Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Козлова М. А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 7 ноября 2022 года по административному делу N 2а - 5687/2022 по административному исковому заявлению Козлова М. А. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности осуществить строительство автомобильной дороги.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Козлов М.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности осуществить строительство автомобильной дороги по ул. Сорокина, ул. Владимира Тимина г. Сыктывкара, обеспечить подъезд к земельному участку по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требовании указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: "адрес", предназначенном для индивидуального жилищного строительства, на земельном участке возведен жилой дом, в котором он проживает вместе с семьей. Пользование земельным участком затруднено в связи с отсутствием подъездной дороги. Он совместно с другими собственниками земельных участков на указанных улицах неоднократно обращался к административному ответчику по вопросу осуществления дорожной деятельности на улицах Радостная, Сорокина, Владимира Тимина, Валентины Витязевой г. Сыктывкара, однако из ответов на обращение следует, что администрация МО ГО "Сыктывкар" не намерена выполнять полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Между тем, как следует из пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается органами местного самоуправления.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ТУ Росимущества в Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц - ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, АО "ДОМ.РФ".
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 августа 2022 года на администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить строительство автомобильной дороги по ул. Сорокина, ул. Владимира Тимина г. Сыктывкара, обеспечить подъезд к земельному участку по адресу: "адрес". В иске к ТУ Росимущества в Республике Коми Козлову М. А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 7 ноября 2022 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 августа 2022 года отменено в части удовлетворенных административных исковых требований к администрации МО ГО "Сыктывкар", вынесено в указанной части новое решение, которым административное исковое заявление Козлова М. А. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности осуществить строительство автомобильной дороги по ул. Сорокина, ул. Владимира Тимина г. Сыктывкара, обеспечить подъезд к земельному участку по адресу: "адрес" оставлено без удовлетворения. В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 26 декабря 2022 года Козлов М.А. просит об отмене апелляционного определения, с оставлением без изменения решения суда первой инстанции, полагая, что оно постановлено с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указал, что спорный земельный участок используется для проезда транспортных средств, соответствует признакам участка автомобильной дороги. Полагает, что администрации МО ГО "Сыктывкар" являясь исполнительным органом, бездействует в части осуществления дорожной деятельности.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в 2011 году в соответствии с решением Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (протокол заседаний от 25.05.2011 N 26) для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" в оборот для жилищного строительства, в том числе для строительства малоэтажного жилья экономического класса, был вовлечен земельный участок с кадастровым номером: N, расположенный по адресу: РК, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, 49.
Данный земельный участок распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) от 08.06.2011 N 762 - р передан в собственность Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства (Фонд "РЖС").
06 декабря 2012 года Фонд "РЖС" провел аукцион по продаже права на заключение договора аренды этого участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (протокол от 06.12.2012 N Па 91-07/2011/2).
21 декабря 2012 года Фондом "РЖС" по результатам проведения аукциона с победителем торгов (ООО "Норма") заключен договор N ДЗ-68 аренды земельного участка общей площадью 199 000 кв.м, с кадастровым номером: N для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
20 июня 2013 года Фондом "РЖС" в соответствии с пунктом 6.1.2 Договора аренды принято решение об образовании 155 земельных участков из земельного участка с кадастровым номером: N (протокол N 72, вопрос VI).
14 ноября 2013 года правлением Фонда РЖС (протокол N 149, вопрос III) принято решение о внесении изменений в решение правления от 20.06.2013 N 72 и образовании 164 земельных участков из земельного участка с кадастровым номером: N.
Во исполнение условий договора аренды в соответствии с проектом планировки малоэтажного жилого комплекса, совмещенного с проектом межевания земельного участка с кадастровым номером: N, утвержденного постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 01.11.2013 N11/4159, образованы 164 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером: N.
С 01 января 2015 года право собственности Фонда "РЖС" на образованные земельные участки прекращено (в силу статьи 7 Федерального закона от 24.11.2014 N 356-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), земельные участки стали собственностью Российской Федерации и считались переданными Фонду "РЖС" для совершения юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации в соответствии с Законом N 161-ФЗ.
