Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-918/2022) по кассационной жалобе ФСИН России и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Колпинского районного суда г.Санкт-Петербурга от 19 апреля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 ноября 2022г. (N33а-26598/2022) по административному иску Мурашова К.И. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия), присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя ФСИН России Югай А.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мурашов К.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания под стражей административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за период с 21 ноября 2011г. по 19 апреля 2012г, а также присудить административному истцу компенсацию за ненадлежащие условия содержания по стражей в размере 370 000 рублей, из расчета 2 500 рублей за каждый день.
В обоснование заявленных требований Мурашов К.И. указал, что в период с 21 ноября 2011г. по 19 апреля 2012г. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, расположенным по адресу: "адрес". Как указал административный истец, условия его содержания были нарушены, что он содержался в камерах NN342, 303, 923, при этом, камеры не были оборудованы столом и скамейкой с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом вмонтированным в стену, баком с питьевой водой, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, тазами для гигиенический целей и стирки одежды, вентиляционным оборудованием. Также административный истец указал, что линолеум, либо деревянное покрытие полов в камере отсутствовало, оконные рамы были сломаны и не закрывались, унитаз не был отгорожен от жилой зоны камеры и дверного глазка. В камерах обитали различные насекомые, в том числе клопы и тараканы. Кроме того, со стен и потолка камеры на голову и в тарелки с пищей осыпалась старая штукатурка и краска, лампочка дневного освещения была не мощнее 40 Вт. Также административный истец указал, что в зимнее время в камере было очень холодно, при этом, в камере N923 одна из стен полностью промерзала. Камеры были оборудованы двумя трехъярусным кроватями, при этом, в камерах, совместно с Мурашовым К.И. одновременно содержалось еще трое заключенных, тогда как камера была размером 7 кв.м. и пространства было недостаточно на одного человека, было ощущение тесноты. Административный истец отметил, что постельные принадлежности в полном объеме выданы не были, матрацы и простыни выдавались грязные, порванные.
Также административный истец указал, что в камерах все курили, постоянно стоял дым, когда как Мурашов К.И. не курит. В помывочном помещении было неисправно сантехническое оборудование, из четырех кранов работало только два, в связи с чем, не хватало установленных 15 минут на помывку в душе. Также в камерах отсутствовало водоснабжение, горячую воду по камерам не разносили.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2022г. административный иск Мурашова К.И. удовлетворен частично, признаны незаконными действия (бездействия) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по необеспечению надлежащих условий содержания Мурашова К.И, в его пользу с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в размере 60 000 рублей, в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 ноября 2022г. решение Колпинского районного суда г.Санкт-Петербурга от 19 апреля 2022г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Мурашов К.И. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с 22 ноября 2011г. по 20 апреля 2012г.
В указанный период Мурашов К.И. содержался в камерах NN 342, 303, 922, 923, 677, 687, площадь каждой из которых составляла 8 кв.м.
Камерные помещения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в которых содержался Мурашов К.И, оборудованы электрическими лампами, из них 1 светильник дневного освещения с количеством ламп в светильниках - 1, 1 лампа дежурного освещения. Для обеспечения дневного освещения с 06-00 часов до 22-00 часов в светильниках установлены лампы накаливания мощностью 75 Вт, в ночное время с 22-00 часов до 06-00 часов включается дежурное освещение, лампы накаливания мощностью 40 Вт.
Все камерные помещения оборудованы: двухуровневыми кроватями с полками для вещей, столом, скамейками (2 шт.), шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, настенным зеркалом, светильниками дневного и ночного освещения, санитарным узлом, водопроводной водой, соответствующей санитарным нормам и подаваемой централизованно из городской сети, радиатором системы водяного отопления. Также предусмотрено дневное (естественное) освещение (имеются окна), розетки для подключения электроприборов, вызывная сигнализация, имеются (оборудованы) вентиляционные отдушины, веник, совок, радиодинамик, бачок с регулярно обновляемой, в соответствии с графиком замены, питьевой водой, установленный на подставке. Стол или тумба для кипячения воды не предусмотрен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005г. N189.
В период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мурашов К.И. был обеспечен индивидуальным спальным местом, которым пользовался только он. При поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мурашов К.Л. получал норму вещевого довольствия подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, а именно: постельные принадлежности - матрац, подушку, одеяло, постельное белье - две простыни, наволочку; полотенце; столовую посуду и столовые приборы - миску (на время приема пищи), кружку, ложку, а также получил индивидуальные средства гигиены: мыло, зубную щетку, зубную пасту, одноразовую бритву.
