Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевчук Т.В, судей Осиповой Е.М. и Панферовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора г. Сыктывкара к Государственному профессиональному образовательному учреждению "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова, Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми о возложении обязанности по выполнению мероприятий по обеспечению условий доступа для маломобильных групп населения в учреждение, проведении финансирования
по кассационному представлению прокурора Республики Коми на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 8 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Осиповой Е.М, объяснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуру Российской Федерации Парфеновой Е.Г, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности прокурора г. Сыктывкара обратился в суд с иском к ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова, Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми о возложении обязанности по выполнению мероприятий по обеспечению условий доступа для маломобильных групп населения в учреждение, проведении финансирования.
В обоснование требований истец ссылается, что в ходе проведения проверки наблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов установлены нарушения по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к пользованию объектами ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова, расположенными по адресам: "адрес", что ограничивает конституционные права граждан с физическими особенностями на получение государственной социальной защиты.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 июля 2022 года исковое заявление удовлетворено.
На Государственное профессиональное образовательное учреждение "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова возложена обязанность в срок до 1 сентября 2023 года выполнить мероприятия по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, установленные приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр "Об утверждении СП 59.13330 "СНиП 35- 01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а также ГОСТ Р 51261-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования", утвержденные приказом Росстандарта от 17.11.2017 N 1772-ст, а именно:
- в столовой, учебных и спортивных корпусах, расположенных по адресу: "адрес": у двери универсальной кабины уборной установить на высоте от 1.2 до 1, 6 метра от уровня пола и на расстоянии 0, 1-0, 5 метра от края двери информационную табличку, выполненную рельефнографическим и рельефно-точечным способом: оборудовать санитарные узлы специальными устройствами для инвалидов: система тревожной сигнализации или система двухсторонней громкоговорящей связи, информационной табличкой, в соответствии с требованиями п. 6.3.6 СП 59.13330.2020; обеспечить пути движения маломобильных групп населения системой информации на объекте: визуальными, акустическими и тактильными; обустроить закрытые раздевальные с душем и унитазом в спортивном зале в соответствии с п. 6.3 СП 59.13330.2020; оборудовать санитарно-бытовые помещения для маломобильных групп населения в столовой (помещение N в соответствии с техническим планом) и в учебном корпусе в соответствии с требованиями п. 6.3 СП 59.13330.2020;
- в здании, распложенном по адресу: "адрес":нанести контрастную расцветку поручней пандуса; расширить разворотную площадку пандуса до нормативного размера 1, 5 метра; привести ширину проступай лестницы в нормативное состояние от 0.35 до 0, 4 метра, нанести контрастную разметку поручней; оборудовать вход в жилой блок и жилые помещения дверными блоками с шириной отворяющейся створки не менее 0, 9 метра, обустроить пороги дверных проемов высотой не более 0. 014 м; привести санитарные узлы в соответствии с требованиями п. 6.3.6 и п. 63.7 СП 59.13330.2020; нанести контрастную маркировку на прозрачных полотнах дверей входной группы.
На Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми возложена обязанность в срок до 1 марта 2023 года профинансировать проведение Государственным профессиональным образовательным учреждением "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова мероприятий по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, установленные приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр "Об утверждении СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а также ГОСТ Р 51261-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 8 сентября 2022 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 июля 2022 года отменено, вынесено новое решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований.
В кассационном представлении прокурор Республики Коми на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 8 сентября 2022 года оспаривает законность судебного акта по основаниям несоответствия выводов суда, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок, а также здания, расположенные по адресам: г. Сыктывкар, "адрес" входят в казну Республики Коми и переданы в оперативное управление ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова.
