Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ФСИН России, УФСИН России Карелия, ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 июля 2022 года по административному делу N 2а - 2656/2022 по административному исковому заявлению Примерина П. Г. к ФСИН России, ФКУЗ МСЧ - 10 ФСИН России, начальнику филиала "Медицинская часть N 2" ФКУЗ МСЧ -10 ФСИН России Кузнецовой Ю. С. об оспаривании бездействия по оказанию медицинской помощи и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Примерин П.Г, отбывающий наказание в ФКУ ИК - 9 УФСИН России по Республике Карелия, обратился с административными исками (объединены в одно производство) в которых просил суд признать бездействие сотрудников Медицинской части N 2 по оказанию медицинской помощи незаконным, взыскать компенсацию в размере 5 900 000 руб.
В обоснование требований указал, что сотрудниками филиала "Медицинская часть N 2" ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, обслуживающими исправительное учреждение, ему оказывается ненадлежащая медицинская помощь. Указывает, что неоднократно обращался с различными жалобами на здоровье "данные изъяты" Административный истец
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2022 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие должностных лиц ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России по непредставлению Примерину П.Г. своевременной медицинской помощи по профилю "стоматология". С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Примерина П.Г. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в сумме 1 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 июля 2022 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2022 г. изменено, изложен абзац третий резолютивной части решения в новой редакции:
"Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Примерина П. Г. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 20 000 (двадцать тысяч) руб.".
В остальной части решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2022 г. оставлено без изменения
В кассационных жалобах, поступивших в Третий кассационный суд общей юрисдикции 19 декабря 2022 года и 21 декабря 2022 года, представители заявителей просят об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
По смыслу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", подпунктов 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Согласно части 1 статьи 101 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно - профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно - исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно - профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
Частями 1, 7 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу подпункта "а" пункта 3 Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей - специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1466, под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно - исполнительной системы понимается, в том числе, отсутствие в учреждении уголовно- исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях утвержден приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 78бн (далее - Порядок N 78бн).
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка N 786н оказание медицинской помощи взрослому населению осуществляется при стоматологических заболеваниях зубов, пародонта, слизистой оболочки рта, языка, слюнных желез, челюстей, включающих: кариозные, некариозные и другие поражения зубов; острые, хронические и специфические воспалительные заболевания, острую и хроническую травму, приобретенные дефекты и деформации, онкологические заболевания пародонта, слизистой оболочки рта, языка, слюнных желез, челюстей; аномалии и дефекты развития зубов, зубных рядов, челюстей, их предпосылки и последствия.
Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи; специализированной медицинской помощи.
В силу пункта б Порядка N 786н первичная медико - санитарная помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в амбулаторных условиях. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается фельдшером.
При наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи при стоматологических заболеваниях фельдшер после проведения мероприятий, направленных на устранение боли, направляет пациента в медицинскую организацию для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи врачом- стоматологом, врачом - стоматологом-терапевтом, врачом - стоматологом-хирургом, врачом - стоматологом-ортопедом, врачом-ортодонтом (далее - врачи стоматологического профиля).
Профилактика стоматологических заболеваний осуществляется медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях, и включает в себя профилактические мероприятия, в том числе профилактические медицинские осмотры, которые рекомендуется проводить 1 раз в 6 месяцев (пункт 9 Порядка N 786н).
Судами установлено и следует из материалов дела, что с жалобами на зубную боль Примерин П.Г. начал обращаться перед переводом в исправительное учреждение (26.11.2021).
После перевода в исправительное учреждение (26.11.2021) и до 18.02.2022 записей в медицинских документах о жалобах Примерина П.Г. на зубную боль не имеется (по словам Примерина П.Г. указанные жалобы либо не фиксируются, либо фиксируются как жалобы на головные боли с выдачей обезболивающих препаратов).
Из медицинских документов следует, что Примерин П.Г. впервые в данном исправительном учреждении пожаловался на воспаление десен 18.02.2022, однако сведений о том, какая медицинская помощь была ему оказана и была ли оказана вообще, в медицинской карте не отражено.
Суду первой инстанции административными ответчиками медицинской документации, свидетельствующей об оказании Примерину П.Г. медицинской помощи по профилю "стоматология" 18.02.2022 и 05.04.2022, представлено не было.
Из представленной медицинской документации следует, что 05.04.2022 "данные изъяты"
С 06.04.2022 по 12.04.22 с жалобами на зубную боль не обращался.
С 12.04.2022 по 26.04.22 находился в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России. При поступлении жалоб на зубную боль не предъявлял.
28.04.2022 обратился с жалобами на "данные изъяты" Повторная явка 05.05.2022.
"данные изъяты"
"данные изъяты" Даны рекомендации: гигиена полости рта, использование пасты для чувствительных зубов.
Записан на консультацию стоматолога на 26.07.2022 в ГБУЗ РК "Городская поликлиника N 4" (лечение).
Согласно представлению первого заместителя прокурора Республики Карелия от 30.03.2022 N 17-10-2022, внесенному в адрес УФСИН России по Республике Карелия, в Медицинской части N 2, осуществляющей медицинское обеспечение осужденных ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, в течение длительного времени не заполнена вакантная должность стоматолога при наличии оборудованного стоматологического кабинета. В результате осмотр и оказание стоматологической помощи в учреждении не осуществляется.
Удовлетворяя заявленные требования административного истца в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из нарушений прав Примерина П.Г. на оказание ему медицинской помощи по профилю "стоматология", по иным диагностированным Примерину П.Г. заболеваниям, суд пришел к выводу о том, что медицинская помощь оказывается ему в полном объеме в соответствии со стандартами и правилами оказания медицинской помощи.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу о доказанности нарушений условий содержания Примерина П.Г. в исправительном учреждении.
Устанавливая размер компенсации в сумме 20 000 рублей, суд апелляционной инстанции, исходил из обстоятельств административного дела, характера и продолжительность нарушений, принятыми после вынесения решения судом первой инстанции мерами по оказанию Примерину П.Г. медицинской помощи по профилю "стоматология", учел период неоказания надлежащей медицинской помощи по профилю "стоматология", а также последствия неоказания медицинской помощи для административного истца.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 июля 2022 года по административному делу N 2а - 2656/2022 - оставить без изменения, кассационные жалобы ФСИН России, УФСИН России Карелия, ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 июля 2022 года,, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.