Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Олейника В. П. на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 24 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 01 ноября 2022 года по административному делу N 2а-3417/2022 по административному исковому заявлению Олейника В. П. к администрации городского округа "Город Калининград", комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным постановления от 06 апреля 2021 года N 214 "О резервировании территорий в границах муниципального образования Городской округ "Город Калининград" в части.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, зак5лючение прокурора Поповой Е.В. об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Олейник В.П. обратился в Димитровский районный суд г. Костромы указав, что является инвалидом I группы и с 2009 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в силу закона ему принадлежит право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства. На протяжении более двух лет он предпринимает попытки получить предварительное согласование на предоставление ему в аренду какого-либо земельного участка, пригодного для индивидуального жилищного строительства, в частности, одного из нескольких свободных земельных участков на "адрес" в кадастровом квартале N в пределах территорий, находящихся в неразграниченной государственной собственности, расположенных в зоне Ж-4 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Он обращался в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" с заявлениями о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка на "адрес" на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории без предварительного согласования предоставления земельного участка, однако в удовлетворении таких заявлений ему было отказано со ссылкой на то, что в границах кадастрового квартала N расположены три многоквартирных жилых дома, в связи с чем образование нового земельного участка в этом кадастровом квартале возможно только после утверждения проекта межевания территории. Данные ему ответы оспорены им в судебном порядке. Димитровским районным судом "адрес" приняты защиты в виде запрета Комитету имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" обеспечивать постановку на кадастровый учет, резервирование для муниципальных нужд земельного участка в границах ранее испрошенной им территории по "адрес" в "адрес".
Проектом межевания в составе проекта планировки предусмотрено образование между жилыми домами 26-28 й 38-40 по "адрес" в "адрес" земельного участка с кадастровым номером N ориентировочной площадью 1 178 кв.м, этот проектный земельный участок располагается в границах территорий, в отношении которой им ранее подавались заявления об утверждении схем расположения участка на кадастровом плане территорий. Он обратился в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка с условным кадастровым номером N, однако в этом ему было отказано со ссылкой на то, что в соответствии с проектом межевания испрашиваемый им земельный участок, а также аналогичные земельные участки с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства" предназначены для резервирования для с целью предоставления многодетным семьям. Один из отказов в предварительном согласовании предоставления земельного участка был оспорен им в судебном порядке и в рамках указанного административного дела Димитровским районным судом "адрес" 28 февраля 2020 года. приняты меры предварительной защиты в виде запрета Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" обеспечивать постановку на государственный кадастровый учет и резервирование для муниципальных нужд спорного земельного участка, образование которого Предусмотрено проектом межевания территории, такие меры предварительной защиты до настоящего времени же отменены.
Вместе с тем, постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 06 апреля 2021 года N 214 "О резервировании территорий в границах муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей", ряд участков, в том числе, и испрашиваемый им земельный участок, зарезервированы для предоставления многодетным семьям. Полагает, что постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 06 апреля 2021 года N 214 не соответствует закону, поскольку оно принято несмотря на наличие соответствующих мер предварительной защиты, кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации и Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, предусмотрена процедура резервирования земель, но не территорий, в то время как резервирование земель, в свою очередь, возможно при условии, что в границах резервируемых земель образованы земельные участки, которые поставлены на государственный кадастровый учет. Кроме того, это постановление нарушает его права, в частности, право на обеспечение земельным участком для строительства жилья. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Олейник В.П. просил суд, с учетом уточнений, признать незаконным постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 06 апреля 2021 года N 214 "О резервировании территорий в границах муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей" в части резервирования земельных участков в кадастровом квартале N и :ЗУ16.
Решением Димитровского районного суда г.Костромы от 09 августа 2021 года административный иск Олейника В.П был удовлетворен, на администрацию городского округа "Город Калининград" возложена обязанность исключить из оспариваемого постановления сведения о резервировании земельных участков в кадастровом квартале N.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 27 октября 2021 решение суда от 09 августа 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Определением Димитровского районного суда г.Костромы от 18 февраля 2022 года административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Центральный районный суд г. Калининграда.
