Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-1138/2022) по кассационной жалобе государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (ГКУ РК "УправтодорКоми") на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 мая 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022г. (N33а-6887/2022) по административному иску прокурора Койгородского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ РК "УправтодорКоми" о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Койгородского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", с учетом уточнений от 31 марта 2022г, об обязании в срок до 1 июня 2023г. обеспечить безопасные условия эксплуатации участков дорог Койгородского района посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна на 1 км + 700 м, 2 км + 50 м, 4 км + 200 м, 2-4 км + 736 м, 3 км: 2 км + 900 м, 2 км + 800 м автодороги "Подъезд к с. Грива от автомобильной дороги Сыктывкар - Кудымкар"; на 1 км в с. Грива по ул. Советская возле дома 16, 19, 38, 42, 46, 47, 56, 60, 61, 65, на 1 км + 464 м возле дома 16 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 544 м возле дома 19 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 614 м возле дома 38 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 664 м возле дома 42 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 724 м возле дома 46 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 724 м возле дома 47 по ул. Советкой с. Грива, на 1 км + 764 м возле дома 56 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 844 м возле дома 60 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 849 м возле дома 61 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 854 м возле дома 65 по ул. Советская с. Грива, на 2 км + 261 м в с. Грива по ул. Советская возле дома 68 автодороги "По с. Грива"; на 1 км + 275 м на ул. Совхозная от дома 24 до улицы Колхозная д. 4 с. Грива автодороги "Подъезд к м. Завраг", указав в обоснование требований на ненадлежащее исполнение административным ответчиком обязанности в сфере дорожной деятельности, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 мая 2022г. административный иск прокурора Койгородского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГКУ РК "УправтодорКоми" о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворен.
На ГКУ РК "УправтодорКоми" возложена обязанность в срок до 1 июня 2023г. обеспечить безопасные условия эксплуатации участков дорог Койгородского района посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна на 1 км + 700 м, 2 км + 50 м, 4 км + 200 м, 2-4 км + 736 м, 3 км: 2 км + 900 м, 2 км + 800 м автодороги "Подъезд к с. Грива от автомобильной дороги Сыктывкар - Кудымкар"; на 1 км в с. Грива по ул. Советская возле дома 16, 19, 38, 42, 46, 47, 56, 60, 61, 65, на 1 км + 464 м возле дома 16 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 544 м возле дома 19 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 614 м возле дома 38 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 664 м возле дома 42 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 724 м возле дома 46 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 724 м возле дома 47 по ул. Советкой с. Грива, на 1 км + 764 м возле дома 56 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 844 м возле дома 60 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 849 м возле дома 61 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 854 м возле дома 65 по ул. Советская с. Грива, на 2 км + 261 м в с. Грива по ул. Советская возле дома 68 автодороги "По с. Грива"; на 1 км + 275 м на ул. Совхозная от дома 24 до улицы Колхозная д. 4 с. Грива автодороги "Подъезд к м. Завраг".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 мая 2022г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ГКУ РК "УправтодорКоми" просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Койгородского района проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении контроля за эксплуатационным состоянием проезжей части автомобильных дорог "Подъезд к с. Грива от автомобильной дороги Сыктывкар-Кудымкар", "По с. Грива", "Подъезд к м. Завраг" установлено, что участки дороги находятся в ненадлежащем состоянии.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда ОГИБДД МО МВД России "Сысольский" от 25 марта 2022г. на автодороге "Подъезд к с. Грива от автомобильной дороги Сыктывкар-Кудымкар" выявлена следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: на 1 км + 700 м автодороги имеется сетка трещин, многочисленные мелкие выбоины; на 2 км + 50 м автодороги имеется выбоина (яма) размерами 1 кв.м и глубиной до 8 см, а также на участке длиной 100 м имеются просадки, пучины асфальтобетонного покрытия шириной от 1 м до 3 м, а также занижение обочины в местах сопряжения с проезжей частью; на 4 км + 200 м автодороги имеется сетка трещин, многочисленные мелкие выбоины; на 2-4 + 736 м. автодороги имеется сетка трещин, многочисленные мелкие выбоины; на 3 км.: 2 км + 900 м выбоина (яма) размерами 1 кв.м и глубиной до 8 см; 2 км + 800 м на участке длиной 100м имеются просадки, пучины асфальтобенного покрытия шириной от 1 м до 3 м, а также занижение обочины в местах сопряжения с проезжей частью;
По автодороге "По с. Грива" выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда: на 1 км в с. Грива по ул. Советская возле домов 16, 19, 38, 42, 46, 47, 56, 60, 61, 65 имеются сетка трещин и выбоины: 1 км + 464 м возле дома 16 по ул. Советской с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0, 88 кв.м глубиной до 6 см; на 1 км + 544 м возле дома 19 по ул. Советской с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0, 48 кв.м глубиной до 7 см, на 1 км + 614 м возле дома 38 по ул. Советской с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0, 54 кв.м глубиной до 7 см, на 1 км + 664 м возле дома 42 по ул. Советской с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0, 35 кв.м глубиной до 7 см, на 1 км + 724 м возле дома 46 по ул. Советской с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0, 25 кв.м глубиной до 7 см, на 1 км + 724 м возле дома 47 по ул. Советкой с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0, 36кв.м глубиной до 6 см, на 1 км + 764 м возле дома 56 по ул. Советской с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 2, 2 кв.м глубиной до 7 см, на 1 км + 844 м возле дома 60 по ул. Советской с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0, 35 кв.м глубиной до 6 см; 0, 2 кв.м глубиной до 6 см; 0, 42 кв.м глубиной до 6 см, на 1 км + 849 м возле дома 61 по ул. Советской с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0, 48 кв.м глубиной до 7 см, на 1 км + 854 м возле дома 65 по ул. Советская с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0, 25 кв.м глубиной до 6 см; на 2 км + 261 м в с. Грива по ул.
