Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи
Какурина А.Н.
судей
Шевчук Т.В, Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-160/2022 по иску Казаковой Надежды Витальевны, Устиновой Ольги Михайловны, Абрамовой Веры Семеновны, Мельникова Александра Борисовича, Сухановой Елены Николаевны, Мартыновой Дарьи Константиновны, Королева Вячеслава Леонардовича, Игутовой Татьяны Анатольевны, Колегова Дмитрия Викторовича, Нючевой Натальи Александровны, Власова Владимира Николаевича к администрации МО ГО "Сыктывкар", Правительству Республики Коми, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, руководителю администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении процедуры изъятия земельного участка и жилых площадей по адресу: город "адрес"; об обязании внести в перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, многоквартирный дом по адресу: ФИО14 город "адрес" Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах" в редакции 21 мая 2019 года в соответствии с приложением N1 к программе переселения в 4 этап; об обязании устранить допущенные нарушения по кассационным жалобам Правительства Республики Коми, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, администрации МО ГО "Сыктывкар" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 31 октября 2022 г.Заслушав доклад судьи Чекрий Л.М, объяснения представителя Правительства Республики Коми, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Студенко Т.А, истца Усиновой О.М, представителя истцов Благиных О.Б, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Казакова Н.В, Устинова О.М, Абрамова B.C, Мельников А.Б, Суханова Е.Н, Мартынова Д.К, Королев В.Л, Игутова Т.А, Колегов Д.В, Нючева Н.А, Власов В.Н. обратились с административным иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: Республика Коми город Сыктывкар улица Орджоникидзе, дом 59; об обязании внести данный многоквартирный дом в приложение N1 "Перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации" к республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах" в редакции от 21 мая 2019 года; обязании устранить допущенные нарушения.
Свои требования истцы обосновали тем, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме N 59 по улице Орджоникидзе, который включен в муниципальную адресную программу "Развитие застроенных территорий муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2013-2022 годы" и входил в перечень зданий, в отношении которых мероприятия программы осуществляются в первоочередном порядке. После признания данного дома аварийным и подлежащим сносу со сроком расселения до 2020 года дом в 2019 году был включен муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на период 2019-2025 годы", утвержденную постановлением администрации МОГО "Сыктывкар" от 21 мая 2019 года N5/1440, и включен в 4 этап ее реализации (1 января 2022 года - 31 декабря 2023 года). В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 14 сентября 2021 года N436 и постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 8 октября 2021 года N 10/3327 многоквартирный дом N по улице "адрес" необоснованно исключен из перечня аварийных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, чем нарушены права истцов на выбор способа реализации жилищных прав при признании многоквартирного дома аварийным. Ответчик не принял всех возможных мер для своевременного и надлежащего исполнения возложенной на него обязанности по реализации условий муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на период 2019-2025 годы". Многоквартирный дом до настоящего времени не снесен, мер к выполнению положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ ответчик не принимает, чем нарушаются жилищные права истцов, проживающих в многоквартирном доме, признанном аварийном и подлежащем сносу.
Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Правительство Республики Коми, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, руководитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Хозяинова Н.С, в качестве заинтересованных лиц - Фонд развития жилищного строительства Республики Коми, наниматели квартиры N в доме N по "адрес" в городе Сыктывкаре Тимофеичева С.И, Тимофеичев О.В, Тимофеичев Д.О, Тимофеичев А.О.; Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар", Управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации МО ГО "Сыктывкар", Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар", ИП Морозов В.П.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в связи с переходом к рассмотрению жалобы в порядке гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 31 октября 2022 г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2021 года в части отказа в удовлетворении искового требования об обязании включить многоквартирный дом в перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, являющийся приложением N1 к республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах", устранить допущенное нарушение отменено. На Правительство Республики Коми и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми возложена обязанность восстановить многоквартирный жилом "адрес" в городе Сыктывкаре в республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 Годах", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31 марта 2019 года N160 (с последующими изменениями и дополнениями), с включением в приложение N1 указанной программы "Перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации", предусматривающий переселение с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене апелляционного определения как постановленного с неправильным применением норм материального права и существенным нарушением норм процессуального права.