В ходе рассмотрения дела Олейник В.П. требования уточнил и дополнил, окончательно просил признать недействительным постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 06 апреля 2021 года N 214 "О резервировании территорий в границах муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех или более детей", в части пункта 2.1 в его действующей редакции; признать незаконным постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 06 апреля 2021 года N214 "О резервировании территорий в границах муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех или более детей" в части резервирования земельных участков в кадастровом квартале N; возложить на администрацию городского округа "Город Калининград" обязанность исключить из указанного постановления сведения о резервировании земельных участков в кадастровом квартале N
Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 24 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 01 ноября 2022 года, иск Олейника В.П. оставлен без удовлетворения.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Материалами дела подтверждается, что Олейник В.П. является инвалидом 1 группы, с 23 июня 2009 года состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в г.Калининграде, имеет право на первоочередное предоставление ему без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства с целью улучшения жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Олейник В.П. обращался в Димитровский районный суд г.Костромы с административными исками о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления ему земельного участка с условным номером N, а также с требованиями о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером N образование которых предусмотрено проектом планировки территорий с проектом межевания в его составе в границах "адрес" аллея - "адрес" ? "адрес" - железная дорога - "адрес" в "адрес".
Постановлением главы администрации городского округа "Город Калининград" от 06 апреля 2021 года N° 214 территория, расположенная в границах резервируемых земель (согласно приложению), зарезервирована для муниципальных нужд муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, сроком на три года.
Пунктом 2.1 постановления на Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" возложена обязанность обеспечить до 31 декабря 2021 года мероприятия по постановке резервируемой территории на государственный кадастровый учет.
В Приложении к указанному постановлению приведен перечень земельных участков, расположенных в границах проекта территории с проектом межевания в его составе в границах аллея - "адрес" - железная дорога - "адрес" в "адрес" (резервируемых земель). Указан номер кадастрового квартала N, земельных участков по проекту межевания, в том числе :ЗУ9 площадью 969 кв.м по "адрес" в "адрес", для индивидуального жилищного строительства; N площадью 1178 кв.м по "адрес" в "адрес", для индивидуального жилищного строительства; :ЗУ16 площадью 974 кв.м по ул... Неманской в "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Постановление от 06 апреля 2021 года N° 214 наряду с Приложением N° 1 опубликовано в газете "Гражданин" (от 08 апреля 2021 года N° 19 (2232), страница 36), которая является официальным средством массовой информации администрации городского округа "Город Калининград".
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" N° 1043 от 17 декабря 2021 года внесены изменения в пункт 2.1 постановления от 06 апреля 2021 года N° 214 "О резервировании территории в границах муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей", заменены слова "до 31.12.2021" словами "до 31.12.2023".
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Олейник В.П. настаивал на незаконности постановления главы администрации городского округа "Город Калининград" от 06 апреля 2021 года N 214 в части резервирования земельных участков в кадастровом квартале N, поскольку в этой части постановление принято без учета мер предварительной защиты, принятых Димитровским районным судом г.Костромы по ряду административных дел, а кроме того, положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено резервирование территорий, не поставленных на кадастровый учет.
Разрешая спор и отказывая Олейнику В.П. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по настоящему делу основания для признания оспариваемого постановления незаконным отсутствуют, поскольку оспариваемый акт принят в пределах компетенции административного ответчика с соблюдением требований закона и права.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда с такими выводами суда первой инстанции согласилась по следующим основаниям.
В соответствий с п.1 ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.2 ст.56.1 ЗК РФ ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (п.5 ст.27 ЗК РФ).
В соответствии с п.1 ст.70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст.49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом, - обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Согласно подп.3 п.5 ст.39.17 и ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст.39.16 настоящего Кодекса.
Для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п.17 ст.39.16 ЗК РФ, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (п.4 ст.70.1 3K РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 2 и 3 указанного Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории.
Согласно п.п. 7, 8 этого же Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст.15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок предоставления земельных участков соответствующей категории граждан определен статьей 16.1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 года N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области", которой предусмотрено, что процедура предоставления земельного участка без торгов включает в себя образование органом местного самоуправления земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно в соответствии с требованиями земельного законодательства И законодательства о градостроительной деятельности если земельный участок не образован), формирование органом местного самоуправления из земельных участков, образованных для предоставления многодетным гражданам, соответствующего перечня, который подлежит опубликованию, и последующее предоставление земельных участков, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено образование органом местного самоуправления земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии, объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, объекты, обеспечивающие космическую деятельность, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Как верно указано судом первой инстанции, Земельный кодекс РФ предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения социальных потребностей населения.
