Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее - ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми") на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 мая 2022 года (N 2а-3806/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 ноября 2022 года (N 33а-8001/2022) по административному исковому заявлению прокурора Койгородского района Республики Коми к ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Усть-Вымского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2023 года организовать и обеспечить обустройство участков автомобильной дороги: Вогваздино-Яренск от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар с 24 км + 784 м по 24 км + 900 м, с 24 км + 965 м по 24 км + 975 м, с 24 км + 474 м по 24 км + 484 м, с 25 км + 895 м по 25 км + 905 м, с 26 км + 095 м по 26 км + 105 м, с 27 км + 095 м по 27 км + 105 м, с 27 км + 165 м по 27 км + 175 м, с 27 км + 495 м по 27 км + 505 м, с 27 км + 745 м по 27 км + 755 м, с 28 км + 50м по 28 км + 210 м, с 28 км + 355 м по 28 км + 365 м, с 28 км + 505м по 28 км + 515 м, с 28 км + 775 м по 28 км + 785 м, с 28 км + 780 м по 29 км + 164 м (по фактической дислокации), проходящих в границах населенного пункта с. Айкино Усть-Вымского района Республики Коми; и участков автомобильной дороги Вогваздино-Яренск от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар с 24 км + 684 м по 24 км + 784 м и с 29 км + 164 м по 29 км + 264 м, проходящих за 100 метров до села Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями пункта 4.6.1.1 ГОСТ 52766-2007, указав в обоснование требований на ненадлежащее исполнение административными ответчиками обязанности в сфере дорожной деятельности, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Судом к участию в деле была привлечена в качестве административного соответчика администрация муниципального образования муниципальный район "Усть-Вымский".
Вступившим в законную силу определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 мая 2022 года прекращено производство по делу по административному исковому заявлению прокурора Усть-Вымского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 ноября 2022 года, на Государственное казенное учреждение Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" возложена обязанность в срок до 31 декабря 2023 года организовать и обеспечить обустройство наружным стационарным электрическим освещением в соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" на участках автомобильной дороги "Вогваздино-Яренск от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар" с 24 км + 784 м по 24 км + 900 м, с 24 км + 965 м по 24 км + 975 м, с 24 км + 474 м по 24 км + 484 м, с 25 км + 895 м по 25 км + 905 м, с 26 км + 095 м по 26 км + 105 м, с 27 км + 095 м по 27 км + 105 м, с 27 км + 165 м по 27 км + 175 м, с 27 км + 495 м по 27 км + 505 м, с 27 км + 745 м по 27 км + 755 м, с 28 км + 50м по 28 км + 210 м, с 28 км + 355 м по 28 км + 365 м, с 28 км + 505м по 28 км + 515 м, с 28 км + 775 м по 28 км + 785 м, с 28 км + 780 м по 29 км + 164 м (по фактической дислокации), проходящие в границах населенного пункта с. Айкино Усть-Вымского района Республики Коми; на участках автомобильной дороги "Вогваздино-Яренск от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар" с 24 км + 684 м по 24 км + 784 м и с 29 км + 164 м по 29 км + 264 м, проходящие за 100 метров до с. Айкино Усть-Вымского района Республики Коми. Требования к администрации муниципального образования муниципальный район "Усть-Вымский" оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 ноября 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 15 декабря 2022 года, ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" ставит вопрос об отмене судебных актов, настаивая на том, что линия наружного освещения не входит в состав автомобильной дороги Вогваздино-Яренск от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар и не является его собственностью, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми должно было привлекаться к участию в деле в качестве административного соответчика, поскольку без него исполнение решения невозможно.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, 11 января 2022 года прокуратурой Усть-Вымского района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Усть-Вымскому району проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на республиканских дорогах, расположенных на территории муниципального района "Усть-Вымский", по результатам которой установлено, что на участках: с 24 км + 784 м по 24 км + 900 м, с 24 км + 965 м по 24 км + 975 м, с 24 км + 474 м по 24 км + 484 м, с 25 км + 895 м по 25 км + 905 м, с 26 км + 095 м по 26 км + 105 м, с 27 км + 095 м по 27 км + 105 м, с 27 км + 165 м по 27 км + 175 м, с 27 км + 495 м по 27 км + 505 м, с 27 км + 745 м по 27 км + 755 м, с 28 км + 50м по 28 км + 210 м, с 28 км + 355 м по 28 км + 365 м, с 28 км + 505м по 28 км + 515 м, с 28 км + 775 м по 28 км + 785 м, с 28 км + 780 м по 29 км + 164 м автомобильной дороги Вогваздино-Яренск от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар (по фактической дислокации), проходящих в границах населенного пункта с. Айкино Усть-Вымского района Республики Коми; и участках с 24 км + 684 м по 24 км + 784 м и с 29 км + 164 м по 29 км + 264 м автомобильной дороги Вогваздино-Яренск от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар (по фактической дислокации), проходящих за 100 метров до села Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТа 52766-2007, пункта 4.6.2.1 ГОСТа 33151-2014 отсутствует стационарное наружное освещение (мачты освещения с плафонами освещения).
Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной прокуратурой проверки и не оспаривались административными ответчиками.
Также судом установлено, что автомобильная дорога "Вогваздино-Яренск" является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения, находится в государственной собственности Республики Коми и передана в оперативное управление ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
Разрешая административный иск, принимая во внимание, что неисполнение требований в области обеспечения безопасности дорожного движения нарушает права участников дорожного движения, установив, что на момент разрешения спора выявленные нарушения не устранены, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативными положениями ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд исходил из того, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению надлежащего состояния дорог регионального или межмуниципального значения является обязанностью Государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", в оперативном управлении которого находятся спорные автомобильные дороги.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
При этом судами были обоснованно отклонены доводы ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" о том, что надлежащим административным ответчиком по настоящему делу является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 28 декабря 2014 года N 534 создано Государственное казенное учреждение Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми дорожный надзор".
Как следует из Устава Государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", данное Учреждение является некоммерческой организацией, находится в ведомственной подчиненности Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, которое осуществляет функции и полномочия учредителя и бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно пункту 15 Устава предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной Уставом компетенции, полномочий Министерства и Правительства Республики Коми.
В силу пункта 16 Устава целями создания Учреждения являются организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения Республики Коми, улучшению их транспортно-эксплуатационных характеристик; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального значения.
Для осуществления указанных целей Учреждение выполняет функции заказчика, застройщика при проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.3); осуществляет контроль, в том числе лабораторный контроль, за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных государственных контрактов (пункт 17.4); осуществляет диагностику, обследование и оценку технического состояния автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.9 Устава).
Учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами, полученными из республиканского бюджета Республики Коми, в соответствии с их целевым назначением (пункт 25 Устава).
Решением Дорожного агентства Республики Коми N 1 от 1 января 2015 года "О передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление" и актом приема-передачи от 1 января 2015 года право оперативного управления на автомобильную дорогу "Вогваздино-Яренск" передано Государственному казенному учреждению Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
В связи с изложенным, Учреждение обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог регионального значения Республики Коми, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения Республики Коми.
Доводы Государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" о том, что имеется линия наружного освещения на автомобильной дороге Вогваздино-Яренск от автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар, находящаяся в нерабочем состоянии, не свидетельствуют о наличии объективных препятствий для выполнения Учреждением возложенной обязанности по содержанию автомобильной дороги Республики Коми.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 ноября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 16 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.