Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-370/2022) по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 февраля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 июня 2022г. (N33а-3235/2022) по административному иску Ялалетдинова Е.Р. к Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по РК о взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ялалетдинов Е.Р. обратился в суд с административным иском о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 1 000 000 руб, из которых 700 000 руб, в связи с получением травмы, 300 000 руб. за неоказание медицинской помощи по поводу полученной травмы.
В обоснование указал, что 12 марта 2019г. получил травму, его осмотрел дежурный врач и направил в камеру, только 13 марта 2019г. он был направлен в Эжвинскую больницу, где, по словам врачей, состояние его было столь тяжелым, что на 90-100% он должен был погибнуть. В период с 13 марта 2019г. по 19 марта 2019г. находился на лечении в Эжвинской больнице, затем в учреждении УФСИН России по Республике Коми. Полагает, что ответчиком ненадлежащим образом и несвоевременно оказана ему медицинская помощь в связи с полученной травмой, что привело к тяжелым последствиям для его состояние здоровья. Кроме того, высота порога в туалетной комнате камеры N 29 СИЗО-1 В.Чов составляла более 10 см.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 февраля 2022г. административный иск Ялалетдинова Е.Р. удовлетворен частично. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ялалетдинова Е.Р. взыскана компенсация в размере 15 000 рублей. В удовлетворении оставшейся части иска Ялалетдинова Е.Р. отказано.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми просят отменить или изменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материальног и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантированы права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011г. N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N323-ФЗ), доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
На основании статьи 19 Федерального закона N323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 37 Федерального закона N323-ФЗ определено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (части 1, 2, 5).
В соответствии с частью 2 статьи 70 Федерального закона N 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона.
Право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на охрану здоровья, включая оказание медицинской помощи, закреплено статьей 26 Федерального закона N323-ФЗ, а также частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 28 декабря 2017г. N285 утвержден Порядок оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка N 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Медицинская помощь лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях Республики Коми, с 1 января 2014г. оказывается ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, осуществляющим медицинскую деятельность на основании медицинской лицензии, выданной Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми.
Из материалов дела следует, что 12 марта 2019г. Ялалетдинов Е.Р. содержащийся в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Коми, получил травма.
В результате проведенной проверки выявлено, что 13 марта 2019г. в дежурную часть ОП N1 УМВД России по г.Сыктывкару поступило сообщение о том, что Ялалетдиновым Е.Р. получена травма в виде "данные изъяты".
В ходе опроса Ялалетдинов Е.Р. пояснил, что 12 марта 2019г. в вечернее время он нормально себя чувствовал, но вдруг у него закружилась голова, он подошел к туалету, в дальнейшем ничего не помнит, помнит только, что ему стало плохо, потерял сознание. От своих сокамерников узнал, что он упал на пол, после чего его отвезли в санчасть. Далее он пришел в себя, вернулся в камеру. 13 марта 2019г. почувствовал себя плохо, обратился в санчасть, после чего был госпитализирован. Ни с кем из сокамерников конфликтов не было, никто физическое воздействие к нему не применял. Опрошенные в материалах проверки сокамерники Ялалетдинова указали, что 12 марта 2019г. он пошел в сторону туалета, упал на спину, по-видимому, ему стало плохо. Никаких конфликтов у сокамерников с ним не было. К нему подбежали, облили водой, потом он был доставлен в санчасть.
Материал проверки (КУСП N 4143 от 13 марта 2019г.) содержит протокол осмотра места происшествия, осмотрена камера N 29, в которой содержался Ялалетдинов Е.Р.
Из рапорта сотрудника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Гудирова А.А. от 13 марта 2019г. следует, что при проведении утренней проверки 13 марта 2019г. Ялалетдинов Е.Р. обратился за оказанием медицинской помощи, был доставлен в санчасть.
В соответствии с заключением эксперта N1/1479-19/1458-19 от 5 апреля 2019г. у Ялалетдинова Е.Р. обнаружено: "данные изъяты". Повреждения могли образоваться в результате самостоятельного падения из положения стоя.
Постановлением ст.следователя отдела по расследованию преступлений на территории, обслуживаемой ОП N 1 УМВД России по г.Сыктывкар от 12 апреля 2019г. отказано в возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ст. 111 УК РФ; установлено, что травма получена Ялалетдиновым Е.Р. самостоятельно при падении.
В целях проверки доводов и возражений сторон относительно оказания истцу медицинской помощи судом истребована медицинская документация истца, назначена судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ГБУЗ РК "Бюро судебно- медицинской экспертизы".