Функции и полномочия учредителя, главного распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности Гимназии, осуществляет Министерство образования, науки и молодежной политики по TOC \o "1-5" \h \z Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 22 апреля 2016 года N 211 утверждена программа Республики Коми "Доступная среда", целью которой является создание правовых, экономических и институциальных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Во исполнение указанной Программы 26 августа 2019 года директором ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова на основании анкет (информации об объектах), актов обследования и решений Комиссии были утверждены паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры зданий (помещений) учебного корпуса ("адрес"), спальных корпусов ("адрес") и концертного зала ("адрес") Гимназии, которыми все перечисленные объекты были признаны временно недоступными для всех категорий инвалидов, утверждены решения по срокам и объемам работ, необходимых для их приведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, разработаны планы работ по поэтапному
Из материалов дела следует, что 28 июля 2021 года по требованию прокуратуры г. Сыктывкара от 22 июля 1021 года главным специалистом-экспертом Инспекции Госстройнадзора по г. Зыктывкару, Корткеросскому, Сыктывдинскому и Усть-Куломскому районам совместно с представителем прокуратуры г. Сыктывкара был проведен осмотр зданий ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова с целью определения их соответствия требованиям, предъявляемым Федеральным законодательством, осмотрены: территория, входная группа, жилое помещение интерната, помещения санитарных узлов, столовая, спортивный зал.
По итогам осмотра установлено, что доступ маломобильных граждан в помещения Гимназии не соответствуют требованиям, предъявляемым СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", о чем составлено информационное письмо от 28 июля 2021 года.
На основании указанного письма и.о. прокурора г. Сыктывкара 14 октября 2021 года в интересах неопределенного круга лиц предъявлено в суд исковое заявление к ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова и Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми о понуждении к устранению выявленных нарушений в срок до 1 сентября 2022 года.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что часть выявленных нарушений, указанных прокурором при подаче иска, ответчиком устранена, в связи с чем прокурор уточнил свои требования.
Кроме того, с целью проверки технической возможности выполнить требуемые прокурором работы судом первой инстанции назначена судебностроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам АНО "БТЭ при ТПП РК".
Согласно экспертному заключению N от 30 марта 2022 года объекты, расположенные в здании ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми им. Спиридонова Ю.А. по адресу: "адрес" технически возможно (частично) привести в соответствие с СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2017 без нарушения иных норм и правил, в том числе строительных и пожарных, для обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: произвести контрастную расцветку поручней, горизонтальную разворотную площадку на повороте пандуса; ширину проступи лестницы; контрастную расцветку поручней; ширину отворяющейся створки на входе в жилой блок, а также высоту порога; ширину одностворчатых дверных блоков и высоту порога; размер душевой и туалета; контрастную маркировку на прозрачных полотнах дверей. В то же время указано, что по адресу: "адрес" технически невозможно сделать, либо не требуется: увеличение дверного проема ведущего в учебный блок помещений "Академия юных талантов"; изменение универсальной кабины уборной; установления центральных двусторонних поручней в середине лестничного марша; нанесение контрастной маркировки на полотне дверей жилых помещениях интерната. В здании ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми им.
Спиридонова Ю.А. по адресу: "адрес" технически возможно (частично) привести в соответствие с СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2017 без нарушения иных норм и правил, в том числе строительных и пожарных для обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: установить информационную табличку около двери в уборную; оборудовать санитарные узлы жилых помещений интерната специальными устройствами для инвалидов; установить тактильно-контрастные предупреждающие указатели на всех путях движения; закрыты раздевальные с душем и унитазом в спортивном зале; санитарно-бытовые помещения в столовой, санитарно-бытовые помещения в учебном корпусе технически невозможно сделать, либо не требуется установление системы тревожной сигнализации в универсальной кабине уборной; пассажирские лифты и подъемные платформы; ограждения с поручнями в жилых помещениях интерната на входных группах и лестницах внутри.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конвенции о правах инвалидов, нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", исходил из того, что несоблюдение требований законодательства, в частности требований положения Свода правил СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18. 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
Проверяя законность решения суда, судебная коллегия не согласилась с выводами о наличии правовых оснований для возложения на ответчика по иску прокурора обязанности устранить выявленные нарушения в судебном (принудительном) порядке исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, здание по "адрес" (учебный корпус) было построено в 1961 году, здание по "адрес". 28/1 (спальные корпуса) - в 1999 году.
