Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Железнова П. А. на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 21 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 05 декабря 2022 года по административному делу N 2а-183/2022 по административному исковому заявлению Железнова П. А. к МВД Российской Федерации о взыскании компенсации за ненадлежащие условия перевозки (конвоирования).
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Железнов П.А. обратился в суд с иском к МВД Российской Федерации с требованиями о взыскании компенсации за нарушение условий перевозки (конвоирования) на автозаках УАЗ, ГАЗ в размере 1000000 рублей, указав в обоснование, что в период с 09 марта 2021 года по 11 сентября 2021 года конвоировался на автозаках из ИВС МО МВД России "Сысольский" с. Визинга до железнодорожной станции г..Сыктывкара 8 раз и обратно 7 раз. При условиях конвоирования не менее 2 часов, автомобиль УАЗ имеет лишь одиночные помещения площадью 0, 25 кв.м и высотой 1, 3 м; автомобиль ГАЗ имеет 3 одиночные камеры и 1 четырехместную, площадь на человека не превышает 0, 25 кв.м и высоту 1, 6 м, при том, что площадь одиночного помещения должна превышать 0, 6 кв.м, а в многоместном помещении на одного человека должно приходиться не менее 0, 4 кв.м при высоте помещений не менее 1, 9 м, независимо от того, насколько короткой является поездка. В автозаках УАЗ, ГАЗ отопление и проветривание помещения осуществляется лишь при заведенном двигателе и при движении автомобиля, при том, что основную часть конвоирования занимает время ожидания (стоянка при загрузке и выгрузке заключенных). Отопление (обогреватель) расположен в общем коридоре и не проникает в камеры, равно как и поступление свежего воздуха, так как окно и люк расположены в общем коридоре, а приточно-вытяжная вентиляция отсутствует. Освещение в камерах тусклое, отверстие для проникновения дневного света отсутствует. Автозаки УАЗ, ГАЗ не отвечали мерам безопасности, отсутствовали поручни, ремни безопасности, аварийные люки. Отсутствовало багажное отделение. 06 июля 2022 года Железнов П.А. увеличил требования, указав их в окончательной редакции, что нарушения со стороны ответчиков при его конвоировании (перевозке) выразились в следующем.
Одиночные камеры в автомобилях не были оборудованы ремнями безопасности, аварийными люками, окнами, в автомобилях отсутствовало багажное отделение, в связи с чем административный истец перевозился в травмоопасных условиях, постоянно испытывал тревогу за жизнь и здоровье, а личные вещи подвергались порче. Перевозка являлась длительной, так как составляла 2-4 часа, во время перевозки истец был лишён доступа к питьевой воде и питанию. Во время следования не предоставлялась возможность справить естественные надобности. Размеры одиночных камер, размеры сидений в одиночных и общей камерах не соответствуют Стандартам. За указанный период административный истец перевозился 4 раза в общей камере и 10 раз в одиночных камерах, во всех случаях условия перевозки были ненадлежащими. В автомобилях ГАЗ, УАЗ отопительная система в камерах отсутствует. Автомобили УАЗ, ГАЗ системой принудительной приточно-вытяжной вентиляции не оборудованы. В камерах система обогрева отсутствует. В дверях камер снизу имеются отверстия диаметром 3 см. в количестве 4-5 штук, не обеспечивающие проникновение тепла в камеру от обогревателя в центральном проходе автомобиля, а также проникновение свежего воздуха в камеру. В связи с этим зимой в камере холодно, а летом жарко, невыносимая духота. Поскольку сумки с личными вещами размещаются на полу в основном проходе, отверстия в двери перекрывались сумками полностью, что вообще не позволяло теплу и свежему воздуху проникать в камеры. Являясь инвалидом 2 группы, Железнов П.А. не обеспечивался медицинским осмотром перед перевозкой. Дополнительно 08 сентября 2022 года указал, что в автомобилях отсутствовала туалетная кабинка. Считал, что ответчик пытается ввести суд в заблуждение, поскольку фото сиденья сделаны с ракурса, из которого размер сиденья кажется больше. Светильник в камере закрыт металлическим колпаком, что не позволяет освещению проникать в камеру.
