Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Кузнецова С.Л, судей: Лепской К.И, Широкова А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-353/2021 по иску Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу к Холодняку Станиславу Олеговичу о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельных участков, признании отсутствующим права собственности на земельные участки по кассационной жалобе Холодняка Станислава Олеговича на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 сентября 2022 года
Заслушав доклад судьи Кузнецова С.Л, объяснения представителя Холодняка С.О. - Аванесова В.Г, представителя Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу - Зябировой Р.Ш,
УСТАНОВИЛА:
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу обратился в суд с иском к Холодняку С.О. о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 79307, 20 кв.м, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 45670+/-1870 кв.м, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 126977+/-3118 кв.м, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 198294+/-3896 кв.м, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 190153+/-3816 кв.м, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 172347+/-3633 кв.м, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", площадью 123914+/-3080 кв.м; признании отсутствующим права собственности ответчика на указанные земельные участки; исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельных участков и снятии их с государственного кадастрового учета.
В обоснование иска и дополнений к нему указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что принадлежащие ответчику на праве собственности земельные участки частично расположены в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 674813878 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - ведение лесного хозяйства (далее - Лесной участок), а именно в кварталах 47, 53, 54 Плесецкого сельского участкового лесничества (участок "данные изъяты"), "данные изъяты". Площадь пересечения принадлежащих ответчику земельных участков с лесным участком составляет: земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - 54142 кв.м; земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - 23742 кв.м; земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - 46394 кв.м; земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - 26375 кв.м; земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - 37062 кв.м; земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - 65550 кв.м; земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - 21768 кв.м. Факт пересечения принадлежащих ответчику земельных участков с лесным участком подтверждается заключениями Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг", подготовленными на основании материалов лесоустройства, непосредственно подтверждающих отнесение спорных земельных участков, принадлежащих ответчику, к землям лесного фонда. Право Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером "данные изъяты" зарегистрировано 14 августа 2008 года.
Управлением Россельхознадзора по Республике Карелия Архангельской области и Ненецкому автономному округу были проведены административные обследования принадлежащих ответчику земельных участков, в ходе которых установлено, что земельные участки зарастают древесно-кустарниковой растительностью, сельскохозяйственное производство не осуществляется, по назначению земельные участки не используются. В связи с нарушением статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия почв сельскохозяйственного назначения", исключается применение норм Федерального закона N 280-ФЗ о приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости над государственным лесным реестром. Спорные земельные участки частично образованы из земель лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, пересекают земельный участок из состава земель лесного фонда и не могут находиться в частной собственности. Незаконное нахождение земель лесного фонда в собственности физического лица нарушает права Российской Федерации как собственника лесного участка, а также публичные интересы государства и общества, в связи с чем подано настоящее исковое заявление.
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 15 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 сентября 2022 года, исковые требования Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу удовлетворены.
Признаны недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", принадлежащих на праве собственности Холодняку С.О.
Признано отсутствующим право собственности Холодняка С.О. на земельные участки с кадастровыми номерами: "данные изъяты", местоположение: "данные изъяты" площадью 79307, 20 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; "данные изъяты", местоположение: "данные изъяты" площадью 45670+/-1870 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; "данные изъяты", местоположение: "данные изъяты" площадью 126977+/-3118 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; "данные изъяты" местоположение: Архангельская область, Плесецкий район, ТОО "Светлый путь", площадью 198294+/-3896 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; "данные изъяты" местоположение: "данные изъяты" площадью 190153+/-3816 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; "данные изъяты", местоположение: "данные изъяты" площадью 172347+/-3633 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; "данные изъяты", местоположение: "данные изъяты" площадью 123914+/-3080 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Указано также, что настоящее решение является основанием для снятия земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" с кадастрового учета и исключения из Единого государственного реестра недвижимости всех сведений о земельных участках, в том числе записей об ограничении прав и обременения объекта недвижимости в виде запрещения регистрационных действий.
С Холодняка С.О. в бюджет муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" взыскана государственная пошлина в размере 4200 руб.
В кассационной жалобе, адресованной Третьему кассационному суду общей юрисдикции, Холодняк С.О. ставит вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель Холодняка С.О. - Аванесов В.Г. поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу - Зябирова Р.Ш. против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции в судебное не явились, в связи с чем, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив отзыв на нее, поступивший от представителя Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу - Зябировой Р.Ш, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению, в силу следующего.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при разрешении дела были допущены судами нижестоящих инстанций.