В отношении земельного участка с кадастровым номером: N Правлением АО "ДОМ.РФ" принято решение от 14.07.2016 N 6/22 о передаче в собственность муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Письмом от 23.08.2016 N 01/1-07/671 администрация МО ГО "Сыктывкар" отклонила от согласования Акт о безвозмездной передаче в собственность МО ГО "Сыктывкар" земельного участка площадью 53 899 кв.м. с кадастровым номером N.
03 августа 2016 года между Фондом "РЖС" (продавец) и ООО "Норма" заключен договор N РЖС- 20/88-16 купли - продажи 163 земельных участков.
На основании статьи 14 Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты РФ" к АО "ДОМ.РФ" перешли права и обязанности Фонда "РЖС" по договорам (контрактам, соглашениям), заключенным Фондом "РЖС". При этом заключение дополнительных соглашений к указанным договорам (контрактам, соглашениям) не требовалось. Таким образом, АО "ДОМ.РФ" является правопреемником Фонда "РЖС".
Прокуратурой Республики Коми проведена проверка соблюдения законодательства при распоряжении земельными участками, находившимися в федеральной собственности, в ходе которой было установлено, что лица, действующие от имени ООО "Норма", изначально не преследовали цель комплексного освоения земельных участков, а стремились вывести участки из федеральной собственности в частную для дальнейшего распоряжения ими по своему усмотрению, в т.ч. путем перепродажи по более высокой цене.
Приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12.04.2019 по делу N 1-238/2019, измененным в части апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 08.07.2019, Ватаманов В.Е, Дремлюга Ф.И, Шингур А.В, Регильский Р.Я. были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса РФ, законному владельцу в лице уполномоченной организации - АО "ДОМ.РФ" возвращен ряд земельных участков.
Улицы Сорокина и Владимира Тимина в городе Сыктывкаре входят в состав земельного участка с кадастровым номером N.
В Едином реестре недвижимости на государственном кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 53899+/81 кв.м, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для общего пользования (дороги, проезды, тротуары), объект является собственностью Российской Федерации.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, ООО "Норма", являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером N на основании договора аренды от 21.12.2012 N ДЗ-68, прекратило свою деятельность 08.11.2021, о чем 08.11.2021 внесена запись в ЕГРЮЛ, что повлекло за собой прекращение арендных отношений в силу закона.
В настоящее время объекты улично - дорожной сети на земельном участке с кадастровым номером N отсутствуют, строительство данных объектов не осуществлялось, осуществление прав и исполнение ООО "Норма" обязанностей в отношении данного земельного участка невозможно.
Козлов М.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, на основании договора купли - продажи земельного участка от 17.11.2016 N 64/16. Постановлением главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 24.06.2021 N 6/1791 земельному участку присвоен адрес: "адрес" На земельном участке возведен индивидуальный жилой дом.
Как следует из протокола осмотра от 20 апреля 2022 года, проведенного с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, покрытие, искусственно созданное для подъезда к частным земельным участкам, на всем протяжении улиц; Сорокина, Владимира Тимина, Валентины Витязевой города Сыктывкара имеет грунт, песок, щебень, песчано - гравийная смесь, битые бетон плиты, на отдельных участках уложены железобетонные плиты, на отдельных участках улиц доступность к земельным участкам отсутствует.
Удовлетворяя требования о возложении на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности по строительству автомобильной дороги по ул. Сорокина, ул. Владимира Тимина г. Сыктывкара и обеспечения подъезда к земельному участку административного истца, суд первой инстанции, проанализировав положения статей 1, 3, 4, пунктов 1, 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 6 части 1 статьи 13, пункта 9 статьи 6, пункта 11 статьи 5, статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 3, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 26 Устава МО ГО "Сыктывкар" пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50595- 2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, исходил из того, что обязанность по приведению в надлежащее состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа возложена на администрацию г. Сыктывкара.