В рамках республиканской Программы "Доступная среда" по срокам реализации в 2016-2025 годах (этапы не выделяются) по Подпрограмме 1 ("Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", сроки реализации - 2022-2025 годы) мероприятия по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова и предоставляемым в них услугам, а именно, разработка проектно-сметной документации для строительства/реконструкции/капитального ремонта в соответствии с требованиями нормативно-технических документов в сфере обеспечения доступности, осуществление строительства/реконструкции/капитального ремонта объектов, создание условий индивидуальной мобильности для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, ремонтные работы на территории объектов с целью их приспособления под нужды МГН, приобретение технических средств адаптации (тактильные средства навигации и предупреждения, мнемосхем, табличек Брайля), ремонтные работы зданий, включая реконструкцию санитарно-гигиенических помещений, обеспечение объектов системой оповещения о чрезвычайных ситуациях и эвакуации с учетом особенностей восприятия, то есть все работы, о проведении которых с установлением срока до 1 сентября 2022 года заявлено прокурором и до 1 сентября 2023 года удовлетворено судом, запланированы к проведению в срок до конца 2025 года.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Коми и средств бюджета муниципального образования по установленным источникам и объемам, что соответствует Республиканской Программе "Доступная среда".
При этом ни прокурором, ни судом первой инстанции не приведено оснований для возложения на ответчиков обязанности по проведению указанных работ в более ранний период, чем это запланировано Программой и Паспортами доступности объектов, а также доводов о том, почему установленные в рамках реализации Подпрограммы 1 Программы "Доступная среда" сроки проведения требуемых мероприятий нарушают права инвалидов и не соответствуют требования Федерального закона "О социальной защите инвалидов", то есть являются неприемлемыми.
Гимназией в материалы дела представлены доказательства "разумного приспособления" принадлежащих ей объектов для обеспечения в них доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а также принимаемых мерах к обеспечению необходимого уровня доступности маломобильных групп населения 2-тем установки пандусов для обеспечения доступа инвалидов в Гимназию, членению размеров разворотной площадки пандуса в Академию юных талантов Печорская, 28/1), устранению перепадов высот пола площадки пандуса с дверным проемом в Академию, установлению кнопки вызова и контрастной маркировки, оборудования универсальной кабины уборной на первом также главного корпуса, оборудовании парковочного места для инвалидов на стоянке автотранспорта.
Кроме того, по заявке ГПОУ "Гимназия искусств три Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова ООО "Строй Контроль Сервис" разработан проект по капитальному ремонту внутренних помещений спального корпуса А по "адрес", включающий в себя раздел 10 Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", а также проведено согласование устроенных пандуса и поручней на лестнице главного входа в здание Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в "адрес" (бывший спальный корпуса А), плана тамбура и плана санузла с КРО "Всероссийское общество инвалидов".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что по существу своих требований прокурор, заявляя о возложении на ответчиков в принудительном порядке обязанности провести весь перечень мероприятий по доступности объектов, принадлежащих ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова, МГН ставит вопрос об изменении сроков проведения данных мероприятий, установленных в Паспортах доступности данных ОСИ и Республиканской программе "Доступная среда", при этом не мотивируя, какие именно права и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых подано заявление, нарушаются ответчиком в настоящее время, какой закон в данном случае регулирует возникшие правоотношения, чем именно обусловлено его вмешательство в реализацию республиканской программы, финансируемой в установленном порядке из бюджетных ассигнований.
Ссылка на исключительные обстоятельства, обосновывающие изменение сроков реализации Республиканской программы "Доступная среда", в решении суда отсутствует.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы суда апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого судебного постановления. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судом апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.
Несогласие истца с толкованием судом норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, не может являться основанием для отмены правильного по существу судебного постановления.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 8 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.