Советская возле дома 68 имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0, 45 кв.м глубиной до 7 см.
На автодороге "Подъезд к м. Завраг" выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы): 1 км + 275 м на улице Совхозная от дома 24 до улицы Колхозная дома 4 с Грива на грунтовой автодороге требуется провести профилирование поверхности проезжей части.
Автомобильные дороги "Подъезд к с. Грива от автомобильной дороги Сыктывкар-Кудымкар", "По с. Грива", "Подъезд к м. Завраг" являются автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения, находятся в собственности Республики Коми и в оперативном управлении ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной прокуратурой проверки и не оспаривались административным ответчиком.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее-Федеральный закон N196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и
здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ст.4 Федерального закона N196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона N196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. N1090 "О правилах дорожного движения", предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017г. N2438-Р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Также из пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" следует, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, (таблица А.1 приложения А), На основании таблицы 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 размеры выбоин, просадок и проломов не должны превышать по глубине 5 см, по длине 15 см.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию" определено, что покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов, указанных в таблице 2, в частности отдельных выбоин или проломов глубиной 5 см и более, площадью 0, 09 кв.м и более.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь статьями 3, 4, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 6 статьи 3, статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Установив, что спорные участки дорог не отвечает требованиям ГОСТов, и это влечет нарушение требований безопасности дорожного движения, создает предпосылки повышения возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни здоровью неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований к ГКУ РК "УправтодорКоми", в оперативном управлении которого находятся спорные автомобильные дороги и на которое возложены функции по содержанию спорных участков дорог.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав следующее.
Суд апелляционной инстанции признал несостоятельным довод ГКУ РК "УправтодорКоми" о том, что ответственность за ненадлежащее содержание участков спорных автомобильных дорог должно нести также Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, в привлечении которого в качестве административного соответчика по делу отказано судом первой инстанции.
В силу статьи 15 Федерального закона N257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности статьей 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" отнесено осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 20 октября 2020г. N115 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми" Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми переименовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 5 ноября 2020г. N540, Минстрой Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управления и распоряжения автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно).Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение или казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этот имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьями 296, 297 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и казенного предприятия в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного им в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на приобретателя обязанности по его содержанию. Обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы по содержанию переданного в оперативное управление имущества.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 28 декабря 2014г. N534 создано государственное казенное учреждение Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми дорожный надзор".
Как следует из Устава государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее-также Учреждение), данное Учреждение является некоммерческой организацией, находится в ведомственной подчиненности Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, которое осуществляет функции и полномочия учредителя и бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно пункту 15 Устава предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной Уставом компетенции, полномочий Министерства и Правительства Республики Коми.
В силу пункта 16 Устава целями создания Учреждения являются организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения Республики Коми, улучшению их транспортно-эксплуатационных характеристик; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального значения.
Для осуществления указанных целей Учреждение выполняет функции заказчика, застройщика при проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.3); осуществляет контроль, в том числе лабораторный контроль, за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных государственных контрактов (пункт 17.4); осуществляет диагностику, обследование и оценку технического состояния автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.9 Устава).
Учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами, полученными из республиканского бюджета Республики Коми, в соответствии с их целевым назначением (пункт 25 Устава).
Решением Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми от 24 октября 2019г. N24-27-01/187-09 "О внесении изменений в решение Дорожного агентства Республики Коми от 1 января 2015г. N1 "О передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление" право оперативного управления на автомобильные дороги "Подъезд к с. Грива от автомобильной дороги Сыктывкар-Кудымкар", "По с. Грива", "Подъезд к м. Завраг", передано государственному казенному учреждению Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
В связи с изложенным, Учреждение обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог регионального значения Республики Коми, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения Республики Коми.
Так как спорные автомобильные дороги находятся в оперативном управлении ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", ответственного за содержание, ремонт и обеспечение безопасности движения на дорогах, то именно данное Учреждение обязано устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности в части устранения выявленных недостатков на данное учреждение.
То обстоятельство, что перечни объектов и мероприятий по направлениям расходов в области использования автомобильных дорог регионального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности формирует и утверждает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, а Учреждение лишь осуществляет их реализацию, не освобождает Учреждение от выполнения возложенных на него законом обязанностей.
Суд апелляционной инстанции полагал, что определенный судом срок исполнения судебного решения отвечает принципу исполнимости судебного акта, определен с учетом времени, необходимого на его обжалование и вступление в законную силу. Названный срок установлен судом первой инстанции с учетом специфики правоотношений, времени выполнения процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, соблюдение которых необходимо в силу законодательных предписаний, продолжительности процедуры выделения бюджетных ассигнований и срока обустройства объекта транспортной инфраструктуры.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в привлечении данного органа исполнительной власти Республики Коми в качестве административного соответчика судом мотивированно отказано в соответствии с требованиями ст.154, ч.3 ст.199 КАС РФ, данный довод ГКУ РК "УправтодорКоми" надлежащим образом проверен судом апелляционной инстанции.
Довод ГКУ РК "УправтодорКоми" о невозможности исполнить судебное решение самостоятельно по существу являлся предметом проверки суда апелляционной инстанции и не нашел своего подвтерждения.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 мая 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Коми"-без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 мая 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 1 марта 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.