В судебном заседании представитель представителя Правительства Республики Коми, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Студенко Т.А. на доводах кассационной жалобы настаивала, истец Усинова О.М, представитель истцов Благиных О.Б. возражали против удовлетворения жалоб.
На рассмотрение дела в Третий кассационный суд общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ). На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме N по адресу: "адрес".
Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 29 марта 2013 года N 14/2013-246 утверждена муниципальная адресная программа "Развитие застроенных территорий муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2013 -2017 годы" (далее - муниципальная программа развития застроенных территорий от 29 марта 2013 года).
Постановлением главы администрации МОГО "Сыктывкар" от 20 мая 2013 года N5/1762 "О развитии территории в границах улиц Нагорный проезд - Юхнина - Орджоникидзе - Карла Маркса - Оплеснина - Октябрьский проспект" утвержден перечень адресов зданий, расположенных в указанных границах, подлежащих сносу, в который под номером 17 включен дом N по "адрес".
На основании постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 5 июня 2013 года N 6/2070 организован и проведен аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории, по результатам которого 22 июля 2013 года между администрацией МО ГО "Сыктывкар" (администрация) и ООО "Малоэтажное жилищное строительство" (переименованное в дальнейшем в ООО "Инвестиционно-строительная компания") (застройщик) заключен договор о развитии застроенной территории.
В соответствии с условиями указанного договора предметом договора является развитие застроенной территории общей площадью 3, 480 га по адресу: "адрес" проспект со сносом многоквартирных жилых домов, приведенных в приложении N 1 к договору (в том числе дома N по улице "адрес") за счет средств застройщика и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц.
Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 20 июня 2013 года N 17/2013-261 в муниципальную адресную программу "Развитие застроенных территорий муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2013 - 2017 годы" внесены изменения, в частности, в адресный перечень территорий, в отношении которых осуществляются мероприятия программы (приложение N1), включен дом N по улице "адрес".
Основными целями и задачами указанной программы являются, что том числе повышение эффективности использования застроенных территорий в г. Сыктывкаре, занятых домами, не отвечающих современным требованиям к качеству проживания и подлежащими сносу; формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, планируемых к сносу.
Согласно разделам 2.4 и 4 муниципальной программы развития застроенных территорий от 29 марта 2013 года основным источником финансирования сноса многоквартирных домов, переселения граждан и приобретения жилья для последующего предоставления гражданам, подлежащим расселению, являются средства инвесторов-застройщиков в соответствии с условиями договора о развитии застроенных территорий.
На основании соглашения N 2 от 29 декабря 2017 года о частичной переуступке прав по договору о развитии застроенной территории от 22 июля 2013 года и переводе долга ООО "Инвестиционно-строительная компания" (застройщик) с согласия администрации МО ГО "Сыктывкар" частично передало Фонду развития жилищного строительства Республики Коми (фонд) права и обязанности, принадлежащие застройщику по договору о развитии застроенной территории от 22 июля 2013 года, в том числе развитие застроенной территории по адресу: "адрес" проспект.
Дополнительным соглашением от 7 февраля 2019 года к договору о развитии застроенной территории от 22 июля 2013 года внесены изменения в график освоения застроенной территории к договору о развитии застроенной территории от 22 июля 2013 года, в соответствии с которыми расселение жителей и снос многоквартирного дома 59 по улице Орджоникидзе в городе Сыктывкаре предусмотрены в ходе реализации 1 этапа в период 2019-2020годы.
Распоряжением главы администрации МО ГО "Сыктывкар от 19 ноября 2015 года N 328-р на основании заключения межведомственной комиссии от 9 ноября 2015 года N138 многоквартирный дом N по улице "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, в срок до 2020 года.
