Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей: Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алиева Г. А. на решение Кировского районного суда г. Санкт - Петербурга от 24 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 16 июня 2022 года по административному делу N 2а - 3409/2021 по административному исковому заявлению Алиева Г. А. к Балтийской таможне о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителей Балтийской таможни Федосеевой А.Ф, Деминой Д.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Алиев Г.А. обратился в Кировский районный суд г. Санкт - Петербурга с административным иском к Балтийской таможне, в котором просил признать незаконным решение Балтийской таможни от 15 декабря 2020 года N14-10/42925 о возврате без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере "данные изъяты".
В качестве меры по восстановлению права, просил обязать Балтийскую таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере "данные изъяты".
Решением Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 24 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 16 июня 2022 года, в удовлетворении административного иска Алиеву Г.А. отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Алиевым Г.А подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с нарушениями судами норм материального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, указав, что судами не принято во внимание обстоятельство того, что все необходимы документы были им представлены.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Балтийской таможне просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Судами установлено, и следует из материалов дела, что Алиев Г.А. в период с мая 1995 по июнь 2017 года фактически проживал и работал в США, при этом имел постоянную регистрацию в г. Санкт - Петербурге.
При отбытии из США, Алиев Г.А. отправил груз с личными вещами водным транспортом в г. Санкт-Петербург, который прибыл в порт 26 ноября 2017 года.
В регионе деятельности Балтийской таможни при таможенном декларировании личных вещей для личного пользования Алиевым Г.А. подана пассажирская таможенная декларация N N и в качестве таможенных платежей оплачено "данные изъяты"
Решением Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 25 января 2021 года по гражданскому делу N2-172/2021, вступившим в законную силу 27 мая 2021 года, Алиеву Г.А. отказано в удовлетворении искового заявления к Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы России, Балтийской таможне об обязании освободить от уплаты таможенных платежей, признании начисленных таможенных платежей в размере "данные изъяты" по таможенному приходному ордеру N N и за хранение груза "данные изъяты" излишне уплаченными и освобождении от их уплаты, обязании Балтийскую таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере "данные изъяты" за хранение груза, взыскании с Балтийской таможни компенсации морального вреда в размере "данные изъяты", процентов за пользование чужими денежными средствами, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды на сумму долга в размере "данные изъяты" за период с 05 декабря 2017 года по день фактической уплаты, расходов по уплате государственной пошлины.
Указанным решением Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга установлено, что согласно представленным с пассажирской таможенной декларацией N N документам, свидетельство участника Государственной программы у Алиева Г.А. отсутствовало.
Исходя из документов и сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации N N, в течение периода проживания в иностранном государстве, Алиев Г.А. не снимался с регистрационного учета в Российской Федерации, в связи с чем, условия освобождения от уплаты таможенных платежей, предусмотренные пунктами 8, 12 и 24 приложения 3 к Соглашению, не могут быть выполнены, поскольку с даты проставления в паспорте отметки о постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации прошло более 18 месяцев.
Кроме того, установлено, что вместе с пассажирской таможенной декларацией N N Алиевым Г.А. не были представлены документы, выданные дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями государства - члена Таможенного союза за границей.
Также, в материалах дела N2-172/2021 имеется заявление Алиева Г.А. о предоставлении ему льготы по уплате таможенных платежей в отношении 31 кг товаров в соответствии с пунктом 6 раздела II приложения 5 к Соглашению. Указанная льгота Алиеву Г.А. была предоставлена, что установлено судом при рассмотрении дела N2-172/2021. В отношении остальной части товаров, то есть 450 кг, никаких заявлений о предоставлении льгот истцом заявлено не было, в связи с чем, суд при рассмотрении дела N2-172/2021 указал, что основания для предоставления Алиеву Г.А. иных льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования, задекларированных по пассажирской таможенной декларации N N, отсутствовали.