В силу пунктов 6 и 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа.
Следовательно, обеспечение многодетных семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства относится к вопросам местного значения.
Образование земельных участков в целях формирования перечня земельных участков, предназначенных для предоставления семьям, имеющим трех и более детей, производится органами местного самоуправления Калининградской области не по их произвольному и неограниченному усмотрению, а на основании приведенных положений Закона Калининградской области и требований Постановлением Правительства администрации городского округа "Город Калининград" от 13 января 2020 года N 14 утверждена документация по планировке территории "Проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах "адрес" аллея - "адрес" железная дорога - "адрес"", которым предусмотрено размещение 32-х объектов индивидуальной жилой застройки (индивидуальных жилых домов для граждан, имеющим трех и более детей) на неиспользуемых территориях в кварталах существующей жилой застройки, ограниченных "адрес", "адрес" Глинки.
Олейником В.П. указанный проект межевания в составе проекта планировки территории в части оспорен в судебном порядке и вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда "адрес" от 01 октября 2020 года (дело N 2а-3677/2022) заявленные им административные исковые требования о признании недействующим с момента подписания постановления администрации городского, округа " "адрес"" от 13 января 2020 года Ш 14 "Об утверждении проекта межевания в составе проекта планировки территории в границах "адрес" аллея ? "адрес" ? "адрес" ? "адрес" ? "адрес" ? железная дорога ? "адрес" в "адрес"", признании незаконным проекта межевания в составе проекта планировки территорий в границах "адрес" аллея ? "адрес" ? "адрес" З-я ? железная дорога - "адрес" в "адрес", утвержденного постановлением администрации городского округа " "адрес"" от 13 января 2020 года N 14, оставлены без удовлетворения.
Указанным решением установлено, что проектом межевания в составе проекта планировки предусмотрено образование земельного участка с условным номером N, площадью 1178 кв, а также земельных участков N, и иных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, при этом в проекте межевания содержится указание на то, что образуемые земельные участки подлежат резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 06 апреля 2021 года N 214 зарезервированы территории, не имеющие определенных границ, в отношении которых не осуществлен государственный кадастровый учет, координаты не определены. Пунктом 2.2 указанного постановления Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" поручено осуществить юридические действия, направленные на государственную регистрацию ограничений прав, установленных данным постановлением, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Действительно, из материалов дела усматривается, что определением Димитровского районного суда г.Костромы от 28 февраля 2020 года применены меры предварительной защиты по административному иску Олейника В.П. о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в виде запрета на совершение Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" действий по постановке на кадастровый учет и резервированию для муниципальных нужд земельных участков в границах проектного земельного участка с условным номером N
Кроме того, определением Димитровского районного суда г.Костромы от 26 марта 2021 года применены меры предварительной зашиты по административному иску Олейника В.П. о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером N, в виде запрета администрации городского. округа "Город Калининград" и Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" производить действия по резервированию для муниципальных нужд земель в границах проектного земельного участка с условным номером N, а также действия, направленные на постановку на кадастровый учет земельных участков в границах указанного проектного земельного участка.
Таким образом, на момент принятия администрацией городского округа "Город Калининград" оспариваемого постановления от 06 апреля 2021 года N 214 действовали меры предварительной защиты, принятые судом.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что все ранее принятые меры предварительной защиты в настоящее время отменены.
В удовлетворении административных исков Олейника В.П, в рамках которых были приняты данные меры, было отказано. Согласно ч.3 ст.89 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда.
Вопреки доводам жалобы Олейника В П. об обратном, постановление администрации от 06 апреля 2021 года N 214 в оспариваемой его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, проекту планировки территории с проектом межевания в его составе в границах "адрес" аллея - уз "адрес" железная дорога - "адрес"", утвержденному постановлением администрации городского округа " "адрес"" от 13 января 2020 года N 14, не противоречит.
