Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лепской К.И. гражданское дело N 2-6795/2022 по исковому заявлению П.А.С. к МВД по Республики Коми, Отделу пенсионного обеспечения центра финансового обеспечения МВД по Республики Коми о включении в выслугу лет периода стажировки, признании права на сохранение районного коэффициента к пенсии, перерасчете пенсии
по кассационной жалобе П.А.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 сентября 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.А.С. обратился в суд с иском к МВД по РК, ОПО ЦФО МВД по РК о возложении обязанности включить в выслугу лет в районах Крайнего Севера в календарном исчислении период работы в качестве стажера, признании права на сохранение размера пенсии с учетом районного коэффициента при выезде из районов Крайнего Севера на новое постоянное место жительства, перерасчете пенсии; указывая, что с 18.06.1998 по 17.12.1998 являлся стажером по должности милиционера ОКС конвойного отделения ОК МОБ ОВД Удорского района. 18.12.1998 назначен на должность милиционера-водителя конвойного отделения милиции ОКС ОВД Удорского района, с присвоением специального звания "младший сержант милиции". В дальнейшем, по 19.11.2018 непрерывно проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел, дислоцированных в Удорском районе Республики Коми. 19.11.2018 уволен по выслуге срока службы, дающей право на пенсию. С 20.11.2018 является получателем пенсии по выслуге лет, назначенной с учетом районного коэффициента 30%, установленного по Удорскому району Республики Коми. С 01.02.2022, в связи с переездом, зарегистрирован в г. Сыктывкаре.
24.03.2022 ОПО ЦФО МВД по РК уведомлен о том, что с 01.04.2022 выплата пенсии будет производиться с районным коэффициентом по г. Сыктывкару, т.е. 20%; поскольку при расчете пенсионного обеспечения из выслуги лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера исключен период работы в качестве стажера, в связи с чем выслуга лет для пенсионного обеспечения составила 19 лет 11 мес. 01 день. С данным решением не согласен, что и послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 сентября 2022 года, в удовлетворении исковых требований П.А.С. к МВД России по Республике Коми, Отделу пенсионного обеспечения центра финансового обеспечения МВД по Республике Коми о включении в выслугу лет периода стажировки, признании права на сохранение районного коэффициента к пенсии, перерасчете пенсии отказано.
В кассационной жалобе П.А.С. просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу. Полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы, ссылается на доводы, приводимые в апелляционной жалобе.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного постановления нижестоящего суда.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, в период с 18.06.1998 по 17.12.1998 П.А.С. являлся стажером по должности милиционера охранно-конвойной службы конвойного отделения охранноконвойной службы милиции общественной безопасности ОВД Удорского района (приказ начальника ОВД Удорского района N 26-л/с от 18.06.1998).
Специальное звание "младший сержант милиции" присвоено истцу приказом начальника ОВД Удорского района N 70-л/с от 18.12.1998, при назначении на должность милиционера - водителя конвойного отделения охранно-конвойной службы милиции общественной безопасности ОВД Удорского района.
Приказом начальника Отделения МВД России по Удорскому району N 251 л/с от 19.11.2018, П.А.С. уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) 19 ноября 2018 года.
Выслуга лет для назначения пенсии в льготном исчислении составила 32 года 09 месяцев 00 дней, в календарном исчислении 21 год 11 месяцев 24 дня.
Пенсия П.А.С. назначена 20 ноября 2018 года в размере 29 713 рублей 96 копеек ежемесячно, с учетом районного коэффициента 30%.
01 февраля 2022 года Отделом по вопросам миграции УМВД по г. Сыктывкару П.А.С. был снят с регистрационного учета в Удорском районе Республики Коми и в этот же день зарегистрирован по месту жительства в г. Сыктывкаре.
Письмом МВД по РК от 22.03.2022 N 7/73/9-1099 истец уведомлен о том, что с 01.04.2022 выплата пенсии будет производиться ему с районным коэффициентом 20% по г. Сыктывкару. Также предложено возместить незаконно полученную пенсию в сумме 5 350 рублей 50 копеек, образовавшуюся за счет излишне выплаченного районного коэффициента.
29 марта 2022 года П.А.С. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил начислять ему районный коэффициент к пенсии в размере 30% в связи с постоянным проживанием в Удорском районе Республики Коми.
Письмом МВД по РК от 06.04.2022 N 7/73/9-П-138, для сохранения ранее установленного коэффициента в размере 30% истцу предложено предоставить пакет документов, подтверждающих факт постоянного проживания на территории Удорского района Республики Коми.
19 апреля 2022 года истец вновь обратился в адрес ответчика с заявлением, в котором указал, что при расчете пенсионного обеспечения из выслуги лет необоснованно исключен период работы в качестве стажера по должности милиционера ОКС конвойного отделения ОК МОБ ОВД Удорского района с 18.06.1998 по 17.12.1998; и в этой связи просил включить данный период в стаж службы для сохранения районного коэффициента 30% при переезде из Удорского района РК на новое постоянное место жительства, где к денежному довольствию сотрудников районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере. Также просил произвести перерасчет пенсии, с учетом районного коэффициента 30%.
Письмом МВД по РК N 3/227803805070, П.А.С. в пересмотре выслуги лет и перерасчете пенсии было отказано.
Разрешая заявленные исковые требования, установив фактические обстоятельства по делу, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу П.А.С. - без удовлетворения.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что в спорный период П.А.С. не был назначен на должность, и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанный период (с 18.06.1998 по 17.12.1998) он не являлся. Период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.
Учитывая, что в период с 18.06.1998 по 17.12.1998 П.А.С. не проходил службу в органах внутренних дел на должности рядового или начальствующего состава органов внутренних дел с присвоением специального звания, то сотрудником органов внутренних дел в указанный период он не являлся, специальное звание присвоено истцу 18 декабря 1998г, и стаж непосредственно службы в органах внутренних дел в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в календарном исчислении составил 19 лет 11 месяцев 01 день, что менее 20 календарных лет, необходимых для предоставления такой специальной гарантии пенсионеру как сохранение права на исчисление пенсии с применением районного коэффициента при переезде из районов Крайнего Севера на новое место жительства.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции" сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
В спорный период с 18.06.1998 по 17.12.1998, когда П.А.С. являлся стажером по соответствующей должности, действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение о службе).
Согласно статье 1 Положения о службе, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЭ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342- ФЗ, стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Положения статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468- 1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей" определяют условия применения коэффициентов к размерам пенсий и устанавливают, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (часть 1). За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним Местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 2).
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии, при этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1, 5.
При этом, условием сохранения пенсионеру права на исчисление пенсии с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства является условие именно о прохождении службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, то есть служба на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел с присвоением
специального звания.
Вышеприведенные нормы материального права судебными инстанциями применены правильно, юридически значимые обстоятельства по делу установлены в полном объеме, оценка представленным доказательствам дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные инстанции правильно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Фактически все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, в том числе о возможности включения спорного периода стажировки в календарном исчислении в стаж службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера для целей реализации гарантий, предусмотренных абзацем вторым статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебных актов, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, оснований не согласиться с которыми не имеется, не нуждающиеся в дополнительной аргументации.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу П.А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.