Определениями Сысольского районного суда Республики Коми от 08 апреля 2022 года и 16 мая 2022 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены МО МВД России "Сысольский", Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Коми, ОМВД России по Прилузскому району.
Определением Сысольского районного суда Республики Коми от 02 августа 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГБУЗ РК "Сысольская ЦРБ".
Решением Сысольского районного суда Республики Коми от 21 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 05 декабря 2022 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Пунктом 9 статьи 17 Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" закреплено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
В соответствии со статьёй 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, условий их содержания под стражей имеют право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счёт казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
На основании статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N З-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается, в числе прочих, обязанность по конвоированию содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.
Конвоирование лиц, заключенных под стражу (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений) осуществляется на основании Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД России от 07 марта 2006 года N 140дсп в специальных автомобилях.
В силу пункта 246 приказа МВД России от 07 марта 2006 года N 140дсп "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" (в редакции 1015 дсп от 25 декабря 2013 года) при конвоировании по плановым и автодорожным маршрутам через каждые 3-4 часа движения в зависимости от обстановки и категории конвоируемых и решению начальника (старшего) конвоя могут делаться остановки продолжительностью 10-15 минут для осмотра кузова спецавтомобиля и отправления конвоируемыми естественных надобностей. Пункты остановок предусматриваются планом охраны, как правило, в местах расположения территориального органа МВД России, а при их отсутствии на местности, позволяющей обеспечить надежную охрану подозреваемых и обвиняемых, и их изоляцию от посторонних граждан. Во время остановок начальник (старший) конвоя организует наружную охрану специального автомобиля и в случае необходимости вывод конвоируемых на оправку (по одному в сопровождении двух конвоиров). Двери камер после каждого вывода из них подозреваемых и обвиняемых должны закрываться на замки.
Согласно Наставлению и Федеральному закону N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" охрана, конвоирование и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся под стражей, передвигаются под конвоем.
В соответствии с пунктом 192 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД России от 07 марта 2006 года N 140дсп, транспортировка заключенных производилась в специализированных автомобилях, которые изготовлены в соответствии с Правилами стандартизации "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Рабочие салоны спецавтомобилей оборудованы каркасными камерами для содержания подозреваемых и обвиняемых, во всех камерах установлены лавки (сидения) жесткой конструкции, оборудованные спинками, системами жизнеобеспечения, предназначенными для создания и поддержания оптимальных физических параметров воздушной среды в кузовах, и состоят из систем отопления, освещения и вентиляции воздуха.
Специальные автомобили предназначены для конвоирования только сидящих подозреваемых и обвиняемых. Ежедневно перед посадкой подозреваемых, обвиняемых в специальный автомобиль, начальник (старший) конвоя проверяет его техническую готовность и укрепленность, отсутствие предметов и оборудования, не предусмотренных Наставлением или иными нормативными правовыми актами МВД России.
Согласно порядку посадки конвоируемых лиц в специализированный автомобиль (пункт 241 Наставления) конвоируемые лица размещаются в кузове автомобиля по камерам, конвоир запирает двери камер на ключ и передает ключи начальнику конвоя. Иной порядок перевозки в специализированном автотранспорте подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в частности, вне камер, не предусмотрен.
Правилами дорожного движения, утверждёнными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, установлено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугороднем, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (пункт 22.3), запрещено перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (пункт 22.8).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 в пункте 18 разъяснено, что при оспаривании условий перевозки лишенных свободы лиц судам необходимо иметь в виду, что она всегда должна осуществляться гуманным и безопасным способом. В связи с этим при оценке того, являются ли условия перевозки надлежащими, необходимо учитывать в том числе соблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок соответствующим видом транспорта, пассажировместимость транспортного средства, длительность срока нахождения указанных лиц в транспортном средстве, площадь, приходящуюся на одного человека, высоту транспортного средства, его достаточные освещенность и проветриваемость, температуру воздуха, обеспеченность питьевой водой и горячим питанием при длительных перевозках, предоставление возможности перевозить с собой документы, необходимые для реализации установленных законом процессуальных прав и обязанностей, наличие возможности обращения к сопровождающим лицам, соответствие условий перевозки состоянию здоровья транспортируемого лица.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что приговором Сысольского районного суда Республики Коми от 05 мая 2021 года N 1-42/2021 Железнов П.А. осужден к лишению свободы на срок 8 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В ходе расследования и рассмотрения данного уголовного дела Железнов П.А. содержался под стражей с 09 декабря 2020 года.
