Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Цоя А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ф.А.И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 сентября 2022 года по делу N 2-4222/2022 по исковому заявлению Ф.А.И. к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ ИК-42 УФСИН России о взыскании денежной компенсации за причинение морального вреда и вреда по бездействию в выплате социальной доплаты к пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ф.А.И. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за причинение морального вреда и вреда по бездействию в выплате социальной доплаты к пенсии в общем размере 58500 рублей, из которых: 25532 рублей - социальная пенсия за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года; 32968 рублей - компенсация морального вреда.
В обоснование требований истец указал, что по вине сотрудников ФСИН России по Республике Коми ему не была своевременно назначена социальная доплата к пенсии, выплачиваемая органами социальной защиты населения, что причинило ему убытки и нравственные страдания.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ ИК-42 УФСИН России.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 сентября 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Ф.А.И. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу. Полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы, ссылается на доводы, приводимые в апелляционной жалобе.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационной жалобы установлены.
Как усматривается из материалов дела, Ф.А.И. отбывает наказание в ФКУ ИК-42 УФСИН России, куда прибыл 04.01.2021.
В связи с зачислением с 01.09.2021 Ф.А.И. в 11 класс Княжпогосткого филиала ГОУ РК "РЦО" по очной форме обучения, на основании его заявления, сотрудниками ИК-42 были направлены материалы для назначения пенсии в Клиентскую службу Пенсионного фонда Княжпогосткого района, после чего была назначена пенсия и стала перечисляться истцу с 01.09.2021 года.
14.10.2021 Ф.А.И. убыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК не проходил обучение. Повторно прибыл в ФКУ ИК-42 23.12.2021.
27.12.2021 Ф.А.И. было написано заявление о предоставлению государственной услуги по установлению и выплате региональной социальной доплаты к пенсии.
Решением ГБУ РК "Центр по предоставлении государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогосткого района" с 01.01.2022 Ф.А.И. назначена и выплачивается региональная социальная доплата к пенсии
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст.15, 16, 151, 1069, 1099 Гражданского кодекса, ст.22, ст.24 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N166-ФЗ от 15.12.2001, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется, поскольку назначение пенсии и социальной доплаты носит заявительный характер, сотрудниками ФКУ ИК-42 заявления Ф.А.И. и документы были направлены в пенсионные органы для назначения пенсии и социальной доплаты. Требования истца о компенсации морального вреда являются производными от нарушения имущественных прав, при котором компенсация морального вреда действующим законодательством не предусмотрена, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о нарушении по вине ответчиков неимущественных прав истца, перечисленных в ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции с приведенными выводами судов не может согласиться, полагая их основанными на неверном толковании норм материального и процессуального права, постановленными без учета всех имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела обстоятельств.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П обратил внимание на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, статьи 2, части 1 статьи 17, статьи 18, части 1 статьи 19, частей 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Исходя из необходимости обеспечения минимального материального обеспечения пенсионеров, проживающих на территории Российской Федерации, в статье 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрена возможность назначения данной категории социальных доплат к пенсии (федеральной и региональной) в случае, если сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, а также закреплен механизм реализации права пенсионеров на указанные доплаты, в том числе порядок обращения за их назначением.
Так, в соответствии с частями 6, 7 статьи 12.1 указанного Федерального закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.
Социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 годаN 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливается в соответствии с настоящей статьей в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
Согласно Закону Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" в Республике Коми региональная социальная доплата к пенсии устанавливается неработающим гражданам, получающим пенсию на территории Республики Коми, в случае, если общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума.
Статьей 5 указанного закона предусмотрено, что Порядок установления региональной социальной доплаты к пенсии и пересмотра ее размера определяются Правительством Республики Коми.
В соответствии с п.7 постановления Правительства РК от 31.12.2004 N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми" (в редакции, действующей на момент обращения Ф.А.И. (сентябрь 2021 года)) для установления региональной социальной доплаты к пенсии пенсионер (за исключением детей-инвалидов и детей, не достигших возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - дети-инвалиды и дети, получающие пенсии по случаю потери кормильца) (лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации) (далее - заявитель) представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания (далее - центр по предоставлению государственных услуг) заявителя, на территории которого территориальными органами ОПФР по РК ему осуществляется пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенный на территории Республики Коми (далее - МФЦ), заявление по форме, утвержденной приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - заявление) и необходимые документы.
Пунктом 9 указанного постановления предусмотрено, что установление региональной социальной доплаты к пенсии детям-инвалидам и детям, получающим пенсии по случаю потери кормильца, осуществляется в беззаявительном обязательном порядке на основании обмена соответствующей информацией в установленном порядке в электронной форме между ОПФР по РК и Министерством.