Судом первой инстанции установлено, что Холодняк С.О. является собственником: земельного участка, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 79307, 20 кв.м (право собственности зарегистрировано 14 февраля 2020 года), земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 45670+/-1870 кв.м (право собственности зарегистрировано 14 февраля 2020 года), земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 126977+/-3118 кв.м (право собственности зарегистрировано 21 октября 2015 года), земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 198294+/-3896 кв.м (право собственности зарегистрировано 21 октября 2015 года), земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 190153+/-3816 кв.м (право собственности зарегистрировано 21 октября 2015 года), земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 172347+/-3633 кв.м (право собственности зарегистрировано 21 октября 2015 года), земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 123914+/-3080 кв.м (право собственности зарегистрировано 21 октября 2015 года).
Все перечисленные земельные участки отнесены к категории земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, состоят на учете в Едином государственном реестре недвижимости, имеют определенные границы.
В ходе проведенной проверки законности возникновения у ответчика прав на земельные участки Департамент установил, что спорные земельные участки частично расположены в границах земельного участка лесного фонда, площадью 674813878 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", их местоположение: "данные изъяты" категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - ведение лесного хозяйства, а именно в кварталах 47, 53, 54 Плесецкого сельского участкового лесничества (участок ТОО "Светлый путь"), Плесецкого лесничества Архангельской области.
Право Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером "данные изъяты", зарегистрировано 14 августа 2008 года (запись регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от 14 августа 2008 года N 29-29-12/009/2008-261). При этом согласно представленным в материалах дела выпискам из ЕГРН сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Согласно заключению Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 16 ноября 2020 года N 4, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" частично расположен на территории, обозначенной условным знаком леса, находится в границах земельного участка лесного фонда в квартале "данные изъяты", площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 54142 кв.м.
Согласно заключению Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 16 ноября 2020 года N 3, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" частично расположен на территории, обозначенной условным знаком леса, находится в границах земельного участка лесного фонда в квартале "данные изъяты", площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 23742 кв.м.
Согласно заключению Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 27 ноября 2020 года N 9 земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" частично расположен на территории, обозначенной условным знаком леса, находится в границах земельного участка лесного фонда в кварталах "данные изъяты", площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 46394 кв.м..
Согласно заключению Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 16 ноября 2020 года N 2, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" частично расположен на территории, обозначенной условным знаком леса, находится в границах земельного участка лесного фонда в квартале "данные изъяты" площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 26375 кв.м.
Согласно заключению Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 16 ноября 2020 года N 5, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" частично расположен на территории, обозначенной условным знаком леса, находится в границах земельного участка лесного фонда в квартале "данные изъяты" площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 37062 кв.м.
Согласно заключению Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 16 ноября 2020 года N 6, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" частично расположен на территории, обозначенной условным знаком леса, находится в границах земельного участка лесного фонда в кварталах "данные изъяты", площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 65550 кв.м.
Согласно заключению Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 16 ноября 2020 года N 7, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" частично расположен на территории, обозначенной условным знаком леса, находится в границах земельного участка лесного фонда в квартале "данные изъяты", площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 21768 кв.м.
В заключениях Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" приведены данные о границах пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда с указанием координат поворотных точек границ площади наложения, форма заключения утверждена приказом Рослехоза от 01 февраля 2018 года N 41, заключения подписаны директором филиала ФГБУ "Рослесинфорг" и удостоверены печатью.
Полагая, что у ответчика не возникло право на спорное имущество, и за ним неправомерно зарегистрировано право собственности, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, оценив в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, в том числе перечисленные выше заключения Архангельского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" о наличии пересечений лесного участка с земельными участками иной категории и картографические материалы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" на земли лесного фонда нашел свое подтверждение, при этом по целевому назначению ответчиком земельные участки, не используются, в связи с чем, признал обоснованными требования истца в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, в их обоснование дополнительно указал, что при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков покрытых лесом, должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре, при этом согласно материалам лесоустройства спорные земельные участки частично располагаются в границах Плесецкого сельского участкового лесничества Плесецкого лесничества Архангельской области, а именно, на территории лесного участка, с кадастровым номером "данные изъяты", что подтверждается, в частности вышеуказанными заключениями, информацией из ГЛР в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Проверяя законность апелляционного определения, суд апелляционной инстанции также указал, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что части спорных земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" (в части пересечения) являются лесным участком из состава земель лесного фонда, они не могут находиться в частной собственности, ответчиком не используются по назначению, в связи с чем, и удовлетворил требования в полном объеме, поскольку в данном случае уполномоченный на распоряжение спорными земельными участками с кадастровыми номерами "данные изъяты" (в части пересечения) орган не принимал решение об их предоставлении ответчику, либо решение о переводе данных участков (в части имеющегося пересечения) в земли другой категории, правовые основания как для постановки на государственный кадастровый учет, так и для регистрации права собственности на него (в части имеющихся пересечений) отсутствовали, соответственно, право собственности первоначального владельца на указанные земельные участки возникло на незаконных основаниях.