Приговором Сысольского районного суда Республики Коми от 07 сентября 2021 года N 1-100/2022 Железнов П.А. осужден к лишению свободы на срок 10 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В рамках расследования и рассмотрения уголовного дела N 1 100/2022 Железнов П.А. содержался под стражей с 04 сентября 2021 года.
Согласно представленным МО МВД России "Сысольский" сведений Железнов П.А. в период с 09 марта 2021 года по 11 сентября 2021 года конвоировался (перевозился автомобильным транспортом) 15 раз:
- 09 марта 2021 года из ИВС с. Визинга на обменный пункт г. Сыктывкара а/м ГАЗ-3302, г.р.з. У 1951 11, закрепленным за ОМВД по Прилузскому району;
- 13 марта 2021 года с обменного пункта г. Сыктывкара в ИВС с. Визинга а/м ГАЗ-3302, г.р.з. У 1951 11, закрепленным за ОМВД по Прилузскому району;
- 21 марта 2021 года из ИВС с. Визинга на обменный пункт г. Сыктывкара а/м ГАЗ-3302, г.р.з. У 1951 11, закрепленным за ОМВД по Прилузскому району;
- 06 апреля 2021 года с обменного пункта г. Сыктывкара в ИВС с, Визинга а/м ГАЗ-3302, г.р.з. У 1951 11, закрепленным за ОМВД по Прилузскому району;
- 08 апреля 2021 года из ИВС с. Визинга на обменный пункт г. Сыктывкара а/м ГАЗ-3302, г.р.з. У 1951 11, закрепленным за ОМВД по Прилузскому району;
- 30 апреля 2021 года с обменного пункта г. Сыктывкара в ИВС с. Визинга а/м УАЗ-396221-41, М 0035, закрепленным за МО МВД России "Сысольский";
- 07 мая 2021 года из ИВС с. Визинга на обменный пункт г. Сыктывкара а/м УАЗ-396221-41, М 0035, закрепленным за МО МВД России "Сысольский";
- 05 июня 2021 года с обменного пункта г. Сыктывкара в ИВС с. Визинга а/м ГАЗ-3302, г.р.з. У 1951 11, закрепленным за ОМВД по Прилузскому району;
- 13 июня 2021 года из ИВС с. Визинга на обменный пункт г. Сыктывкара а/м ГАЗ-3302, г.р.з. У 1951 11, закрепленным за ОМВД по Прилузскому району;
- 03 августа 2021 года из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в ИВС с. Визинга а/м HYUNDAI ACCENT, г.р.з. О 0635 11, закрепленным за МО МВД России "Сысольский";
- 08 августа 2021 года из ИВС с. Визинга на обменный пункт г. Сыктывкара а/м УАЗ-396221-41, М 0035, закрепленным за МО МВД России "Сысольский";
- 18 августа 2021 года с обменного пункта г. Сыктывкара в ИВС с. Визинга а/м УАЗ-396221-41, М 0035, закрепленным за МО МВД России "Сысольский";
- 20 августа 2021 года из ИВС с. Визинга на обменный пункт г. Сыктывкара а/м УАЗ-396221-41, М 0035, закрепленным за МО МВД России
"Сысольский";
- 04 сентября 2021 года с обменного пункта г. Сыктывкара в ИВС с. Визинга а/м УАЗ-396221-41, М 0035, закрепленным за МО МВД России "Сысольский";
- 11 сентября 2021 года из ИВС с. Визинга на обменный пункт г. Сыктывкара а/м ГАЗ-3302, г.р.з. У 1951 11, закрепленным за ОМВД по Прилузскому району.
Приказом МВД по Республике Коми N 9 от 04 мая 2017 года за ИВС ОМВД России по Прилузскому району закреплено ТС 326041 на шасси ГАЗ- 3302, 2017 года выпуска, категории "оперативно - служебные".