На период содержания Мурашова К.И. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, снабжение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области водопроводной водой, производилось централизованно из городской сети на основании договоров с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и ГУП "ТЭК", соответствующей санитарным нормам и стандартам ГОСТ и СанПиН. Отсутствие холодной и горячей воды в камерных помещениях возможно лишь в случае аварии магистрального трубопровода водоснабжения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Ввиду отсутствия горячей воды в камерных помещениях в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выдавались водонагревательные приборы по заявлению лиц, содержащихся в камере, в порядке очередности.
Камерные помещения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где содержался Мурашов К.И, имели стены и потолок, находящиеся в нормальном техническом состоянии (пригодны к использованию по функциональному назначению без проведения ремонта, имеет незначительные дефекты отделки), и которое соответствуют требованиям СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отелочные покрытия" и "СП 71.133330.2017. Свод правил. Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87".
С целью предупреждения возникновения инфекционных заболеваний в учреждении ежемесячно проводились: профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация силами специализированной организации на основании договоров. В период содержания Мурашов К.И. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области санитарная обработка камер проводилась ежемесячно, по эпидемическим показаниям и при выявлении насекомых и грызунов.
Из материалов дела следует, что за период содержания Мурашова К.И. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, он не реже одного раза в неделю имел возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Душевые ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, соответствовали гигиеническим нормам, оборудованы вешалками для переодевания, 5 кабинами, с 6 распылителями в каждой и в течение всего периода пребывания заявителя в учреждении, находились в технически исправном состоянии. Выдача чистого постельного белья взамен использованного производилась еженедельно, после каждой помывки.
Камерные помещения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где содержался Мурашов К.И. были оборудованы санитарным узлом: унитазом, бачком со сливным механизмом, раковиной (все в исправном состоянии), санитарный узел расположен на уровне пола, в удаленном месте камеры, и отдален от стола на расстоянии не менее 2-х метров, огражден перегородкой, изготовленной из древесно-стружечной плиты в металлическом каркасе высотой 1 м 50 см, что обеспечивало приватность.
Измерение микроклимата камерный помещений ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где содержался Мурашов К.И, проводилась ежеквартально с привлечением специалистов медицинской части учреждения с проведением замеров. Средняя температура в камерных помещениях в летний период составляла: +22 С°, в зимний период: +18 С°. Влажность воздуха находилась в пределах нормы. Неприятного запаха в камерных помещениях не ощущалось. Влажность воздуха находилась в пределах нормы. Неприятного запаха в камерных помещениях не ощущалось.
Согласно акту N2603 от 16 ноября 2012г. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области проводилась дезинфекция.
Ежедневно в каждом камерном помещении учреждения содержащимися в нем подозреваемыми и обвиняемыми производилась уборка с целью не допущения образования грязи и плесени, в связи с чем, в каждом камерном помещении имелся инвентарь для уборки. Также во всех камерных помещениях своевременно производилась обработка противогрибковым средством всех поверхностей. Регулярно заключались контракты со специализированными организациями на оказание услуг по дератизации и дезинсекции. Санитарный узел расположен на уровне пола и огражден от жилого помещения камеры, что обеспечивает приватность.
Душевые регулярно подвергались санитарной обработке (моются, чистятся, дезинфицируются). На территории учреждения имелась прачечная. Еженедельно после каждой помывки производилась смена и стирка постельного белья.
В камерных помещениях соблюдались установленные законодательством санитарные нормы, имеется теплоснабжение, а также водоотведение и электроснабжение, для чего получены необходимые заключения о соответствии и заключены договоры с поставщиками топливно-энергетических ресурсов.
Для поддержания режима температуры и влажности во всех камерных помещениях учреждения осуществляется постоянная естественная вентиляция в соответствии со СП 247.1325800.2016 "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", оконный блок камер оборудуется форточкой, расположенной в верхней части блока и открывающейся в горизонтальной плоскости - откидное открывание (максимально - под углом 45° к плоскости пола), конструкцией оконного блока и механизма открывания обеспечивается фиксация форточки, обеспечивающая доступ свежего воздуха через оконные блоки камерных помещений, а также в камерном помещении имеется круглосуточная принудительная вытяжная вентиляция, которая осуществляется через вентиляционную решетку системы общей вентиляции.
Таким образом, из представленных справок количественной проверки лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание, следует неоднократное содержание Муршова К.Л. в камерах с нарушением статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" относительно требования о санитарной норме площади на одного человека в размере 4 кв.м.
Установив, что бытовые неудобства, отраженные административным истцом, не могут быть признаны унижающими человеческое достоинство и причиняющее лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, приняв во внимание, что административным истцом не представлено бесспорных и достаточных доказательств противоправности действий должностных лиц, а также того, что в результате условий содержания ему причинен реальный физический вред, глубокие физические или психологические страдания, доказательств нарушения принадлежащих ему каких-либо неимущественных прав и личных нематериальных благ, и того, что в отношении него, принимаемые меры являлись чрезмерными и выходили за пределы минимального уровня суровости, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации.
