Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Лобанова В. И. на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года, кассационным жалобам МО МВД России "Сысольский", МВД России, МВД по Республике Коми на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года по административному делу N 2а-111/2022 по административному исковому заявлению Лобанова В.И. к МО МВД России "Сысольский", Министерству внутренних дел Российской Федерации. Министерству внутренних дел по Республике Коми, Министерству финансов в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми о признании действий незаконными и взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лобанов В.И. обратился в Сысольский районный суд Республики Коми с административным исковым заявлением к МО МВД России "Сысольский". Министерству финансов в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми с требованием о взыскании компенсации в размере 200 000 рублей за условия содержания в ИВС МО МВД России "Сысольский", выразившееся в не обеспечении положенным ему диетическим сухим пайком на время транспортировки - этапирования из ИВС с. Визинга в СИЗО-2 п. Сосногорск 30 декабря 2021 года, 21 января 2022 года и диетическим питанием в период пребывания в ИВС МО МВД России "Сысольский" с 29 декабря 2021 года по 30 декабря 2021 года, с 13 января 2022 года по 21 января 2022 года, а также 31 января 2022 года.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены МВД России, МВД по Республике Коми.
Решением Сысольского районного суда Республики Коми от 1 июня 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Лобанова В.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года решение Сысольского районного суда Республики Коми от 1 июня 2022 года отменено.
Принято по делу новое решение, которым признаны ненадлежащими условия содержания Лобанова В.И. при этапировании из ИВС МО МВД России "Сысольский" в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и при содержании в ИВС МО МВД России "Сысольский".
Постановлено взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Лобанова В.И. компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 2 000 рублей.
Административное исковое заявление Лобанова В.И. к МО МВД России "Сысольский", Министерству внутренних дел по Республике Коми Министерству финансов в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании денежной компенсации оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе административного истца Лобанова В.И, на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года, поданной 20 декабря 2022 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 9 января 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии нового решения по административному иску, увеличив размер взысканной компенсации до 200 000 рублей.
В кассационных жалобах МО МВД России "Сысольский", МВД России, МВД по Республике Коми, поданных 7 декабря 2022 года, поступивших в Третий кассационный суд общей юрисдикции 15 декабря 2022 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года в связи с неверным установлением обстоятельств по делу, нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение Сысольского районного суда Республики Коми от 1 июня 2022 года.
В силу положений части 1 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.
Поскольку в данном случае решение Сысольского районного суда Республики Коми от 1 июня 2022 года, обжалуемое в кассационной жалобе Лобанова В.И, отменено в полном объеме судом апелляционной инстанции - апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года, указанное решение суда первой инстанции не является вступившим в законную силу судебным актом и не может являться предметом проверки суда кассационной инстанции, в связи с чем в указанной части кассационная жалоба Лобанова В.И. на основании пункта 6 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Предметом проверки суда кассационной инстанции является вступившее в законную силу апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что Лобанов В.И. содержался в изоляторе временного содержания МО МВД России "Сысольский" в следующие периоды: с 29 по 30 декабря 2021 года на основании требования Прилузского районного суда Республики Коми по уголовному делу N 1-124/2021, с 13 по 21 января 2022 года на основании требования Прилузского судебного участка Республики Коми N 10374, с 31 января по 7 февраля 2022 года на основании требования Прилузского районного суда Республики Коми по уголовному делу N 1-8/2022.
Этапирование Лобанова В.И, с которым административный истец связывает нарушение своих прав, из ИВС МО МВД России "Сысольский" в СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми осуществлялось сотрудниками отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД России "Сысольский" 30 декабря 2021 года и 21 января 2022 года.
Согласно ведомостям на питание за декабрь 2021 года, январь - февраль 2022 года, в указанные периоды Лобанов В.И. был обеспечен трехразовым горячим питанием по нормам. Согласно продовольственной тетради ИВС МОМВД России "Сысольский", Лобанов В.И. 29 декабря 2021 года был обеспечен завтраком, обедом и ужином, о чем имеется его подпись, 30 декабря 2021 года перед этапированием в СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми им получен завтрак, одновременно произведен отказ в получении сухого пайка, о чем в продовольственной тетради произведена соответствующая отметка.