На автомобиль специальный (оперативно-служебный) ГАЗ 3302-A3 326041 выдано Одобрение типа транспортного средства серии RU N 000282Г согласно которому автомобили данного типа соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
Согласно Приложению N 1 к данному одобрению RU N 0002821, кузов данного автомобиля представляет собой кузов-фургон пассажирский, закрытого типа, цельнометаллический, каркасный, с помещением конвоя, гремя одиночными камерами и одной общей камерой, с аварийно-вентиляционным люком/одна одностворчатая боковая дверь (справа) с окном, оборудованным решеткой. Количество мест для сидения для спецконтингента предусмотрено в количестве 7: 4 (в общей камере) + 3 (в одиночных камерах) + 2 (в помещении конвоя) + 3 (в кабине).
Приказом МВД по Республике Коми N 15 а/х от 09 июля 2018 года за ИВС МО МВД России "Сысольский" закреплен автомобиль УАЗ-396221, 2018 года выпуска, категории "оперативно-служебные".
На автомобиль УАЗ модификации 396221 выдано Одобрение типа транспортного средства серии RU N 0007166, согласно которому автомобили данного типа соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
Согласно Приложению N 1 к данному одобрению RU N 0007166, тип кузова данного автомобиля - закрытый, цельнометаллический/три боковые одностворчатые двери и одна двустворчатая дверь задка; оборудован аварийно-вентиляционным люком, в передней перегородке и боковой двери зарешеченное окно, в рабочем салоне размещены 4 одиночные камеры для заключенных и помещение конвоя; в каждой одиночной камере размещены: одиночное стационарное жесткое сиденье, плафон освещения, защищенный от умышленного повреждения, в помещении конвоя размещены, в том числе: электрический щиток с выключателями для раздельного включения: дополнительного отопителя, вентиляции, освещения по камерам. Количество мест для сидения - 7+1, пассажировместимость 7 человек.
Судом первой инстанции установлено, что превышения установленной численности спецконтингента при конвоировании Железнова П.А, не было.
Согласно представленным суду замерам спецавтомобиля УАЗ-396221, высота одиночной камеры составляет 1300 мм, размеры камеры 670 мм х 550 мм. Размер сиденья в одиночной камере 350 мм х 420 мм.
Из представленных суду замеров спецавтомобиля ГАЗ-3302 высота камер составляет 1600 мм, размеры одиночной камеры 650 мм х 530 мм. Глубина общей камеры 700 мм, ширина (определяется длиной скамьи) 1900 мм, то есть на одно посадочное место приходится 475 мм. Размер сиденья в одиночной камере 370 мм х 420 мм, глубина сиденья в общей камере 370 мм.
Таким образом, размеры камер и сидений спецавтомобилей УАЗ-396221 и ГАЗ-3302 соответствуют требованиям Стандарта 2016.
Судом первой инстанции установлено, что представленные суду размеры спецавтомобилей ГАЗ и УАЗ соответствуют требованиям Межгосударственного стандарта ГОСТ 33546-2015.
Судом указано, что спецавтомобиль предназначен для перевозки только сидящих людей (п. 4.3); у спецавтомобилей на шасси грузовых автомобилей спецкузов должен быть цельнометаллическим, каркасным, внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм (пункты 5.1.1, 5.1.3).
Из ответа МВД по Республике от 18 мая 2022 года на обращение Железнова П.А. следует, что на спецавтомобилях, в основном используемых в настоящее время для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, изготавливаемых на базе серийно выпускаемых транспортных средств типа КАМАЗ, ГАЗ, наличие ремней безопасности для пассажиров (спецконтингента) не предусмотрено в соответствии с одобрением типа.
Оборудование спецавтомобилей поручнями, ремнями безопасности, подлокотниками, подставками для ног, подушками безопасности, багажными отделениями какими-либо нормативными правовыми актами не предусмотрено, переоборудование спецтранспорта запрещено.
Из представленных суду фотографий салонов спецавтомобилей установлено, что в камерах имеются лючки для вентиляции. Для целей вентиляции также служат отверстия в дверях камеры.
