Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Смирновой О.В, Цоя А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4007/2022 по иску Пономарева Олега Игоревича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении периодов работы в специальный стаж, перерасчёте страховой пенсии по старости по кассационной жалобе Пономарева О.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пономарёв О.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, просил включить в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (далее - Список N 2, 1956 г.), периоды обучения в профессиональном техническом училище с 1 сентября 1978 г. по 1 июля 1981 г, службы в составе Вооруженных Сил СССР с 10 ноября 1982 г. по 24 ноября 1985 г, произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с 19 августа 2013 г.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 июня 2022 г, с учётом определения Северодвинского городского суда Архангельской области от 22 августа 2022 г. об исправлении описки, исковые требования Пономарева О.И. удовлетворены в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 декабря 2022 г. решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 июня 2022 г. в части перерасчёта страховой пенсии по старости с 19 августа 2013 г. отменено, в отменённой части принято решение, которым в удовлетворении исковых требований Пономарева О.И. о перерасчёте страховой пенсии по старости с 19 августа 2013 г. отказано, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пономарева О.И. ставится вопрос об отмене апелляционного определения в части отказа перерасчёта страховой пенсии по старости с 19 августа 2013 г.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судами при рассмотрении дела установлено, что с 19 августа 2013 г. истцу назначена досрочно трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
При установлении пенсии конвертация пенсионных прав истца произведена по наиболее выгодному для него варианту - исходя из стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, а учтённый в календарном порядке стаж такой работы на 1 января 2002 г. составил 16 лет 6 месяцев 15 дней.
В период с 1 сентября 1978 г. по 5 июля 1981 г. истец проходил обучение в профессиональном техническом училище г. Северодвинска, с 6 июля 1981 г. по 1 ноября 1982 г. работал в должности слесаря-монтажника судового 3 разряда в цехе 50 в Северном машиностроительном предприятии, с 10 ноября 1982 г. по 24 ноября 1985 г. проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР.
Периоды обучения истца в профессиональном техническом училище с 1 сентября 1978 г. по 1 июля 1981 г, службы в составе Вооруженных Сил СССР с 10 ноября 1982 г. по 24 ноября 1985 г. не были включены пенсионным органом в специальный стаж работы в тяжёлых условиях труда при конвертации пенсионных прав.
При рассмотрении настоящего дела по запросу суда первой инстанции в материалы дела представлена справка работодателя от 14 июня 2022 г. N 187, которая указывает на иной объём выполняемых истцом в период с 6 июля 1981 г. по 1 ноября 1982 г. работ, также дающих право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренных в подразделе 10 "Прочие профессии металлообработки" раздела XV "Металлообработка" Списка N 2, 1956 г, а именно работы по установке главных двигателей, валопроводов и монтаже трубопроводов внутри отсеков судов.
Данную справку истец в пенсионный орган не предоставлял, ее оценка ответчиком не производилась.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 27, частями 2, 3, 9, 10 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, подпунктами "з", "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, Списком N 2, 1956 г, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, разъяснениями, изложенными в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установив, что после обучения в профессиональном техническом училище с 1 сентября 1978 г. по 1 июля 1981 г. истец принят на работу в должности слесаря-монтажника судового 3 разряда в Северное машиностроительное предприятие, а периоду прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР предшествовала указанная работа в должности слесаря-монтажника судового, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, пришёл к выводу о необходимости включения периода обучения с 1 сентября 1978 г. по 1 июля 1981 г. и периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 10 ноября 1981 г. по 24 ноября 1985 г. в специальный стаж работы по Списку N 2, 1956 г, перерасчёте пенсии с даты назначения, с 19 августа 2013 г, в связи увеличением продолжительности стажа работы в тяжёлых условиях труда, стажевого коэффициента.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части перерасчёта страховой пенсии по старости с 19 августа 2013 г, судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда, исходила из заявительного характера пенсионных правоотношений, возникающих на основании заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии или её перерасчётом с одновременным предоставлением для этого необходимых документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя согласно части 2 статьи 19, части 2 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, а также пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии по старости должен лишь разъяснить ему о недостающих для назначения пенсии документов, обязанность по предоставлению которых возложена на гражданина.
Установив, что при обращении истца с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в пенсионный орган была предоставлена справка акционерного общества "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" от 1 апреля 2013 г. N 440, согласно которой работник был занят на работах, предусмотренных позицией 2150300а-17536 подраздела 3 раздела XIV Списка N 2 от 1991 г. (рабочие, занятые на монтаже, демонтаже и ремонте силовых установок, механизмов и систем к ним, валопроводов и трубопроводов внутри отсеков судов), заверенная печатью и подписями уполномоченных лиц, с указанием оснований ее выдачи, у пенсионного органа не имелось оснований сомневаться в обоснованности выдачи работодателем справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения пенсии, как и обязанности истребовать какие-либо документы у истца или работодателя для проверки обоснованности выдачи работодателем соответствующей справки.
Поскольку истец с заявлением о перерасчёте размера получаемой им пенсии с приложением справки работодателя, подтверждающей стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2, 1956 г, в пенсионный орган не обращался, оснований для перерасчёта пенсии с даты её назначения, не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, на момент их возникновения.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ днём обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учётом положений части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. К указанному заявлению прилагаются документы, необходимые для установления трудовой пенсии.
В части 3 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определено, что в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
В период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ применялся Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждённый постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па от 27 февраля 2002 г. (далее - Перечень).
Пунктом 2 Перечня определено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы: о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Перечня к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 27.1 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 2 настоящего Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (пункт 1 статьи 27, пункт 1 статьи 27.1 и подпункт 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В силу части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также архивные документы, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы, предоставляются заявителем, обратившимся за предоставлением государственной услуги по установлению пенсии.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями должен разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в том числе о предоставлении документов, необходимых для назначения страховой пенсии по старости.
Материалами дела достоверно подтверждено, что при назначении трудовой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ истцом предоставлена справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения пенсии, согласно которой работодатель указал, что работник был занят на работах, предусмотренных Списком N 2, 1991 г. Документ заверен печатью и подписями уполномоченных лиц, с указанием оснований его выдачи, поэтому у пенсионного органа не имелось оснований сомневаться в обоснованности выдачи, как и обязанности истребовать какие-либо документы у истца или работодателя для проверки обоснованности выдачи работодателем соответствующей справки.
Само по себе предоставление по запросу суда справки работодателя, подтверждающей стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2, 1956 г, не влечёт перерасчёта пенсии с даты её назначения, при доказанности соблюдения пенсионным органом требований законодательства при назначении пенсионного обеспечения гражданину.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о неисполнении пенсионным органом при назначении истцу пенсии в 2013 г. обязанности по разъяснению предоставления недостающих документов с оформлением расписки-уведомления направлены на переоценку, установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пономарева Олега Игоревича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.