Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-4223/2022) по кассационной жалобе Левина А.Н. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 сентября 2022г.(N33а-2953/2022) по административному иску Левина А.Н. к ФСИН России, первому заместителю начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Лещеву В.И. о признании незаконным решения по вопросам, связанным с переводом в иное исправительное учреждение.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя Левина А.Н.- Шогина М.И, представителя ФСИН России -Югай А.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Левин А.Н, осужденный приговором Самарского областного суда от 26 марта 2013г, с 7 октября 2013г. отбывал наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области. На основании решения заместителя директора ФСИН России от 23 декабря 2021г. N исх-03-89043 административный истец был переведен для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение строгого режима УФСИН России по Республике Карелия в связи с имеющейся угрозой физической расправы над осужденным Левиным А.Г. с целью обеспечения его личной безопасности. С 2 марта 2022г. административный истец содержится в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.
Не согласившись с переводом в исправительное учреждение УФСИН России по Республике Карелия, Левин А.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение административного ответчика от 23 декабря 2021г. и обязать ФСИН России перевести его обратно в исправительное учреждение ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 сентября 2022г, в удовлетворении административного иска Левина А.Н. отказано.
В кассационной жалобе Левина А.Н. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно статье 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее-УИК РФ) осужденные к лишению свобода, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. В случаях, указанных в части второй настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника (часть 1).
По письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного (часть 2.1).
В силу ч.2 ст.81 УИК РФ перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Порядок направления осужденных в исправительное учреждение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 1 ст. 75 УИК РФ).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018г. N17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое (далее ? Порядок), в соответствии с пунктом 3 которого направление осужденных осуществляется в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали (были зарегистрированы по месту жительства) или были осуждены.При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту проживания (регистрации по месту жительства) осужденных или по месту их осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденные направляются по решению ФСИН России в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (п. 4 Порядка).
В соответствии с п. 9 Порядка вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Пунктом 13 Порядка установлено, что перевод осуществляется в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, по решению территориального органа УИС; в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается ФСИН России на основании мотивированного заключения территориального органа УИС о переводе, территориальным органом УИС на основании мотивированного заключения исправительного учреждения, СИЗО УИС, исправительного учреждения, при котором создано ПФРСИ.
В силу пункта 14 Порядка для определения места дальнейшего отбывания наказания осужденным, подлежащим переводу в другие исправительные учреждения с целью обеспечения их личной безопасности, администрация исправительного учреждения направляет материалы, необходимые для подготовки заключения о переводе в территориальный орган уголовно-исполнительной системы.
Согласно п.15 Порядка заключение о переводе утверждается начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы либо лицом, его замещающим.
Как следует из материалов дела, Левин А.Н, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, осужден приговором Самарского областного суда от 26 марта 2013г. за совершение преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 105, ч. 3 ст. 30 п. "а" ч. 2 ст. 105 и ч. 1 ст. 222 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 18 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на срок один год и с установлением ряда ограничений, окончательное наказание назначено в виде 17 лет 11 месяцев лишения свободы с ограничением свободы на 1 год на основании постановления Новокуйбышевского городского суда Самарской области.
С 7 октября 2013г. Левин А.Н. отбывал наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области.
В г.Тольятти Самарской области проживают супруга и дети административного истца, родители Левина А.Н. проживают в Пензенской области.
Согласно заключению УФСИН России по Самарской области от 1 декабря 2021г. у административного истца сложилась конфликтная ситуация с осужденными отрицательной направленности, отбывающими наказания в исправительном учреждении. Принятыми мерами урегулировать конфликтную ситуацию не представилось возможным, в связи с угрозой физической расправы над осужденным Левиным А.Г. с целью обеспечения его личной безопасности материал был передан в ФСИН России для рассмотрения вопроса о переводе в исправительное учреждение другого субъекта Российской Федерации.
Решением заместителя директора ФСИН России от 23 декабря 202г. N исх-03-89043 Левин А.Н. переведен для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение строгого режима УФСИН России по Республике Карелия, с 2 марта 2022г. административный истец содержится в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в связи с наличием конфликтной ситуации с иными осужденными, содержащимися в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области, в целях обеспечения личной безопасности Левина А.Н. административным ответчиком правомерно было принято оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав следующее.
В соответствии с ч.1 ст.13 УИК РФ осужденные имеют право на личную безопасность, то есть защищенность их жизни и здоровья от неправомерно причиненного вреда во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Учитывая положения действующего законодательства, а также то, что в настоящее время имеется информация о том, что конфликтная ситуация у Левина А.Н. сохраняется, что следует из предоставленного по запросу суда ответа ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области, принимая во внимание заключение УФСИН России по Самарской области от 1 декабря 2021г, письменные объяснения осужденных, содержавшихся вместе с Левиным А.Н. в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение принято с целью обеспечения личной безопасности административного истца путем его перевода в иное исправительное учреждение, направлено на защиту его жизни и здоровья, в связи с чем, обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Административный иск Левина А.Н. рассмотрен судом с соблюдением правил подсудности, установленных главой N2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания".
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 сентября 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Левина А.Н.-без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 сентября 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 марта 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.