Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Какурина А.Н, судей Панферовой С.А. и Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-205/2022 по иску прокурора Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Кирилловская ЦРБ", Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта Чарозерский
по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Вологодской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 9 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Какурина А.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Кирилловская центральная районная больница" (далее - БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", Учреждение), департаменту здравоохранения Вологодской области (далее также Департамент) о возложении обязанности обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта (далее - ФАП) Чарозерский в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории ФАП, установленного Приложение N 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н (далее - Стандарт оснащения врачебной амбулатории) необходимым оборудованием.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки оснащенности ФАПов на территории Кирилловского муниципального района выявлены нарушения в части недостаточного оснащения необходимым оборудованием, в том числе ФАП Чарозерский.
15 апреля 2022 года прокуратурой района в адрес исполняющего обязанности главного врача БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, которое рассмотрено. Нарушения признаны обоснованными, вместе с тем, не устранены в связи с отсутствием финансирования со стороны департамента здравоохранения Вологодской области. Департамент здравоохранения Вологодской области как учредитель БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов на территории Кирилловского муниципального района в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории. Отсутствие надлежащего оснащения ФАПа Чарозерский на территории Кирилловского муниципального района в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории нарушает права граждан на охрану здоровья.
В исковом заявлении прокурор Вологодской области просил суд возложить обязанность на БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", Департамент в срок до 01 июля 2023 года обеспечить оснащение в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории ФАП Чарозерский, расположенного в с. Чарозеро Кирилловского муниципального района, необходимым медицинским оборудованием: вешалка для одежды (2); электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный (1); автоматический дефибриллятор (1); фонендоскоп не менее 1; бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей не менее (1); носилки (2); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1); костыли (2); одеяло с подогревом (1); секундомер (2); пузырь для льда (2); роторасширитель одноразовый (2); языкодержатель (2); кислородный ингалятор (1); анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками (1); комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни (1); весы напольные для взрослых; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) (1); холодильник для хранения лекарственных препаратов (1); сантиметровая лента (1); пульсоксиметр портативный (1); спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1); набор для проведения коникотомии одноразовый (1); укладка для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения (1); укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении (1); укладка с педикулоцидными средствами (2); укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих (1).
Решением Кирилловского районного суда Вологодской области от 18 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 9 ноября 2022 г, исковые требования прокурора Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент здравоохранения Вологодской области просил апелляционное определение отменить как незаконное.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышев Я.В, представитель ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Полозова Н.В.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Полозову Н.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышева Я.В, указавшего на отсутствие оснований к удовлетворению кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, и возражения на неё, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений права в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что органами прокуратуры Вологодской области была проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", а именно: оснащение ФАПа Чарозерский, расположенного на территории Кирилловского муниципального района, не соответствует предъявляемым Стандартом оснащения врачебной амбулатории требованиям в части укомплектования ФАП необходимым медицинским оборудованием.
По результатам проверки оснащенности ФАПов на территории Кирилловского муниципального района 15 апреля 2022 года прокуратурой района в адрес исполняющего обязанности главного врача БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" вынесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, которое рассмотрено.
В ответе на представление исполняющий обязанности главного врача учреждения Смирнов А.Л. от 13 мая 2022 года указал, что нарушения признаны обоснованными, вместе с тем, не устранены, поскольку на 2022 финансовый год финансирование на указанные цели не запланировано. На 11 марта 2022 года письмом Департамента до Учреждения доведена информация об изменении бюджетных ассигнований на 2022 год в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств по отрасли "Здравоохранение" в соответствии с распоряжением Губернатора Вологодской области от 09 марта 2022 года.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь статьей 41 Конституции Российской Федерации, статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", Положением о Департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 26 апреля 2010 г. N 458 (далее - Положение о Департаменте), Уставом БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", утвержденным приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 28 декабря 2012 г. N 1105, исходил из того, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в сфере охраны здоровья граждан выявлена не укомплектованность ФАПа Чарозерский, расположенного на территории Кирилловского муниципального района, необходимым медицинским оборудованием, что сторонами не оспаривается, в связи с чем правомерно возложил на БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" обязанность обеспечить оснащение данного ФАПа в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории в срок до 01 сентября 2023 года.
При этом суд возложил обязанность произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАПа в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории в срок до 01 июля 2023 года на Департамент здравоохранения Вологодской области, как орган, отвечающий за финансирование соответствующих мероприятий.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
На основании статьи 9 Закона N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (подпункты 4, 5, 6 пункта 1 статьи 16 Закона N 323).
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Закона N 323-ФЗ).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 27 декабря 2021 года N 1479.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543 н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико- санитарной помощи взрослому населению" утверждены правила организации деятельности ФАПов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к настоящему Положению.
ФАП является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
В силу статьи 82 Закона N 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
В соответствии со статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования (пункт 6).
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Пунктами 1.1 и 2.2.5 Положения о Департаменте здравоохранения Вологодской области установлено, что он является органом исполнительной государственной власти Вологодской области по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан. Полномочиями (функциями) Департамента здравоохранения Вологодской области в соответствии с возложенной на него задачей являются организация оказания населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Вологодской области.
При этом Департамент здравоохранения Вологодской области для решения своей задачи и выполнения своих функций в порядке, установленном действующим законодательством, осуществляет функции и полномочия учредителя государственных учреждений области, осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, главного распорядителя (администратора) и получателя средств областного бюджета в соответствии с законами области об областном бюджете (пункт 2.3.4, 2.3.12 Положения о Департаменте здравоохранения Вологодской области).
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами двух инстанций установлено, что собственником учреждений является Вологодская область, функции и полномочия учредителя учреждений осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области, при этом несёт обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов в соответствии со Стандартом оснащения необходимым оборудованием в полом объёме, выводы судов мотивированы, основаны на нормах материального права.
Доводы кассационной жалобы относительно доведения лимитов финансирования в полном объёме не являются обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения указанной обязанности, соответственно, не являются основаниями для отмены судебных постановлений.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и объёма доказательств по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений судом апелляционной инстанций норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 9 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.