Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-2-222/2021) по кассационной жалобе Кондрашева С.В, Будаева С.О, Бакаевой О.Л. на решение Сосногорского городского суда Республики Коми (постоянное судебное присутствие в пгт. Троицко-Печорск Троицо-Печорского района) от 24 ноября 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 мая 2022г.(N33а-3304/2022) по административному иску Кондрашова С.В, Бакаевой О.Л. и Будаева С.О. к Совету городского поселения "Троицко-Печорск", Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, Главе Республики Коми, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Коми о признании незаконными и отмене решений Совета от 5 июня 2021г. о досрочном прекращении полномочий депутатов, признании незаконными действий депутата Совета Петухова Р.В. по назначению заседания Совета на 5 июня 2021г. и подписанию решений Совета от 5 июня 2021г, признании незаконным письма от 24 мая 2021г. N2653-03-1-18, признании необъективной информации, изложенной в письме от 25 марта 2021г. N18-17-5/00936дсп, признании не основанным на законе доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных Кондрашовым С.В. в 2018-2020 годах, признании не основанным на законе и отмене обращения Главы Республики Коми в Совет от 19 мая 2021г. N2557-03-1-18.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кондрашов С.В, Бакаева О.Л. и Будаев С.О. обратились суд с административным иском к Совету городского поселения "Троицко-Печорск" (далее также - Совет), Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции, Главе Республики Коми, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Коми о признании незаконными и отмене решений Совета от 5 июня 2021г. "О досрочном прекращении полномочий депутатов Совета городского поселения "Троицко-Печорск" Кондрашова С.В, Будаева С.В, Бакаевой О.Л."; о признании незаконными действий депутата Совета городского поселения "Троицко-Печорск" Петухова Р.В. по назначению заседания Совета на 5 июня 2021г. и подписанию решений Совета от 5 июня 2021г.; о признании не основанным на законе письма Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции от 24 мая 2021г. N2653-03-1-18; о признании необъективной информации, изложенной в письме Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми от 25 марта 2021г. N18-17- 5/0093бдеп; о признании не основанным на законе доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных Кондрашовым С.В. в 2018- 2020 годах; о признании не основанным на законе обращения Главы Республики Коми Уйба В.В. в Совет городского поселения "Троицко-Печорск" от 19 мая 2021г. N2557-03-1-18 и возложении обязанности отменить данное обращение.
В обоснование требований указали, что являются депутатами Совета городского поселения "Троицко-Печорск". Решениями Совета от 5 июня 2021г, принятыми на внеочередной сессии, прекращены досрочно их полномочия депутатов в связи с неисполнением надлежащим образом обязанностей по представлению сведений о доходах за 2020 год, в нарушение Федеральных законов N273-ФЗ и N230-ФЗ. Считают данные решения незаконными и нарушающими их права, поскольку сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 представили в Администрацию Главы Республики Коми своевременно. Считают, что была нарушена процедура проведения проверки достоверности сведений о доходах и расходах, представленных истцами за 2020 год, послужившей основанием для принятия Советом городского поселения "Троицко-Печорск" оспариваемых решений, поскольку о ее проведении и результатах не были уведомлены, что повлекло нарушение права на предоставление пояснений и материалов по предмету проводимой проверки.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми (постоянное судебное присутствие в пгт. Троицко-Печорск Троицко-Печорского района) от 24 ноября 2021г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми, в удовлетворении административного иска Кондрашова С.В, Бакаевой О.Л. и Будаева С.О. отказано.
В кассационной жалобе Кондрашев С.В, Бакаева О.Л. и Будаев С.О. просят отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов административного дела, Кондрашов С.В, Будаев С.О, Бакаева О.Л. являются депутатами Совета муниципального образования городского поселения "Троицко-Печорск" 5 созыва.
