Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Григорьевой Ю.А, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5605/2022 по иску Беляева Сергея Ивановича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о включении периода службы в стаж, перерасчёте страховой пенсии по старости по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, объяснения Беляева С.И. и его представителя Колесова А.В, действующего по доверенности от 5 июля 2021 г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Беляев С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, просил включить в стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, период прохождения военной службы по призыву с 11 мая 1983 г. по 14 мая 1985 г, произвести перерасчёт страховой пенсии по старости.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 3 августа 2022 г. в удовлетворении исковых требований Беляева С.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 октября 2022 г. решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 3 августа 2022 г. в части отказа в удовлетворении требований о включении периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера отменено, в отменённой части принято новое решение, которым на ответчика возложена обязанность включить Беляеву С.И. период прохождения военной службы по призыву с 11 мая 1983 г. по 14 мая 1985 г. в стаж работы в районах Крайнего Севера, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия ставится вопрос об отмене апелляционного определения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Беляев С.И. проходил срочную военную службу по призыву с 11 мая 1983 г. по 14 мая 1985 г. в 308 Военно-строительном отряде, который дислоцировался в г. Апатиты Мурманской области. После увольнения со службы 2 июля 1985 г. истец принят на работу в Сортавальский мебельно-лыжный комбинат, который находился в п. Хелюля г. Сортавала Республики Карелия.
11 января 2022 г. Беляев С.И. обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Решением от 17 января 2022 г. N 2440/22 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточным стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Спорный период военной службы учтён только в страховой (общий трудовой) стаж истца.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачёте солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", Указом об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённым Президиумом Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г, Указом о расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", утверждённым Президиумом Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII, Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, установив, что г. Сортавала Республики Карелия отнесён к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера с 20 декабря 1993 г, то есть после трудоустройства истца, принимая во внимание, что решение о назначении пенсии не принималось, исходил из того, что спорный период прохождения военной службы не подлежит зачёту в специальный стаж, пришёл к выводу об отсутствии оснований для перерасчёта страховой пенсии.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о включении периода службы в армии в стаж работы в районах Крайнего Севера, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь статьёй 12, частью 8 статьи 13, частью 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, указала на одновременное наличие условий, необходимых для включения спорного периода службы в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: прохождение военной службы по призыву в качестве солдата, в местности, относящейся в период её прохождения к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, длительности перерыва между увольнением с военной службы по призыву и работой, не превышающей трёх месяцев, отнесения территории, где осуществлялась работа, на дату зачисления на работу после окончания военной службы по призыву к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, поступления на вышеуказанную работу до 1 января 1992 г.
Принимая во внимание, что при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ применяется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действовавшей назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г, учитывая, что по состоянию на 31 декабря 2001 г. Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера, г. Сортавала Республики Карелия - к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд апелляционной инстанции исходил из того, что применение Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по состоянию на 31 декабря 2001 г. осуществляется независимо от того, относилась ли та или иная территория к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям в периоды осуществления фактической трудовой деятельности.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 марта 2015 г. N 512-О, согласно которой федеральный законодатель, предоставляя гражданам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на досрочное назначение пенсии по старости, обусловливает возможность его реализации помимо других условий наличием определённой продолжительности стажа работы в таких районах и местностях.
Исходя из необходимости обеспечения сохранения и реализации пенсионных прав, приобретённых до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (то есть до 1 января 2002 г.), законодатель в пункте 2 статьи 28 названного Федерального закона предусмотрел применение при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Перечня таких районов и местностей, действовавшего по состоянию на 31 декабря 2001 г. Аналогичная норма воспроизведена в части 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, действующей с 1 января 2015 г.
Судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод, что период службы истца в Советской армии относится к периоду до установления нового правового регулирования пенсионных правоотношений, а потому в силу положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Поскольку истец в период с 11 мая 1983 г. по 14 мая 1985 г. проходил службу в армии по призыву в районе Крайнего Севера, не позднее трёх месяцев после увольнения с военной службы поступил на работу в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период его службы правомерно включен судом апелляционной инстанции в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии совокупности условий для включения периоды работы в стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ввиду отнесения г. Сортавала Республики Карелия к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, с 20 декабря 1993 г, а г. Апатиты в составе Мурманской области к району Крайнего Севера - с 1 июля 1990 г, признаются несостоятельными.
В силу части 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частями 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственной пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г.
Из материалов дела следует, что истец обратился с заявлением о назначении пенсии 11 января 2022 г, то есть когда на указанную дату место прохождения службы в армии по призыву и место последующей работы истца отнесены законодателем к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, соответственно. Вследствие чего суд апелляционной инстанции правильно применил материальный закон.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.