При этом доводы администрации МО ГО "Сыктывкар" о том, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", является собственностью Российской Федерации, не признаны судом первой инстанции основанием для отказа в иске, поскольку АО "ДОМ.РФ" предпринимало попытки передачи земельного участка в собственность МО ГО "Сыктывкар", однако ответчиком в этом отказано.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, согласился с выводом суда о том, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к полномочиям муниципального городского округа, в связи с чем обязанность по приведению в надлежащее состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа возложена на администрацию МО ГО "Сыктывкар", при этом, исходил из того, что спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, в связи с чем, дороги в границах данного земельного участка не являются дорогами местного значения, и обязанность по осуществлению дорожной деятельности относительно данных дорог лежит на их собственнике. Администрация МО ГО "Сыктывкар" отказалась принимать спорный земельный участок в собственность муниципального образования.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции об отказе удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257 - ФЗ к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 11 статьи 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В силу пунктов 3, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 26 Устава МО ГО "Сыктывкар" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), - наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 261 Гражданского кодекса РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у органа местного самоуправления отсутствуют правовые основания по распоряжению земельным участком с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", в том числе по приведению в нормативное состояние улично - дорожной сети на территории указанного земельного участка.
Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" установлены особенности безвозмездной передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность земельных участков единого института развития, предназначенных для размещения объектов регионального или местного значения, в том числе объектов инфраструктуры.
Согласно части 1 статьи 16.3 данного Федерального закона подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность земельные участки единого института развития (в том числе одновременно с расположенными на них объектами недвижимого имущества):
1) занятые объектами регионального или местного значения, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, либо предназначенные в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории для размещения таких объектов;
2) расположенные в границах планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, а также занятые находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности объектами обустройства территорий общего пользования;
3) занятые находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и необходимыми для обеспечения образовательной деятельности в государственных или муниципальных образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях общежитиями либо предназначенные в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории для размещения таких общежитий.
В соответствии с частью 3 статьи 16.3 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" после ввода в эксплуатацию объектов регионального или местного значения, объектов обустройства территорий общего пользования, общежитий, необходимых для обеспечения образовательной деятельности в государственных или муниципальных образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях и расположенных на земельных участках единого института развития, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны принять такие объекты, а также земельные участки единого института развития, занятые такими объектами, соответственно в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в месячный срок с даты обращения: 1) лица, осуществлявшего строительство таких объектов, об их передаче; 2) единого института развития о передаче земельных участков единого института развития.
Администрация МО ГО "Сыктывкар" в письме от 23.08.2016 N 01/1- 07/671 в Фонд содействия развитию жилищного строительства свой отказ от согласования представленного Акта о безвозмездной передаче в собственность МО ГО "Сыктывкар" спорного земельного участка мотивировала его тем, что в пределах границ земельного участка введенные в эксплуатацию объекты обустройства территорий общего пользования отсутствуют, а в соответствии с частью 3 статьи 16.3 указанного закона обязанность по принятию в муниципальную собственность объектов обустройства территорий общего пользования, а также земельных участков Фонда, занятых такими объектами, возникает только после ввода в эксплуатацию данных объектов в месячный срок после обращения.
При таких обстоятельствах, поскольку администрация МО ГО "Сыктывкар" не является собственником спорного земельного участка, у администрации отсутствовала обязанность по принятию данного земельного участка в собственность, на администрацию МО ГО "Сыктывкар" не может быть возложено обязанности по строительству автомобильной дороги по ул. Сорокина, ул. Владимира Тимина г. Сыктывкара и по обеспечению подъезда к земельному участку административного истца.
Обязательства ООО "Норма" по договору аренды земельного участка от 21.12.2012 N ДЗ-68 по его комплексному освоению в целях жилищного строительства прекращены, в связи с прекращением деятельности Общества, сведений о проведении агентом собственника земельного участка нового аукциона и заключения иного договора аренды земельного участка в настоящий момент не установлено.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной интсанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 7 ноября 2022 года по административному делу N 2а - 5687/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Козлова М. А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 7 ноября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.