N88-3657/2023
УИД 47MS0029-01-2021-002322-81
город Санкт-Петербург 22 февраля 2023 года
Третий кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Лепской К.И, рассмотрев единолично, без вызова сторон и проведения судебного заседания гражданское дело N 2-154/2022 по исковому заявлению Г.М.Я. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании денежных средств
по кассационной жалобе Г.М.Я. на решение мирового судьи N 13 Всеволожского района Ленинградской области от 17 марта 2022 года и апелляционное определение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2022 года.
установил:
Г.М.Я. обратилась к мировому судье судебного участка N 13 Всеволожского района Ленинградской области с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании возместить расходы на оплату проезда к месту лечения и обратно в размере7 063, 30 руб, а также расходы на оказание юридической помощи в размере 3 000 руб. В обоснование указала, что является инвалидом 2 группы, в качестве социальной поддержки ей была предоставлена санаторная путевка и талон на оплату к месту отдыха и обратно. Проезд к санаторию в г. Сочи по выданному талону предусматривал пересадку в г. Пятигорск, однако, такое сообщение было для нее затруднительным ввиду заболевания, в связи с чем, она самостоятельно приобрела билеты на поезд, следующий прямым маршрутом Санкт-Петербург-Адлер и обратно, стоимость билетов составила 7 063 руб, что оказалось дешевле поездки по талону, время в пути было значительно сокращено, маршрут не предусматривал пересадки, что для нее, как инвалида, было наиболее выгодно и удобно. Между тем, ответчик отказался компенсировать ей затраты, в связи с чем, Г.М.Я. обратилась в суд.
Решением мирового судьи судебного участка N 13 Всеволожского района Ленинградской области от 17 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Г.М.Я. просит отменить судебные акты, по тем основаниям, что судами первой и апелляционной инстанции неправильно определены обстоятельства дела, не соответствуют выводы суда обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права. Полагает, что ее действия по самостоятельному приобретению билетов для проезда к месту лечения и обратно согласуются с нормами действующего законодательства.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" произошла реорганизация Пенсионного фонда РФ в форме присоединения с Фондом социального страхования РФ в Фонд пенсионного и социального страхования РФ.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 февраля 2023 г. произведена замена Фонда социального страхования РФ - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, Г.М.Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы, что подтверждается Справкой СМЭ-2006 N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
В соответствии с действующим законодательством Г.М.Я. имеет право на предоставление набора социальных услуг, включающего следующие социальные услуги:
- обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
-предоставление бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на пригородном транспорте к месту лечения и обратно и т.д.
Г.М.Я, 27.07.1952 года рождения, была предоставлена санаторно-курортная путевка в ОАО "Санаторий "Магадан" в поселке Лоо города Сочи Краснодарского края, в период с 02 по 19 ноября2020 года (л.д.16), Согласно ответу заместителя управляющего Фонда социального страхования РФ - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ N 05-08/4705-5515 от 28.10.2021 года Г.М.Я. предоставлялось санаторно-курортное лечение в период с 02.11.2020 года 19.11.2020 года в ОАО "Санаторий Магадан" по путевке N 042329 серия СС. Отказ от получения государственной услуги в части обеспечения бесплатным поездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в отделение от Г.М.Я. не поступал (л.д.59).
Г.М.Я. самостоятельно был приобретен железнодорожный билет на поезд по маршруту следования Санкт-Петербург - Адлер на 29.10.2020 года л.д.12) и на поезд по маршруту следования Адлер - Санкт-Петербург на 19.11.2020 года (л.д. 13)
Отказывая в удовлетворении исковых требований Г.М.Я, мировой судья исходил из того, что компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно непосредственно гражданину - получателю набора социальных услуг, который самостоятельно приобрел проездные документы на проезд к месту лечения и обратно, нормативными правовыми актами не предусмотрена, так как средства на обеспечение граждан проездом к месту лечения и обратно перечисляются региональным отделением Фонда непосредственно транспортной организации, оказывающей соответствующие услуги.
Проверяя законность и обоснованность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи.
Третий кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для признания оспариваемых заявителем судебных постановлений незаконным и их отмены в кассационном порядке.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, к их числу относятся инвалиды (п.8).
Пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ установлено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт "б" пункта 1 Правил) (далее - Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно- курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации), в том числе, железнодорожным транспортом.
В силу пункта 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями.
Порядок направления граждан органами исполнительными власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года N 617.
В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон N 2 указанного образца. Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утв. Приказом ФСС РФ от 21 августа 2019 года N 428.
В силу пп. "б" п.9 Административного регламента предоставление специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поездах дальнего следования на бумажном носителе или в электронной форме (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности) (далее - специальные талоны) и (или) именных направлений на приобретение проездных документов на водном транспорте третьей категории, автомобильном транспорте общего пользования, авиационном транспорте экономического класса при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга (далее - именные направления) к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения).
Одновременно с путевкой на санаторно-курортное лечение, выданной территориальным органом Фонда, заявителю предоставляются специальные талоны и (или) именные направления, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "г" пункта 22 настоящего Регламента.
Вышеприведенные нормы материального права судебными инстанциями применены правильно, юридически значимые обстоятельства по делу установлены в полном объеме, оценка представленным доказательствам дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные инстанции правильно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Из вышеприведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно гражданину, имеющему право на социальную поддержку, производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему
право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно.
Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.
Проезд к месту лечения и обратно предоставляется только по талонам на проезд, то есть в натуре, оплата его стоимости при самостоятельном приобретении билетов нормативными положениями не предусмотрена.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, оснований не согласиться с которыми не имеется, не нуждающиеся в дополнительной аргументации.
Каких-либо доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, настоящая кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных частью 1 статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390, статьей 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Третий кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи N 13 Всеволожского района Ленинградской области от 17 марта 2022 года и апелляционное определение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Г.М.Я. - без удовлетворения.
Судья К.И. Лепская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.