Из заключения экспертизы N (п) ГБУЗ РК "Бюро судебно-медицинской экспертизы" следует, что согласно данным представленной медицинской документации у Ялалетдинова Е. Р. по состоянию на 12 марта 2019г. имелись следующие телесные повреждения: "данные изъяты", что послужило основанием для его госпитализации в ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района" 13 марта 2019г.
"данные изъяты" могла образоваться от воздействия тупого твердого предмета с широкой преобладающей поверхностью, с приложением силы в затылочную область, в том числе, не исключается в результате самопроизвольного падения из положения стоя (при потере сознания, эпилептическом приступе, потере равновесия и т.д.) и соударения о твердое покрытие (твердые предметы) затылочной областью, в срок незадолго до обращения за медицинской помощью, в том числе, не исключается 12 марта 2019г.
После получения Ялалетдиновым Е.Р. "данные изъяты" травмы 12 марта 2019г. его госпитализация в стационар ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района" выполнена несвоевременно. К объективным трудностям в диагностике заболевания на этапе ФКУ МСЧ-11 ФСИН 12 марта 2021г. следует отнести тот факт, что несмотря на достаточно выраженные морфологические изменения "данные изъяты" в неврологическом статусе отсутствовала "данные изъяты" характерная для ушиба "данные изъяты", а также "данные изъяты". Таким образом, клиническая картина полученной ДД.ММ.ГГГГг. травмы соответствовала лёгкой "данные изъяты" травме.
В тоже время, госпитализация в стационар ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района" на следующие сутки после получения черепно-мозговой травмы не повлияла на ее течение и исход, так как у пациента не было признаков "данные изъяты", требовавших оперативного вмешательства.
Лечение заболевания у Ялалетдинова Е.Р. в ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района" соответствовало требованиям стандарта оказания медицинской помощи пациентам с "данные изъяты" травмами, а
также актуальным клиническим рекомендациям. Лечение на стационарном и амбулаторном этапах лечения в ФКУ МСЧ-11 ФСИН соответствовало предъявляемым жалобам и течению "данные изъяты" травмы.
Согласно данным медицинской документации остаточные явления "данные изъяты" травмы после выписки из стационара ФКУ МСЧ-11 ФСИН выражались жалобами на головные боли и головокружение. В рамках последствий "данные изъяты" травмы подобные ощущения могут сохраняться достаточно длительное время. Данные жалобы являются субъективными ощущениями и не могут быть объективизированы современными методами обследования пациента. Более значимых синдромов, относящихся к последствиям "данные изъяты" травмы ("данные изъяты" в представленной медицинской документации не описано.
"данные изъяты" по признаку опасности для жизни квалифицируются как ТЯЖКИЙ вред здоровью (согласно п.6.1.2, приказа Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008г. N 194н "Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека")".
Экспертная комиссия считала, что неблагоприятные последствия, а также вред здоровью в результате проводимого лечения, которое было адекватным и соответствовало стандартам, клиническим рекомендациям, предъявляемым жалобам, течению "данные изъяты" травмы как в ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района", так и в ФКУ МСЧ-11 ФСИН, несмотря на несвоевременную (позднюю) госпитализацию в ГБУЗ РК "Городская больница Эжвинского района", не наступили. Таким образом, степень тяжести вреда здоровью не определяется в связи с отсутствием сущности вреда.
Установив факт бездействия административных ответчиков, выразившейся в неоказании требуемой медицинской помощи и с учетом заключения экспертов суд пришел к выводу о ненадлежащем оказании медицинской помощи Ялалетдинову Е.Р, и взыскал с административных ответчиков в его пользу компенсацию в размере 15 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив следующее.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 4 пункта 1 постановления от 27 сентября 2016г. N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как указывалось выше, задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
На момент рассмотрения настоящего дела действует статья 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, устанавливающая особенности рассмотрения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительных учреждениях введенная в действие с 27 января 2020г. Федеральным законом от 27 декабря 2019г. N494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в главу 22 названного Кодекса, регламентирующую производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья.
В силу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В связи с чем, рассмотрев заявленные требования порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив факт нарушения прав Ялалетдинова Е.Р. на охрану здоровья, выразившегося в несвоевременном направлении (госпитализации) Ялалетдинова Е.Р, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска в части.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания, судом учтены характер и продолжительность нарушения, а также требования разумности и справедливости.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 февраля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 июня 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми-без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 февраля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 июня 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.