Его доводы о том, что в силу закона возможно лишь резервирование сформированных земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, а резервирование территорий законом не предусмотрено, ошибочны, они основаны на неверном понимании им норм действующего законодательства.
Согласно п.20 ст.1 ГрК РФ под объектами местного значения понимаются, в том числе, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в ст.19 и п.1 ч.5 ст.23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Конституционность данного законоположения оспорена Олейником В.П. в Конституционный Суд Российской Федерации, определением которого от 20 июня 2021 года N 1537-0 в принятии его жалобы к рассмотрению было отказано.
Согласно п.4 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, стимулируют жилищное строительство.
Пунктом 6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Особенности правового регулирования земельных отношений на территории Калининградской области определены Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 105, согласно п.4 ст.3, ст.7 которого регулирование земельных отношений в Калининградской области осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области. Органы местного самоуправления осуществляют свой полномочия в сфере земельных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Территория в границах "адрес" аллея - "адрес" - "адрес" - "адрес" - железная дорога - "адрес" необходима для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, а расположенные в ее границах земельные участки являются объектами местного значения.
Таким образом, резервирование органом местного самоуправления территории, расположенной в границах резервируемых земель, закону не противоречит.
Как верно указано судом первой инстанции, отсутствие в ЕГРН сведений о правах и ограничениях на спорный земельный участок не свидетельствует о незаконности и необоснованности принятых постановлений.
Кроме того, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 06 апреля 2021 года N 214 права и законные интересы Олейника В.П. не нарушает.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Олейник В.П. указывал на то, что оспариваемым им постановлением нарушаются его права на внеочередное предоставление ему земельного участка, как инвалиду 1 группы, состоящему на учете лиц, нуждающихся в-улучшений жилищных условий.
Вместе с тем, судом установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 28 марта 2022 года решение Димитровского районного суда г.Костромы от 02 декабря 2021 года в части отказа в удовлетворении требований Олейника В П... о признании незаконным распоряжения и уведомления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду отменено. Принято новое решение, которым признано незаконным распоряжение Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" от 24 мая 2021 года N 1453/р-КМИ "О подготовке к проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по "адрес" в "адрес" под строительство индивидуального жилого дома"; признано незаконным уведомление Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" от 01 июня 2021 года N 028-58/угр5-1809 об отказе в предоставлении Олейнику В, П, земельного участка с кадастровым номером N в аренду; на Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" возложена обязанность подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером N и направить его Олейнику В.П. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Материалы дела свидетельствуют о том, что упомянутое выше апелляционное определение Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" исполнено, проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", подготовлен и направлен в адрес административного истца, в настоящее время сторонами согласовываются имеющиеся разногласия относительно его условий.
Таким образом, право Олейника В.П. на однократное предоставление ему земельного участка, как инвалиду 1 группы, реализовано.
В судебном заседании Олейник В.П. пояснил, что его права оспариваемым постановлением администраций городского округа "Город Калининград" от 06 апреля 2021 года N 214 нарушаются постольку, поскольку он желает приобрести на общих основаниях также земельный участок с условным номером N, расположенный по "адрес" в "адрес", который зарезервирован спорным постановлением, для своих родственников. Однако право обращения с административным исковым заявлением в чужих интересах у Олейника отсутствует.
Нарушение срока рассмотрения данного административного дела процессуальным нарушением, которое может повлечь отмену судебного постановления, не является.
Все заявленные им ходатайства имеются в материалах дела, они рассмотрены судом первой инстанции в установленном порядке, как и замечания, поданные им на протокол судебного заседания, по результатам их рассмотрения судом вынесены определения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области лицом, права и интересы которого могут быть затронуты оспариваемым решением, либо на которое может быть возложена какая-либо обязанность, не является, в связи с чем оснований для привлечения его к участию в деле у суда первой инстанции не имелось.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Калининграда от 24 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 01 ноября 2022 года по административному исковому заявлению Олейника В. П. к администрации городского округа "Город Калининград", комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным постановления от 06 апреля 2021 года N 214 "О резервировании территорий в границах муниципального образования Городской округ "Город Калининград" в части, оставить без изменения, кассационную жалобу Олейника В. П. - без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 24 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 01 ноября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.