Одновременно, суд первой инстанции, приняв во внимание неоднократное содержание административного истца в камерах с нарушением статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" относительно требования о санитарной норме площади на одного человека, установив, что имело место нарушение условий содержания Мурашова К.Л, руководствуясь ст.227.1 КАС РФ, разъяснениями, содержащими в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушений условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", а также принципами разумности и справедливости, пришел к выводу незаконности действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в части необеспечения надлежащих условий содержания Мурашова К.И. и взыскал в его пользу компенсацию в размере 60 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав следующее.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации); возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года N76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013г. N67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995г. N403-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999г. N420-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Федеральный закон от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004г. N1313).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005г. N189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы).
Согласно пунктам 2, 3 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно пункту 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
В соответствии с пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
На основании пункта 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
В силу пункта 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, санитарная обработка подозреваемых и обвиняемых проводится в соответствии с графиком санитарной обработки, не реже одного раза в 7 дней не менее 15 минут. При проведении санитарной обработки осуществляется замена постельного белья. После каждой помывки помещение душевой обрабатывается дезинфицирующим средством. График проведения санобработки составляется на месяц и утверждается начальником учреждения. Термическая обработка одежды и постельных принадлежностей в прожарочных шкафах, расположенных в помещениях санпропускников каждого режимного корпуса. Оборудование душевых помещений находится в технически исправном состоянии Санитарная обработка камерного помещения производится в случае выявлении инфекционных болезней в камере, по предписанию санитарного врача раствором дезинфекционного средства сотрудниками медицинской части. Согласно Приказа Минюста России от 3 декабря 2013г. N216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" матрац (ватный или с синтетическим наполнителем) имеет срок эксплуатации 3 года.
Размещение по камерам подозреваемых, обвиняемых и осужденных осуществляется на основании плана покамерного размещения с учетом личностных особенностей заключенных, наличия судимостей и тяжести совершенных преступлений. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. Раздельно содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
В случае подозрения на инфекционное заболевание, представляющее эпидемическую опасность для окружающих, после осмотра медицинским работником больные изолируются в предназначенные для этих целей помещения медицинской части (здравпункта). Соответственно, лица, имеющие заболевание туберкулез, сифилис, чесотка изолируются в карантинные камеры.
При поступлении в СИЗО подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку. Первичный медицинский осмотр, а также необходимые обследования проводит дежурный врач (фельдшер) СИЗО с целью выявления больных, требующих изоляции или оказания неотложной медицинской помощи. Результаты осмотра, проведенных лечебно-диагностических мероприятий вносятся в медицинскую амбулаторную карту. После прохождения санитарной обработки выдаются постельные принадлежности.
Учреждением заключены государственные контракты на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в обязанности исполнителя которого входит проведение обслуживания объектов по профилактике и борьбе переносчиками инфекционных заболеваний (синантропными грызунами и насекомыми); услуги предоставляются ежеквартально.
В рассматриваемом случае, камерные помещения, в которых содержался административный истец, были оборудованы в соответствии с приведенными правилами, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Также административный истец был обеспечен предусмотренными законом бытовыми предметами.
В соответствии с требованием приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28 сентября 2001г. N276 "Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы" в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обеспечивается сохранность надлежащего технического состояния и постоянной эксплуатационной пригодности строительных конструкций зданий и сооружений, их санитарно-технического оборудования и систем энергообеспечения.
Санитарная обработка камерных помещений проводилась по санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим показаниям. При выявлении в камере членистоногих (насекомых) проводилась санитарная обработка камеры, включающая в себя дезинсекционные мероприятия. С целью предупреждения возникновения инфекционных заболеваний в учреждении систематически проводилась профилактическая дезинфекция во всех камерных помещениях.
Ежедневно, в соответствии с пунктом 1 Приложения к Правилам внутреннего распорядка, в каждом камерном помещении содержащимися в нем подозреваемыми и обвиняемыми производилась уборка для поддержания чистоты и порядка, в каждом камерном помещении имелся инвентарь для уборки.
Таким образом, обоснованно отклонены доводы административного истца о нарушении условий содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в отсутствии отопления, вентиляции, недостаточности освещенности, питьевой воды и наличия насекомых.
Кроме того, камерные помещения оборудованы мебелью, инвентарем, предметами хозяйственного обихода в объеме, предусмотренном разделом IV приложения N 3 приказа ФСИН России от 27 июля 2006г. N512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" и пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в том числе оконными рамами со стеклами и отсекающими решетками, двухъярусными спальными кроватями, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, вмонтированным в стену, бачком для питьевой воды, подставкой под него, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, унитазом со сливным бачком, умывальником, радиаторами системы отопления, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией. Телевизором и холодильником камеры оборудуются при наличии возможности. Камерное оборудование поддерживается в исправном состоянии, в случае поломки или выхода из строя производится ремонт для устранения неисправностей.