В адрес собственников жилых помещений в доме администрацией МОГО "Сыктывкар" направлены требования от 25 декабря 2017 года о сносе дома в срок 12 месяцев со дня получения требования, в которых разъяснено, что в случае неисполнения требования администрацией МО ГО "Сыктывкар" будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме и земельного участка, предназначенного для обслуживания дома, в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с приложением N1 "Перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации" к указанной республиканской программе, дом N по "адрес" был включен в данный перечень и подлежал расселению в срок до 31 декабря 2021 года и сносу - до 31 декабря 2022 года.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 21 мая 2019 года N 5/1440 утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО ГО "Сыктывкар" на период 2019- 2025 года" (далее - муниципальная адресная программа переселения граждан от 21 мая 2019 года), целью которой является обеспечение жильем граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Согласно данной муниципальной адресной программе от 21 мая 2019 года и приложениям N 1 и N 2 к ней (в первоначальной редакции), дом N по улице "адрес" был включен в перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, являющийся приложением N1 к указанной программе. Граждане, проживающие в указанном многоквартирном доме, подлежали переселению в срок до 4 квартала 2023 года с финансовой поддержкой Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; планируемая дата сноса дома - 4 квартал 2024.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 16 июля 2019 N 7/2120 в муниципальную адресную программу переселения граждан от 21 мая 2019 года внесены изменения, в частности, период переселения граждан из дома 59 по улице Орджоникидзе в г. Сыктывкаре определен в срок до 4 квартала 2024 года, снос дома - 4 квартал 2025 года с сохранением финансирования переселения за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В связи с включением многоквартирного дома N по "адрес" одновременно в муниципальную программу развития застроенных территорий" от 29 марта 2013 года и индивидуальную адресную программу переселения граждан от 21 мая 2019 года администрация МО ГО "Сыктывкар" обратилась в Минстрой Республики Коми с запросом о разъяснении способа расселения указанного многоквартирного дома, на которое получила от Минстроя Республики Коми письменный ответ от 14 декабря 2020 года N 02-20-08/3512 о том, что поскольку многоквартирный дом подлежит расселению в рамках муниципальной программы развития застроенных территорий от 29 марта 2013 года, то в муниципальной адресной программе переселения граждан от 21 мая 2019 года многоквартирный дом должен быть отражен как дом, жители которого подлежат расселению в рамках "Иных программ".
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 7 июля 2021 года N 7/2050 внесены изменения в муниципальную адресную программу переселения граждан от 21 мая 2019 года, согласно которым дом N по улице "адрес" включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, подлежащих расселению по иным программам, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Соответствующие изменения внесены постановлением Правительства Республики Коми от 14 сентября 2021 года N 436 в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах", утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от 31 марта 2019 года N160.
25 сентября 2019 года администрацией МО ГО "Сыктывкар" издано постановление N 9/2865 "Об изъятии имущества для муниципальных нужд муниципального образования городского округа "Сыктывкар", которым постановлено, в частности, изъять для муниципальных нужд МО ГО "Сыктывкар" земельный участок, находящийся в общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", путем выкупа у собственников жилых помещений, находящихся в данном многоквартирном доме; в связи с изъятием для муниципальных нужд МОГО "Сыктывкар" указанного земельного участка изъять для муниципальных нужд МО ГО "Сыктывкар" путем выкупа у собственников жилые помещения, находящиеся в указанном многоквартирном доме, расположенном в границах застроенной территории.
Согласно пункту 3 постановления от 25 сентября 2019 года N9/2865 выкуп изымаемого имущества осуществляется в соответствии с. пунктами 6.1.5, 6.2.3.1 договора о развитии застроенной территории от 22 июля 2013 года.
Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Сыктывкар" поручено в течение десяти дней со дня принятия данного постановления направить его копию собственникам (правообладателям) изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении, а также осуществить совместно с Фондом развития жилищного строительства в Республике Коми мероприятия по оценке рыночной стоимости изымаемого имущества; обеспечить совместно с Фондом развития жилищного строительства Республики Коми подготовку и заключение с собственниками соглашений о выкупе изымаемого имущества (пункты 4.2, 4.3, 6 постановления от 25 сентября 2019 года N9/2865).
По обращению Фонда развития жилищного строительства Республики Коми оценщиком Морозовым В.В, составлены отчеты 01-03/1, 01-03/2, 01-03/3, 01-03/4, 01-03/5, 01-03/6, 01-03/7, 01-03/8, 01-03/9, 01-03/10, 01-03/11 по определению рыночной стоимости принадлежащих истцам квартир в доме N по улице "адрес" с учетом доли собственности в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе собственности на долю земельного участка под многоквартирным домом, по состоянию на 17 января 2022 года.