Судом первой инстанции установлено, что в автомобиле ГАЗ 2017 года выпуска принудительная вентиляция имеется, связана со всеми камерами, щиток находится в конвойном помещении. В одиночных поворачиваются лепестки, можно в холодное время года перекрыть. Когда включается двигатель, начинается забор воздуха из камеры, через отверстия поступает свежий воздух, отверстия в дверях ничем не перекрыты.
Сведений о поступлении от Железнова П.А. жалоб на недостаток освещения суду так же не представлено.
Специальные автомобили, на которых конвоировался Железнов П.А, УАЗ-396221-41 и ГАЗ-3302 имеют соответствующие лицензии и одобрения типа транспортного средства. В соответствии с полученными одобрениями транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам.
Суду представлены акты технического обследования спецавтомобилей УАЗ-396221 и ГАЗ-3302. Спецавтомобиль УАЗ-396221 был комиссионно обследован 29 октября 2021 года, спецавтомобиль ГАЗ-3302 комиссионно обследован 28 октября 2021 года, в раках которого, в том числе, проверялись техническое состояние автомобиля, освещение камер, отопление салона, вентиляция салона, наличие аварийного люка, система пожаротушения отсеков для задержанных, огнетушители, медицинские аптечки. По результатам обследования спецавтомобили были технически исправны, не признавались непригодными для перевозки заключенных под стражу лиц.
Ежедневно перед выездом проводится предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, о чём суду представлены Журналы результатов предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
С жалобами и претензиями на условия конвоирования к должностным лицам конвоя в указанный период Железнов П.А. не обращался, о порче личных вещей и продуктов при перевозке также не сообщал, равно как и не поступало жалоб на отсутствие естественного света, вентиляции, холод, духоту, на получение каких-либо травм в период перевозки. Данные обстоятельства подтверждаются Журналом для регистрации заявлений, жалоб, ходатайств МО МВД России "Сысольский".
Расстояние от ИВС с. Визинга до обменного пункта в г. Сыктывкаре составляет 90 км, время перевозки (конвоирования) занимает в среднем 1, 5 часа, что подтверждается, в том числе, представленными суду рапортами на выезд на автомашине сопровождения, согласно которых, время с момента выезда из ИВС с. Визинга до убытия с обменного пункта г. Сыктывкар (обратно) составляет 2 часа.
В целях организации и обеспечения питания для лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России "Сысольский" ежегодно заключаются государственные контракты на обеспечение трехразовым питанием. В 2021 году государственный контракт заключался с ПО "Югор".
Суду первой инстанции представлена продовольственная тетрадь ИВС МО МВД России "Сысольский" N 2743, из которой следует, что при перевозке (конвоировании) Железнов П.А. обеспечивался сухим пайком, в получении которого он собственноручно расписывался.
При каждом конвоировании у сотрудников конвоя имеется холодная и горячая питьевая вода, которая в случае необходимости предоставляется конвоируемым лицам по их требованию. Сведений о том, что административный ответчик обращался с жалобами на непредоставление питьевой воды, суду не представлено.
Перед выездом конвоируемым лицам предоставляется возможность посетить туалет. С учётом непродолжительности перевозки (1, 5 часа) остановки в пути для отправления естественных надобностей не предусмотрены. В пути следования сотрудники конвоя, при поступлении просьб о необходимости отправления конвоируемыми лицами естественных надобностей, осуществляют остановки.
Жалоб от Железнова П.А. в период конвоирования на отказ в остановке для отправления естественных надобностей не поступало.
По сведениям, представленным административным ответчиком МО МВД России "Сысольский", штатным расписанием МО МВД России "Сысольский" в Изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых предусмотрена должность - заведующий медицинской частью - фельдшер медицинской части ИВС, но на период конвоирования Железнова П.А. и по настоящее время она является вакантной.
Как показал свидетель Киселев А.Н. в суде первой инстанции, если есть жалоба на состояние здоровья, приглашается медицинский работник, который производит осмотр. В связи с тем, что должность медицинского работника вакантна, ежедневный обход камер осуществляет дежурный конвоя.
