Северо-западное ТУИО" Минобороны России исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Разрешая заявленные требования, установив, что в предусмотренный законом срок требование исполнительного документа должником не выполнено, доказательства невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы отсутствуют, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель правомерно вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, поскольку данная мера ответственности должника предусмотрена нормами статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Вместе с тем, приняв во внимание статус должника как федерального государственного казенного учреждения, отсутствие финансирования в необходимом объеме, суд первой инстанции уменьшил исполнительский сбор, взысканный с ФГБУ "Северо-западное ТУИО" Минобороны России.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу предписаний статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Доводы, приведенные ФГБУ "Северо-западное ТУИО" Минобороны России в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимым препятствиям, предусмотренным частью 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не относятся.
Выводы судебных инстанций по существу спора являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 1 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 1 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 ноября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 16 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.