В период содержания Лобанова В.И. в ИВС с 13 по 21 января 2022 года, согласно данным продовольственной тетради, был обеспечен горячим завтраком, обедом и ужином по общим нормам, о чем свидетельствует личная подпись Лобанова В.И. в ведомостях. Также 21 января 2022 года Лобанов В.И. согласно ведомостям был обеспечен горячим завтраком и обедом, а перед убытием в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми ему был предложен для получения сухой паек, от которого согласно продовольственной тетради ИВС, Лобанов В.И. отказался, написав об этом собственноручно.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции, учитывая отсутствие в личном деле Лобанова В.И, поступавшем при этапировании в ИВС МО МВД России "Сысольский" в рассматриваемый период, документов, необходимых для предоставления дополнительного питания, в отсутствие доказательств бесчеловечного отношения к Лобанову В.И. при обеспечении его питанием, каких-либо негативных последствий, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми с таким выводом суда первой инстанции не согласилась, указав, что отсутствие вины стороны административного ответчика в необеспечении административного истца повышенной нормой питания не может свидетельствовать об отсутствии нарушения права Лобанова В.И. на питание, а подтверждает лишь ненадлежащее исполнение требований закона административным ответчиком.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационных жалоб, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года в кассационном порядке, допущено не было.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации (статья 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Возможность перевода подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, закреплена в части 1 статьи 13 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (статьи 7 и 9 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть первая статьи 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
В силу пункта 19 статьи 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Согласно статье 22 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 42 и 152 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации; подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам; в случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года N 189 установлены повышенные нормы питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время, согласно примечанию к которому по данной норме обеспечиваются больные "данные изъяты"
В соответствии с пунктом 151 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696, больным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, страдающим болезнями, указанных в приложение к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, повышенной норме питания, больных, выдается лечебное питание. Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Лобанову В.И. в период содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в "данные изъяты" установлена повышенная норма питания для больных, осужденных к лишению свободы, в соответствии с Приложением N 5 к приказу Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189 с назначением лечебного питания с 23 декабря 2021 года.
Между тем, как установлено материалами дела Лобанов В.И. получал в ИВС МО МВД России "Сысольский" дополнительное питание в завтрак, обед и ужин, а также обеспечивался увеличенным пайком при этапировании только с 1 февраля 2022 года.
Вопреки доводам кассационных жалоб о том, что ИВС не относится к учреждениям Федеральной службы исполнения наказаний, в связи с чем на его деятельность не распространяется приказ Минюста от 17 сентября 2018 года N 189, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что нормы материального права применены судом апелляционной инстанции верно.
Приведенные выше требования Приказа Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189 устанавливают, что на исправительное учреждение во всяком положении возложена обязанность по установлению повышенной нормы питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время. Повышенные нормы питания подлежат применению с момента прибытия осужденного лица в исправительное учреждение, и в период этапирования.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции верно применены к рассматриваемым правоотношениям нормы права, регулирующие порядок и условия содержания под стражей лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
При этом при временном помещении подозреваемых и обвиняемых из СИЗО в ИВС, их положение в части условий содержания, и, в частности, установленных норм питания, не должно быть ухудшено, вне зависимости от изменения ведомственной принадлежности места содержания под стражей.
То обстоятельство, что МО МВД России "Сысольский" не было информировано о праве Лобанова В.И. на повышенное питание, вопреки доводам кассационных жалоб МО МВД России "Сысольский", МВД России, МВД по Республике Коми об отсутствии вины сотрудников ИВС, не свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца.
С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции о том, что при наличии медицинских показаний для получения Лобановым В.И. повышенной нормы питания, его нарушены неполучением такой нормы при этапировании из ИВС МО МВД России "Сысольский" в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми 30 декабря 2021 года, 21 января 2022 года и дополнительного питания в период содержания в ИВС МО МВД России "Сысольский" с 29 по 30 декабря 2021 года, с 13 по 21 января 2022 года и 31 января 2022 года, следует признать верным.
В то же время, вопреки доводам кассационной жалобы Лобанова В.И, с учетом характера (непредоставление варианта питания, положенного административному истцу по состоянию здоровья, но обеспечение при этом иным необходимым для поддержания жизнедеятельности набором продуктов питания) и незначительной продолжительности установленного нарушения, оснований считать, что присужденная денежная компенсация не отвечает требованиям разумности и справедливости, ее пересмотра, исходя из материалов дела и установленных обстоятельств, у судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что понятия разумности и справедливости являются оценочной категорией, четкие критерии определения которых законодательством не предусмотрены.
Практика межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, также не устанавливает единого для всех споров размера компенсации, а зависит от установленных в каждом конкретном случае индивидуальных обстоятельств.
Таким образом, в каждом конкретном случае суд вправе определить пределы разумности, справедливости и соразмерности компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела.
В данном случае предписанные законом (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) критерии для определения размера компенсации судом апелляционной инстанции на основе объективной оценки обстоятельств дела учтены.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судом апелляционной инстанции верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателей кассационных жалоб с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судом апелляционной инстанции норм права.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено. Вопреки доводам кассационной жалобы Лобанова В.И. о неоправиьном определении административных ответчиков по делу, административное дело рассмотрено исходя из заявленных административным истцом требований, при этом какие-либо требования к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и МЧ N 17 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России административным истцом не предъявлялись.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб Лобанова В.И, МО МВД России "Сысольский", МВД России, МВД по Республике Коми на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Лобанова В. И. на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 1 июня 2022 года оставить без рассмотрения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лобанова В. И. на указанное апелляционное определение, кассационные жалобы МО МВД России "Сысольский", МВД России, МВД по Республике Коми - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.