Письмами от 7 февраля 2022 года, направленным истцам, администрация МО ГО "Сыктывкар" уведомила об издании постановления от 25 сентября 2019 года N 9/2865 и сообщила о подготовке отчетов по определению рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости и проекте соглашения о выкупе имущества для муниципальных нужд, приложив к каждому письму копию отчета и проект соглашения о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд.
16 декабря 2021 года и.о. прокурора города Сыктывкара в адрес руководителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Хозяиновой Н.С. внесено представление N 07-1-2021 об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано на неэффективность муниципальной программы развития застроенных территорий от 29 марта 2013 года, поскольку срок расселения многоквартирного дома N по улице "адрес" фактически перенесен с 2017 на 2022 год (более 5 лет), договор развития застроенной территории от 22 июля 2013 года не исполняется и не обеспечивает надлежащий способ защиты жилищных прав собственников помещений в указанном многоквартирном доме, что может повлечь нарушения подпункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ, предусматривающего в первоочередном порядке переселение граждан из многоквартирных домов, год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов. Устранение нарушений возможно путем включения многоквартирного дома в список многоквартирных домов, подлежащих расселению за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также принятия мер воздействия в отношении Фонда развития жилищного строительства Республики Коми со стороны администрации МО ГО "Сыктывкар".
Аналогичное представление направлено заместителем прокурора Республики Коми от 13 декабря 2021 года N 07-13-2021 "Об устранении нарушений жилищного законодательства при реализации национального проекта "Жилье и городская среда", градостроительного законодательств", внесенном в адрес министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что со стороны администрации МО ГО "Сыктывкар" отсутствует бездействие по невыполнению процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений по адресу: город Сыктывкар улица Орджоникидзе дом 59, поскольку процедура изъятия земельного участка и жилых помещений в доме администрацией проведена, в адрес истцов направлены проекты соглашений о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд с определенной в них выкупной ценой изымаемого имущества, при несогласии с которой истцы вправе оспорить размер выкупной цены в судебном порядке; исключение многоквартирного дома N по улице "адрес" из перечня аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года и подлежащих сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, перечисленных в приложения N1 к республиканской адресной программе переселения граждан от 31 марта 2019 года (в первоначальной редакции), и включение данного дома в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года (приложение N 1.1 к республиканской адресной программе от 31 марта 2019 года в редакции от 14 сентября 2021 года), (с указанием о расселении жильцов по иным программам, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда содействия жилищно-коммунального хозяйства, поскольку это было необходимо для реализации прав собственников жилых помещений в доме и дальнейших процедур реализации муниципальной программы развития застроенных территорий от 29 марта 2013 года, которая в настоящее время в отношении многоквартирного дома N по улице "адрес" завершена (выкупная цена помещений определена и в адрес собственников направлены соглашения о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Проверяя законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в данной части согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции с позицией суда апелляционной инстанции согласиться не может в связи со следующим.
Отменяя решение в остальной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ранее принятая программа развития застроенных территорий ограничивает права собственников жилых помещений данного многоквартирного дома в сравнении с объемом прав, возникающих у них в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу с включением в соответствующую республиканскую программу переселения.
Так, в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
При этом определяя объем прав собственников жилых помещений, возникающих в связи с участием в программе развития застроенной территории, суд апелляционной инстанции исходил из положений части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, в данном случае объем прав собственников жилых помещений в связи с участием в программе развития застроенной территории подлежал установлению исходя из специального закона и условий договора о развитии застроенных территорий.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в редакции, действовавшей до 30 декабря 2020г, решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Таким образом, факт признания дома истцов аварийным и подлежащим сносу, не исключает его включения в программу развития застроенной территории.
Согласно п.4 ч.3 ст. 46.2 ГрК РФ существенным условием договора о развитии застроенной территории является обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства.
Также существенным условием договора является обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства (п.5 ч.3 ст. 46.2 ГрК РФ).