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может признать выводы, к которым пришли суды нижестоящих инстанций в части отсутствия у ответчика прав на площади земельных участков, в том числе не входящих в земли лесного фонда правомерными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, а принятое по делу решение законным и обоснованным, в силу следующего.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок определен как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (пункт 1 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 3-7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (пункт 3).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В силу пунктом 6 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 1 января 2017 года) сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 125, пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель" защиту, в том числе, в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5.20 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Приказом Рослесхоза от 23 января 2018 года N 14 Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу уполномочен на осуществление защиты, в том числе, в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области только лесных отношений от имени Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67-68.2 Лесного Кодекса Российской Федерации, границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Из вышеизложенных норм права следует, что доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Холодняк С.О. является собственником: земельного участка, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Архангельская "данные изъяты" площадью 79307, 20 кв.м (право собственности зарегистрировано 14 февраля 2020 года), земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 45670+/-1870 кв.м (право собственности зарегистрировано 14 февраля 2020 года), земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", площадью 126977+/-3118 кв.м (право собственности зарегистрировано 21 октября 2015 года), земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 198294+/-3896 кв.м (право собственности зарегистрировано 21 октября 2015 года), земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 190153+/-3816 кв.м (право собственности зарегистрировано 21 октября 2015 года), земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 172347+/-3633 кв.м (право собственности зарегистрировано 21 октября 2015 года), земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" площадью 123914+/-3080 кв.м (право собственности зарегистрировано 21 октября 2015 года).
Все перечисленные земельные участки учтены в качестве земель сельскохозяйственного назначения, с видом их разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, они состоят на учете в Едином государственном реестре недвижимости, имеют определенные границы.
В ходе проведенной проверки законности возникновения у ответчика прав на земельные участки Департамент установил, что спорные земельные участки расположены в границах земельного участка лесного фонда, площадью 674813878 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", местоположение: "данные изъяты", категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - ведение лесного хозяйства, а именно в кварталах "данные изъяты".
Право Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером "данные изъяты", зарегистрировано 14 августа 2008 года (запись регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от 14 августа 2008 года N 29-29-12/009/2008-261). При этом согласно представленным в материалах дела выпискам из ЕГРН сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно актам N 08/А-09.2-37, N 08/А-09.2-36, N 08/А-09.2-36, N 08/А-09.2-34, N 08/А-09.2-35, N 08/А-09.2-38, N 08/А-09.2-39, N 08/А-09.2-40 от 16 декабря 2020 года спорные земельные участки частично относится к сельхозугодиям, на них не осуществляется сельскохозяйственное производство, земельные участки заросли древесной (закустаренность/залесенность) и сорной растительностью на всей площади.
Признавая отсутствующим право ответчика на земельные участки в полном объеме, в том числе на части земельных участков не входящие в земли лесного фонда, по мотивам их неиспользования по назначению, суд первой инстанции не учел, что Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу не уполномочен на осуществление защиты, в том числе, в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении частей оспариваемых земельных участков, вид разрешенного использования которых определен, как сельскохозяйственное производство.
При установленных по делу обстоятельствах, выводы суда о возможности признания право собственности ответчика на все земельные участки, а не конкретные их части отсутствующими и снятии всех спорных земельных участков с кадастрового учета, нельзя признать правомерными, отвечающими требованиям законности.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих права. Выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека и иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В настоящем деле право истца нарушает не запись в ЕГРН о праве собственности истцов на земельные участки, а неправомерное формирование их в границах с наложением на земли лесного фонда.
Таким образом, право собственности ответчика возникло на иные земельные участки, чем участок лесного фонда, поэтому такой способ защиты прав истца как признание отсутствующим права собственности ответчиков применен быть не может.
При этом возникшее у ответчика на законных основаниях право собственности он вправе реализовать в дальнейшем путем проведения нового межевания принадлежащих ему земельных участков с установлением новых границ, не нарушающих права и законные интересы других лиц, в том числе, истца.
В нарушение приведенных выше норм права, суд первой инстанции не установилпо делу юридически значимые обстоятельства, не определилобязанности, которые подлежат доказыванию каждой из сторон, в связи с чем, положенные в обоснование решения вывода суда первой инстанции нельзя признать основанными на установленных по делу обстоятельствах.
Проверяя законность и обоснованность вынесенного по делу решения, суд апелляционной инстанции не устранил выявленные нарушения.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что допущенные судами нижестоящих инстанций нарушения норм права являются существенными, без отмены судебного постановления, и нового разбирательства по делу невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует обратить внимание на допущенные нарушения, установить юридически значимые обстоятельства, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 сентября 2022 года - отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.