Кроме того, при рассмотрении гражданского дела N2-172/2021, суд не принял во внимание в качестве доказательств наличия у Алиева Г.А. льгот по уплате таможенных платежей на момент подачи им таможенной декларации, справку Министерства иностранных дел Российской Федерации от 28 декабря 2020 года о постановке Алиева Г.А. на учет 12 января 2001 года в Генеральном консульстве Российской Федерации в Нью-Йорке, представленную 25 января 2021 года в ходе рассмотрения дела N 2-172/2021, указав, что на момент подачи таможенной декларации такая справка Алиевым Г.А. таможенному органу не была предоставлена, и с момента подачи данной декларации прошло более 3-х лет.
Алиевым Г.А. при таможенном декларировании личных вещей для личного пользования подана пассажирская таможенная декларация N N и в качестве таможенных платежей 04 декабря 2017 года оплачено N.
01 декабря 2020 года Алиевым Г.А. в Балтийскую таможню направлено по почте заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере "данные изъяты" по таможенному приходному ордеру N N, которое поступило в Балтийскую таможню 09 декабря 2020 года.
Согласно описи приложений к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, Алиевым Г.А. были представлены следующие документы:
- копия приходного ордера N N;
- копия квитанции об оплате таможенных платежей;
- копия паспорта гражданина РФ;
- копия заграничного паспорта;
- копия паспорта гражданина СССР с отметками об убытии;
- копия ответа ФТС от 17 августа 2020 года за N N;
- копия актов о личной явки из Генерального консульства;
- реквизиты счета.
09 декабря 2020 года в Балтийскую таможню поступило заявление Алиева Г.А. о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере "данные изъяты" по таможенному приходному ордеру N N.
15 декабря 2020 года письмом N14-10/42925 Балтийской таможней заявление Алиева Г.А. о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере "данные изъяты" по таможенному приходному ордеру N N возвращено без рассмотрения, ввиду отсутствия в заявлении о возврате требуемых сведений (о подтверждении статуса денежных средств подлежащих возврату, как излишне уплаченных) и непредставления необходимых документов (копии паспорта гражданина Российской Федерации, засвидетельствованного в нотариальном порядке либо таможенным органом при предъявлении оригинала).
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что Алиевым Г.А. при обращении в Балтийскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не были представлены необходимые сведения и документы.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 2 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
В силу части 7 статьи 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", физические лица предоставляют:
копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
копию документа, подтверждающего право на суммы авансовых платежей, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается наследником лица, внесшего авансовые платежи, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа.
При этом частью 3 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.
Исходя из положений части 4 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Судами установлено, что заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей Алиевым Г.А. было подано не лично в Балтийскую таможню, где его копия паспорта была бы сверена с оригиналом, а по почте, ввиду чего необходимо было представить нотариально удостоверенную копию паспорта. В заявлении не было сообщено, что сведения о паспорте представлялись в таможенный орган ранее (не было ссылки в рамках какой процедуры) и об отсутствии в нем изменений.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о том, что поскольку Алиев Г.А. с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, не приложил копию паспорта гражданина Российской Федерации, засвидетельствованного в нотариальном порядке либо таможенным органом при предъявлении оригинала, учитывая положения части 3 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", административным ответчиком не было рассмотрено по существу заявление Алиева Г.А, а было возвращено без рассмотрения в виду отсутствия совокупности документов. Повторно, после 15 декабря 2020 года, заявление и документы Алиевым Г.А. в Балтийскую таможню не подавались.
Кроме того, учитывая, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По доводам кассационной жалобы не имеется оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью выводов судебных инстанций, которые исчерпывающе мотивированы, основаны на результатах надлежащей правовой оценки и тщательного анализа совокупности представленных доказательств, и не противоречат нормам примененных законов, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Санкт - Петербурга от 24 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 16 июня 2022 года по административному делу N 2а - 3409/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Алиева Г. А. - без удовлетворения.
Решение Кировского районного суда г. Санкт - Петербурга от 24 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 16 июня 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.