Какие-либо доказательства того, что Железнов П.А. в период с 09 марта 2021 года по 11 сентября 2021 года находился в острой стадии заболевания, в материалах дела отсутствуют. С жалобами на состояние здоровья Железнов П.А. не обращался, что зафиксировано в "Журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России "Сысольский" - этапный" N 2923 и "Журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России "Сысольский" N 2735.
По сведениям, представленным ГБУЗ РК "Сысольская центральная районная больница", в период с 09 марта 2021 года по 11 сентября 2021 года Железнов П.А. в ГБУЗ РК "Сысольская ЦРБ" не обращался, сведений об оказании медицинской помощи пациенту в данный период не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федерального закона от 07 февраля 2011 N 3 ФЗ "О полиции", Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД России от 07 марта 2006 года N 140дсп в специальных автомобилях, пришёл к выводу, что в заявленные периоды времени условия конвоирования административного истца соответствовали требованиям стандартов, испытываемые Железновым П.А. неудобства в связи с его перевозкой не превышали тот уровень страданий, который неизбежен при ограничении свободы.
Проверяя законность и обоснованность вынесенного судом решения судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что условия конвоирования Железнова П.А. в специальных автомобилях являлись надлежащими, а системы жизнеобеспечения соответствовали установленным требованиям.
Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10). а равно на сотрудников МВД Российской Федерации, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в деятельности государственных служащих, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований не доверять представленным административным ответчиком в соответствии с положениями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствам, в том числе указанным выше сведениям.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Коми правильно отклонен довод Железнова о том, что "Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых", утвержденное Приказом МВД России от 07 марта 2006 года N 140 дсп, не является нормативным правовым актом и не может регулировать условия и порядок конвоирования на автомобильном транспорте, поскольку согласно пункт 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" возлагает на полицию обязанность содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.
Компетенция МВД России на принятие Наставления была проверена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2011 года N ГКПИ11-1817.
В решении Верховного Суда РФ по делу от 20 августа 2019 года N АКПИ19-446 указано также, что данный нормативный правовой акт согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Министерством тpaнспорта Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой судебных приставов и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 марта 2006 года N 7608.
Учитывая вышеизложенное, Наставление является нормативным правовым актом, изданным компетентным органом государственной власти, соответствует действующему законодательству и не нарушает права лиц, содержащихся под стражей.
Судом апелляционной инстанции правильно отклонены доводы жалобы Железнова П.А. о недостаточной площади камер специальных автомобилей, ненадлежащем освещении, обогрева и вентиляции, поскольку они повторяют его правовую позицию, изложенную в административном исковом заявлении, оценка которым верно дана судом первой инстанции, с которой согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми.
Оборудование спецавтомобилей поручнями, ремнями безопасности, подлокотниками, подставками для ног, подушками безопасности, столами для приема пищи, а также багажным отделением не предусмотрено, переоборудование спецтранспорта запрещено. Выпуск на линию неисправных автомобилей не допускается, а равно доводы Железнова П.А.А. об обратном являются несостоятельными.
Обстоятельств, которые указывали бы на причинение реального физического вреда либо глубоких физических или психических страдания, либо лишений и страданий в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а также что действия должностных лиц совершались с намерением вызвать у него чувства страха, тревоги и собственной неполноценности, а принимаемые в отношении его меры по обеспечению безопасности являлись чрезмерными, здоровье и благополучие лица не были гарантированы с учётом практических требований режима содержания при конвоировании его в указанный период, не установлено.
Перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиле, отвечающем установленным требованиям, само по себе не указывает на жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение с такими лицами и обусловлено необходимостью исполнения избранной в отношении таких лиц, в том числе Железнова П.А, меры пресечения.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сысольского районного суда Республики Коми от 21 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 05 декабря 2022 года по административному исковому заявлению Железнова П. А. к МВД Российской Федерации о взыскании компенсации за ненадлежащие условия перевозки (конвоирования), оставить без изменения, кассационную жалобу Железнова П. А. - без удовлетворения.
Решение Сысольского районного суда Республики Коми от 21 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 05 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.