Согласно статьям 2 и 6 заключенного администрацией с застройщиком договора в целях развития застроенной территории застройщиком выполняются, в частности, следующие мероприятия: уплата выкупной цены за жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории и подлежащих сносу, и земельные участка, на которых расположены такие многоквартирные дома, изымаемые у собственников (за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе общей долевой собственности), в размере, определяемом соглашениями между собственниками жилых помещений и администрацией, осуществляющей выкуп жилых помещений в многоквартирных домах, и земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, либо в размере, установленном соответствующим решением суда, и (или) создание либо приобретение благоустроенных жилых помещений, a также передача в муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления собственникам взамен изымаемых жилых помещений с зачетом их стоимости в выкупную цену (по соглашению с собственниками жилых помещений) (пункт 2.2.1 статьи 2, пункт 6.2.3.1 статьи 6 договора); создание (приобретение) и передача в муниципальную собственность жилых помещений в границах МО ГО "Сыктывкар", подобранных с согласия переселяемых нанимателей и соответствующих санитарным и техническим требованиям, имеющих отделку, сантехническое, электротехническое и другое оборудование, для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории и подлежащих сносу (пункт 2.2.2 статьи 2, пункт 6.2.3.2 статьи 6 договора); отселение и, перевозка граждан из отселяемых домов в предоставленные жилые помещения, оплата и (или) компенсация расходов, связанных с передачей и оформлением помещений переселяемым
гражданам, заключением и государственной регистрацией права собственности по договорам с собственниками жилых помещений, оформлением договоров найма с гражданами, оценкой рыночной стоимости жилых помещений, и других расходов, связанных с переселением, за исключением случаев, когда такие расходы входят в выкупную цену за изымаемые жилые помещения (пункт 2.2.3 статьи 2, пункт 6.2.3.3 статьи 6 договора).
Согласно статьи 6 договора администрация, в частности, обязана: принять правовой акт об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории и подлежащих сносу, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, в срок не более семи месяцев (пункт 6.1.3 указанной статьи договора); привлекать представителя застройщика к переговорам с собственниками по вопросу выкупа принадлежащим им жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории и подлежащих сносу; предоставлять застройщику проекты соглашений, планируемых к заключению с собственниками жилых помещений в порядке пункта 2.2.1 настоящего договора; до заключения соглашений с собственниками рассматривать письменные рекомендации застройщика по выкупной цене за жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории и подлежащих сносу и сообщать застройщику о результатах их рассмотрения; в случае определения размера выкупной цены в судебном порядке заявлять ходатайства о привлечении застройщика в качестве третьего лица для участия в судебных спорах по делам об изъятии у собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории и подлежащих сносу (пункт 6.1.5 указанной статьи договора; обеспечить в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом, Отделом жилищной политики безвозмездный прием в собственность МО ГО "Сыктывкар" жилых помещений, приобретенных или построенных застройщиком с согласия переселяемых нанимателей, и осуществить их оформление с заключением договоров социального найма (пункт 6.1.7 указанной статьи договора); после выполнения в полном объеме настоящего договора обеспечить оформление в установленном порядке акта о результатах реализации договора о развитии застроенной территории при условии представления застройщиком необходимого пакета документов (пункт 6.1.11 указанной статьи договора).
Ответчики при рассмотрении дела судебными инстанциями последовательно указывали на равный объем прав собственников при их участии в каждой из указанных программ. Не принимая во внимание данные доводы, суд апелляционной инстанции их не проверил, в том числе не предложил представить ответчикам дополнительные доказательства данных утверждений в случае недостаточности представленных.
Кроме того, установив факт частичной реализации программы развития застроенной территории, суд не установил, имелось ли волеизъявление собственников на получение жилых помещений взамен занимаемых, а не на получение выкупной цены, соответственно, допущено ли нарушение прав собственников при участии в данной программе.
При таких обстоятельствах выводы судебной инстанции о нарушении прав истцов при участии в программе развития застроенных территорий являются преждевременными.
Кроме того, разрешая взаимосвязанные требования о признании незаконным бездействия местной администрации, выразившегося в невыполнении процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений, и о понуждении к включению многоквартирного дома в соответствующую программу, суд апелляционной инстанции согласился с отказом в иске в части требований об устранении бездействия, констатировав факт его отсутствия при том, что процедура изъятия осуществлена в рамках иной программы - программы развития застроенной территории, тем самым допустив противоречивые выводы в судебном акте.
Таким образом, апелляционное определение не отвечает критериям законности и обоснованности, изложенным в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003г. N 23 "О судебном решении", подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 31 октября 2022 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.