24 мая 2021г. в Совет депутатов МО ГП "Троицко-Печорск" внесено обращение Администрации Главы Республики Коми в лице Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции за N 2653-03-1-18, в котором сообщено о представлении депутатами Совета Бакаевой О.Л, Будаевым С.О. и Кондрашовым С.В. сведений о доходах за 2020год по форме, не соответствующей требованиям Указа Президента РФ от 23 июня 2014г. N460 в редакции Указа Президента РФ от 15 января 2020г. N13. Обращено внимание, что в соответствии с Законом Республики Коми N 82-РЗ проверка соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в Республике Коми, запретов, ограничений, обязательств, правил служебного поведения, установленных в целях противодействия коррупции нормативно правовыми актами РФ, проводится в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Уведомлениями и.о. главы городского поселения "Троицко-Печорск" Петухова Р.В. от 4 июня 2021г. депутатам Совета Бакаевой О.Л, Будаеву С.О. и Кондрашову С.В. сообщено о назначении внеочередного заседания Совета городского поселения "Троицко-Печорск" на 5 июня 2021г. с 10 часов по вопросу о досрочном прекращении полномочий, лицами, замещающими муниципальную должность, не исполнившими надлежащим образом обязанность по предоставлению сведений о доходах за 2020 год в нарушение Федеральных законов N 273-ФЗ и N 230-ФЗ, а также предложено изложить в письменной или устной форме объяснения по указанным фактам на заседании Совета 5 июня 202г1. К уведомлениям приложено письмо Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции N2653-03-1-18 от 24 мая 2021г. Указанные уведомления получены Кондрашовым С.В, Будаевым С.О. и Бакаевой О.Л. 4 июня 2021г.
5 июня 2021г. депутатами Кондрашовым С.В, Будаевым С.О. и Бакаевой О.Л. в Совет представлены письменные объяснения, в которых административные истцы указывают о своей неосведомленности по вопросу проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, а также нарушениях, выявленных в ходе ее проведения. Ссылаются на своевременное исполнение ими обязанности по представлению сведений о доходах за 2020 год в Администрацию Главы Республики Коми. Отмечают, что умысла на сокрытие доходов у них не имелось, в справках отражены все сведения о полученных за 2020 год доходах, а допущенное нарушение носит технический характер.
На внеочередном заседании Совета ГП "Троицко-Печорск" 5 июня 2021г, на котором присутствовало 8 депутатов, включая Кондрашова С.В. и Будаева С.О, отсутствовала депутат Бакаева О.Л. (причиной в протоколе заседания указана занятость), были рассмотрены вопросы о досрочном прекращении полномочий четырех депутатов Совета, включая административных истцов.
Согласно протоколам внеочередного заседания Совета от 5 июня 2021г, депутаты Кондрашов С.В. и Будаев С.О. на заседании огласили письменные объяснения по вопросу представления ими сведений о доходах за 2020 год, также были оглашены письменные объяснения отсутствовавшего на заседании депутата Бакаевой О.Л. Вопросы досрочного прекращения полномочий депутатов вынесены на голосование, по итогам которого простым большинством голосов приняты решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Кондрашова С.В, Будаева С.О, Бакаевой О.Л. в связи с неисполнением надлежащим образом обязанностей по представлению сведений о доходах за 2020 год в нарушение Федеральных законов N 273-ФЗ и N 230-ФЗ.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Республики Коми 29 сентября 2008г. N82-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Коми", требованиями Указа Президента РФ от 23 июня 2014г.N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ", Указа Президента РФ от 15 января 2020г. N13 "О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ", постановления администрации городского поселения "Троицко-Печорск" от 30 декабря 2016г.N433 "Об организации деятельности по противодействию коррупции в муниципальном образовании городского поселения "Троицко-Печорск", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии необходимой совокупности условий для признания незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) административных ответчиков и отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. При этом суд исходил из правомерности оспариваемых решений, действий (бездействия) и недоказанности нарушения прав административных истцов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав следующее.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N131-ФЗ) депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.
Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе, Федеральным законом N273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции", если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 4.3 Закона Республики Коми N 82- от 29 сентября 2008г. N82-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Коми" и приложению 1 к настоящему Закону сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются лицом, замещающим муниципальную должность в Республике Коми, а также гражданином, претендующим на замещение указанной должности, - Главе Республики Коми по форме справки, утвержденной Президентом Российской Федерации, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Частью 1 статьи 13, 1 Федерального закона от 25 декабря 2008г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена ответственность лица, замещающего муниципальную должность, в случае непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, в виде освобождения от должности.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью II статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Как следует из материалов дела, 28 мая 2021г. в Совет МО ГП "Троицко-Печорск" из Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции поступило письмо N 2653-03-1-18 от 24 мая 2021г. о представлении депутатами Совета ГП "Троицко-Печорск" Бакаевой О.Л, Будаевым С.О. и Кондрашовым С.В. сведений о доходах за 2020 год по форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не соответствующей требованиям действующего Указа Президента РФ от 23 июня 2014г. N 460"Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ" в редакции Указа Президента РФ от 15 января 2020г. N13, вступившего в законную силу с 1 июля 2020г, то есть о неисполнении надлежащим образом обязанности по представлению сведений о доходах, предусмотренной Федеральным законом от 25 декабря 2008г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законом Республики Коми 29 сентября 2008г. N 82-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Коми".
Решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Бакаевой О.Л, Будаева С.О. и Кондрашова С.В. принято Советом МО ГП "Троицко-Печорск" 5 июня 2021г, то есть в установленный срок.
При этом, Управление Главы Республики Коми по противодействию коррупции не проводило в отношении Бакаевой О.Л, Будаева С.О. и Кондрашова С.В. проверочных мероприятий по факту неисполнения обязанности по предоставлению сведений о доходах за 2020 год, а только лишь сообщило в Совет МО ГП "Троицко-Печорск" сведения о том, что депутатами Бакаевой О.Л, Будаева С.О. и Кондрашова С.В. не представлены сведения о доходах по форме соответствующей требованиям Указа Президента РФ от 23 июня 2014г. N460 в редакции Указа Президента РФ от 15 января 2020г. N13, вступившего в законную силу с 1 июля 2020г. Поступление данной информации в Совет МО ГП "Троицко-Печорск" является достаточным основанием для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов.
Оспариваемые решения Совета МО ГП "Троицко- Печорск" от 5 июня 2021г. о досрочном прекращении полномочий депутатов Бакаевой О.Л, Будаева С.О. и Кондрашова С.В. в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008г. N273-ФЗ, соответствуют положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, приняты представительным органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, основания для признания оспариваемых решений незаконными отсутствуют.
Допущенное административными истцами нарушение Закона о противодействии коррупции являлось безусловным и безальтернативным основанием для прекращения их полномочий как депутатов в силу положений части 7.1 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ.
Оснований полагать, что оспариваемые решения приняты без учета характера совершенного нарушения, его тяжести, без анализа обстоятельств, связанных с неисполнением депутатами обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, по делу не установлено.
Доводы о не проведении служебной проверки, послужившей основанием для принятия оспариваемых решений в отношении истцов, отсутствии оснований для принятия оспариваемых решений о досрочном прекращении полномочий депутатов, незаконности действий депутата Совета ГП "Троицко-Печорск" Петухова Р.В. по назначению заседания Совета на 5 июня 2021г. и подписанию оспариваемых решений Совета от 5 июня 2021г, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, они мотивированно опровергнуты.
Ссылка на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 9 марта 2021г. по делу N 2а-2-114/2021 о признании незаконным и отмене решения Совета ГП "Троицко-Печорск" N 37/121 от 16 февраля 2021г. о назначении Петухова Р.В. исполняющим обязанности главы МО ГП "Троицко-Печорск", подлежит отклонению, поскольку на дату совершения депутатом Петуховым Р.В. оспариваемых действий в июне 2021 года решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 9 марта 2021 года не вступило в законную силу.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми (постоянное судебное присутствие в пгт. Троицко-Печорск Троицо-Печорского района) от 24 ноября 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 мая 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кондрашева С.В, Будаева С.О, Бакаевой О.Л.- без удовлетворения.
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми (постоянное судебное присутствие в пгт. Троицко-Печорск Троицо-Печорского района) от 24 ноября 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 мая 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 1 марта 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.