В соответствии с Приложением N1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел, проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения; уборка камерных помещений проводится силами лиц содержащихся в камерных помещениях.
Камерные помещения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где содержался Мурашов К.И, имеют полы с линолеумным покрытием и не противоречат строительным нормам и правилам (СНиП 2.03.13-88), предусматривающим, в том числе, линолеумные полы в жилых помещениях (комнатах в квартирах, домах отдыха и т.п.).
Наличие в камерных помещениях бетонного покрытия в отсутствие покрытия линолеумом не подтверждено, при этом, само по себе обстоятельство естественного износа покрытия линолеума в отсутствие совокупности иных факторов и негативных последствий, нельзя отнести к неадекватным условиям содержания, учитывая, что жалоб от административного истца в адрес администрации учреждения не поступало.
Факт наличия грызунов и насекомых сам по себе не указывает на незаконные действия учреждения, поскольку возможность появления грызунов и насекомых в помещениях является общеизвестным фактом.
Часть 1 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусматривает размещение в камерах курящих подозреваемых и обвиняемых по возможности отдельно от некурящих.
В связи с этим часть 1 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подлежит применению в системе действующего правового регулирования и не расценивается, как нарушающая Конституцию Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017г. N 2886-О).
Таким образом, положения статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не носят императивного характера, а ставят размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах курящих отдельно от некурящих в зависимость от имеющихся возможностей.
В свою очередь нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации раздельное содержание курящих и некурящих лиц не предусмотрено.
В редакции, действовавшей на дату рассматриваемого события, Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы не запрещено курение в камерах.
Административным истцом не приведено конкретных лиц, которые употребляли табак в непосредственной близости с ним в камерном помещении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в указанной части соответствуют требованиям нормативных правовых актов и не унижают человеческое достоинство.
За период содержания Мурашов К.Л. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005г. N189 "Об утверждении правил распорядка следственных изоляторов УИС" он не реже одного раза в неделю имел возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Душевые ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по адресу: "адрес" соответствуют гигиеническим нормам, оборудованы вешалками для переодевания, 5-ю кабинами, с 6 распылителями в каждой, и в течение всего периода пребывания административного истца в учреждении, находились в технически исправном состоянии. Выдача чистого постельного белья взамен использованного производилась еженедельно, после каждой помывки.
Исходя из представленных справок ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о количественной проверке лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказания, в отношении названного административным истцом периода, Мурашов К.Л. содержался в камерах, в которых имело место нарушение санитарной нормы площади.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Суд первой инстанции, рассматривая требования административного истца и признавая ненадлежащими условия содержания под стражей Мурашова К.Л. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в части нарушения норм санитарной площади в камере, приходящихся на одного человека, обоснованно исходил из требований положений Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Судебной коллегией проверен ежедневный количественный контингент лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, установленный судом первой инстанции, в камерах, где содержался Мурашов К.Л. и установлено, что на протяжении 151 дня имело место нарушение санитарной нормы.
При определении размера взыскиваемой компенсации суд первой инстанции принял во внимание характер и продолжительность нарушений, характер нравственных страданий административного истца.
Вопреки доводам административного истца, размер компенсации определен судом первой инстанции, исходя из продолжительности нарушений, и соответствует установленным нарушениям.
Суд апелляционной инстанции признал обоснованным вывод суда об определении размера компенсации в размере 60 000 рублей, поскольку данная сумма, с учетом установленных по делу обстоятельств, в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, а также способствует восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в изоляторах прав административного истца.
При этом ошибочные ссылки суда апелляционной инстанции на Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести и достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2016г.), на конкретные решения Европейского суда по правам человека, на Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод (прекратила свое действие в отношении Российской Федерации согласно Федеральному закону от 28 февраля 2023г. N43-ФЗ (с 16 марта 2022г.)) не влияют на правильность определение судами размера присужденной компенсации.
Доводы административных ответчиков о том, что обеспечение установленного норматива санитарной площадью не зависело от действий указанных государственных органов, судом апелляционной инстанции мотивированно и обоснованно отклонены.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных и лиц, содержащихся под стражей, наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Соответственно, выводы о нарушении прав Мурашова К.Л. на содержание в камерах в связи с не соблюдением нормы санитарной площади на одного человека, являются правильными, и свидетельствуют о причинении истцу моральных и нравственных страданий.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Колпинского районного суда г.Санкт-Петербурга от 19 апреля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 ноября 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области -без удовлетворения.
Решение Колпинского районного суда г.Санкт-Петербурга от 19 апреля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 ноября 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 марта 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.