В соответствии с пунктами 12, 32 Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядка ее установления, выплаты и пересмотра размера, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 281 (приложение N 10) (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), пенсионеры, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением региональной социальной доплаты к пенсии в центр по предоставлению государственных услуг или в МФЦ по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения. Пенсионеру, осужденному к лишению свободы, выплата региональной социальной доплаты к пенсии производится исправительным учреждением путем перечисления на лицевой счет осужденного с соблюдением норм уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Пунктами 1, 3 Порядка оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, утвержденного ГУИН МВД России от 04.11.1997 г, предусмотрено, что оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осуществляется администрацией соответствующего учреждения.
Основными задачами ответственного представителя исправительного учреждения является подготовка необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения.
В соответствии с требованиями пунктов 14, 18 приказа Минюста России от 30.12.2005 N 262 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы" работники группы социальной защиты осужденных исправительных учреждений оказывают помощь осужденным в информировании и консультировании их по вопросам пенсионного иного социального обеспечения.
Из анализа приведенных нормативных положений, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, следует, что назначение пенсионеру региональной социальной доплаты производится со дня назначения (начала выплаты) пенсии, с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения, то есть, существенным является дата назначения пенсии и дата обращения в органы социального обеспечения с соответствующим заявлением.
Обращаясь в суд с указанным иском, истец ссылался на то, что он неоднократно обращался в ФКУ ИК-42 УФСИН России по Республике Коми в социальную часть учреждения о необходимости направления его документов в пенсионный фонд и отдел социальной защиты населения для оформления ему пенсионных выплат в связи с обучением на дневном отделении общеобразовательной школы, однако ни органы социальной защиты ФКУ ИК-42, ни администрация учреждения необходимые для назначения доплаты к пенсии в органы социальной защиты населения не направила, в связи с чем ему не была назначена социальная доплата к пенсии за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года по 6 383 рубля 00 коп. в месяц, в общей сумме 25 532 рубля.
Таким образом, заслуживают внимание доводы истца о том, что он реализовал свое право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, путем неоднократного обращения к сотрудникам ответчика, вместе с этим несвоевременное назначение пенсии имело место по независящим от истца обстоятельствам, по вине сотрудников ответчика, которые необходимые для назначения доплаты к пенсии документы своевременно не направили.
Мотивируя свои выводы об отказе в удовлетворении исковых требований Ф.А.И, суды первой и апелляционной инстанций ограничились лишь ссылкой на то, что такой вид социальной поддержки, как региональная социальная доплата, имеет заявительный характер, а с заявлением о назначении указанной доплаты истец обратился 23.12.2021, в органы социальной защиты был направлен пакет документов для получения региональной социальной доплаты 27.12.2021, которая была назначена истцу с января 2022 года. При этом истцом не представлено бесспорных и убедительных доказательств свидетельствующих о том, что в связи с неправомерными действиями ответчиков он был лишен региональной социальной доплаты, что с учетом вышеуказанных положений влекло, как следствие, возникновение обязанности ответчиков по возмещению убытков в виде неполученных сумм выплаты.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Ф.А.И. о взыскании денежной компенсации за причинение морального вреда и вреда по бездействию в выплате социальной
доплаты к пенсии изложенные выше нормативные положения не применили в их взаимосвязи.
В результате допущенного нарушения норм права, регулирующих спорные отношения, доводам Ф.А.И, приводимым им в исковом заявлении, в судебном заседании суда первой инстанции, в апелляционной жалобе, и указанным в их обоснование обстоятельствам, а также представленным документам суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки.
Оценка доказательств производится судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
С учетом заявленных исковых требований юридически значимыми и подлежащими установлению являются обстоятельства, касающиеся того, обращался ли истец к сотрудникам ответчика с заявлением о необходимости направления документов в компетентный орган для получения региональной социальной доплаты к пенсии; в связи с чем при направлении администрацией исправительного учреждения заявления истца и необходимого пакета документов для назначения пенсии по потере кормильца, которая была назначена Ф.А.И. с 01.09.2021, не были направлены документы о назначении региональной социальной доплаты к пенсии; разъяснялось ли сотрудниками ответчика истцу право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, при оформлении пакета документов на получение пенсии по потере кормильца.
Указанные юридически значимые обстоятельства подлежат исследованию и оценке, в том числе с учетом отсутствия у истца возможности самостоятельно подать необходимые документы в компетентный орган.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Между тем, суд первой инстанции не установилобстоятельства необходимые для разрешения спора, что является существенным нарушением норм процессуального права.
Допущенные нарушения судом первой инстанции судом апелляционной инстанции не были устранены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит вывод нижестоящих судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований не основанным на законе, поскольку он сделан с нарушением норм материального права и норм процессуального права о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела соответствующие обязанности в полном объеме не исполнены, допущенные судом первой инстанции нарушения не устранены, принимая во внимание категорию спора, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст. ст. 199, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 сентября 2022 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.