Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Кулешовой Е.А, Судей: Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 06 октября 2022 года по административному делу N 2а - 3608/2021 по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Светогорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании поставить на кадастровый учет автомобильный путепровод.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Малащенко Е.О, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышева Я.В, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Светогорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации МО "Выборгский район" по неисполнению обязанности по постановке на государственный кадастровый учет объекта - автомобильный путепровод, располагающийся на территории МО "Светогорское городское поселение", по адресу: Ленинградская область, Выборгский район. Светогорск, 100 м в сторону Финляндской Республики от дома N 1 корп 1 лит. А ул. Вокзальной, пересекающий объект железнодорожной инфраструктуры на 27 км ПК 2 по ст. Светогорск участка "Каменногорск - Светогорск" и обращению с заявлением в органы Росреестра о принятии указанного путепровода на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, обязании администрации МО "Выборгский район" поставить на государственный кадастровый учет указанный автомобильный путепровод.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Выборгской городской прокуратурой по обращению и.о. начальника Октябрьской дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД Осташко С.Э. проведена проверка исполнения администрацией МО "Светогорское городское поселение" и администрацией МО "Выборгский район" законодательства в сфере дорожной деятельности.
В ходе проверки состояния объектов автотранспортной инфраструктуры выявлено бесхозяйное сооружение - автодорожный путепровод, пересекающий объект железнодорожной инфраструктуры на 27 км ПК 2 по ст. Светогорск участка "Каменногорск - Светогорск". расположенный по адресу: "адрес"
Установить собственника указанного путепровода в ходе проверки не представилось возможным. Путепровод не состоит на балансе ни у одной организации, техническая документация на сооружение отсутствует, надлежащее техническое обслуживание не проводится.
Таким образом, указанный автомобильный путепровод, располагающийся на территории МО "Светогорское городское поселение", не имеющий собственника, фактически является бесхозяйным имуществом.
Принимая во внимание, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - указанный автомобильный путепровод, отсутствуют, полагают, что именно администрация МО "Выборгский район" обязана осуществить кадастровый учет спорного объекта недвижимости, находящегося в границах муниципального образования и не находящегося ни в федеральной, ни в региональной собственности.
Поскольку балансодержатель путепровода не установлен, принимая во внимание, что непринятие по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозного автомобильного путепровода, может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц, Выборгский городской прокурор обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 06 октября 2022 года признано незаконным бездействие администрации МО "Выборгский район" по неисполнению обязанности по постановке на государственный кадастровый учет объекта - автомобильный путепровод, располагающегося на территории МО "Светогорское городское поселение", по адресу: "адрес" пересекающего объект железнодорожной инфраструктуры на 27 км ПК 2 по ст. Светогорск участка "Каменногорск - Светогорск", и обращению с заявлением в органы Росреестра о принятии указанного путепровода на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в соответствии с требованиями ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, которое привело к наличию угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушению безопасности движения поездов, создало высокий риск обрушения аварийных объектов.
Суд обязал администрацию МО "Выборгский район" осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта - автомобильный путепровод, располагающегося на территории МО "Светогорское городское поселение", по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, 100 м в сторону Финляндской Республики от дома N 1 корп. 1 лит. А ул. Вокзальной, пересекающего объект железнодорожной инфраструктуры на 27 км ПК 2 по ст. Светогорск участка "Каменногорск - Светогорск", и обратиться с заявлением в органы Росреестра о принятии указанного путепровода на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в соответствии с требованиями ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, в срок до 31 декабря 2022 года.
В удовлетворении требований к администрации МО "Светогорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о призвании бездействия незаконным, обязании поставить на кадастровый учет автомобильный путепровод отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 09 января 2023 года, представитель администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела. Указали, что в районе нахождения путепровода отсутствует население и населенные пункты, между которыми необходима организация транспортного обслуживания.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что автомобильная дорога и путепровод над железнодорожными путями на 27 км ПК 2 по ст. Светогорск участка "Каменногорск - Светогорск" расположены за пределами МО "Светогорское городское поселение" на территории МО "Выборгский район".
В ходе проверки Выборгской городской прокуратурой состояния объектов автотранспортной инфраструктуры выявлено бесхозяйное сооружение - автодорожный путепровод пересекающий объект железнодорожной инфраструктуры на 27 км ПК 2 по ст. Светогорск участка "Каменногорск - Светогорск", расположенный по адресу: Ленинградская область. Выборгский район, г. Светогорск, 100 м в сторону Финляндской Республики от дома N 1 корп. 1 лит. А по ул. Вокзальной.
В материалах дела имеется акт осмотра автодорожного путепровода на 27 км ПК 2 по ст. Светогорск участка "Каменногорск - Светогорск" от 14.05.2020 г, составленный комиссией из начальника производственного участка N9, мастера участка N9 ОАО "РЖД" и представителя администрации МО "Светогорское городское поселение", которые пришли выводу о том, что сооружение находится в неудовлетворительном состоянии.
Установить собственника указанного путепровода в ходе проверки не представилось возможным, путепровод не состоит на балансе ни у одной организации, техническая документация на сооружение отсутствует, надлежащее техническое обслуживание не проводится, что препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием автомобильной дороги и угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно сведениям, полученным от администрации МО "Светогорское городское поселение", автомобильная дорога на которой расположен спорный путепровод, не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО "Светогорское городское поселение".
По сведениям Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом и комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, спорный автомобильный путепровод на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Ленинградской области не расположен, в реестре государственно имущества Ленинградской области не учтен.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что обязанность принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на объект недвижимости - автомобильный путепровод, должна быть возложена на администрацию МО "Выборгский район", поскольку данный объект находится вне границ городского поселения, но в границах муниципального района; путепровод не располагается на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Ленинградской области, в реестре государственного имущества Ленинградской области не учтен, к федеральной собственности автодорога и расположенный на ней путепровод также не отнесены.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.п. 5, 4.1, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 50 указанного Федерального закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В силу пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона N 257 - ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 3 ст. 3 указанного Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено, что искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. N 931 (далее - Порядка), на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 года N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" мосты автодорожные, включая подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями являются элементами автомобильной дороги.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений, суды правомерно пришли к выводу о том, что автомобильная дорога представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем, такая дорога представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, путепровод) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Довод кассационной жалобы о том, что путепровод находится в удовлетворительном состоянии и не угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушению безопасности движения поездов и автотранспорта, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и был правомерно отклонен как противоречащий материалам дела.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 06 октября 2022 года по административному делу N 2а - 3608/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 06 октября 2022 года, кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.