Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО3 на решение Василеостровского районного суда города "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес" о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
заслушав доклад судьи Шлопак С.А, выслушав объяснения ФИО3, поддержавшего кассационную жалобу, объяснения представителя ответчика по доверенности ФИО9, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к УПФР в "адрес", с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс), просил отменить решение УПФР в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и решение от ДД.ММ.ГГГГ N, принятое во изменение указанного решения, обязать включить, помимо принятых к учету пенсионных органов периодов: в общий трудовой стаж в льготном исчислении и в льготный стаж РКС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды обучения в Интинском Индустриальном техникуме, в льготный стаж РКС период работы в должности ученика горнорабочего в Шахте "Капитальная" концерна "Интауголь" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготный стаж по Списку 1 в льготном исчислении и в льготный стаж РКС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ученик электрослесаря подземного, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ- ученик горномонтажника подземного, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ученик машиниста горных выемочных машин, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - машинист горных вымоечных машин 5 разряда; службы в Советской Армии в "адрес" в льготном исчислении и в льготный стаж РКС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в льготный стаж по Списку 1 в льготном исчислении и в льготный стаж РКС в Шахте "Восточная" концерна "Интауголь" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - машинист горных выемочных машин 5 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - участковый горный нормировщик, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - машинист горных выемочных машин 5 разряда; в льготный стаж РКС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - машинист горных выемочных машин 5 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - участковый горный нормировщик, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - машинист горных выемочных машин 5 разряда: в льготный стаж по Списку 1 в льготном исчислении период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста горных выемочных машин
5 разряда; в общий стаж в льготном исчислении и в льготный стаж РКС в Центре занятости населения в "адрес" Республики Коми период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготный стаж РКС периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в Шахте "Интинская" ОАО "Компания "Интауголь" периоды работы в должности начальника смены производственной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в льготный стаж по Списку 1 в льготном исчислении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в расчет льготного стажа РКС; также включить в общий страховой стаж периоды работы в ЗАО "Конто" в должности трейдера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Также истец просил обязать ответчика произвести расчет пенсионных прав и льгот в соответствии с требованиями действующего законодательства, произвести расчет возраста с учетом одновременно двух имеющихся стажей - по Списку N и стажу работы в РКС, то есть произвести двойное снижение возраста, обязать ответчика произвести перерасчет ИПК с учетом всех периодов, с учетом положенных индексаций и валоризации, обязать ответчика выплатить суммы пенсионного обеспечения с момента возникновения права на получении пенсии, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины и на подготовку документов.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что обратился в УПФР в Василеостровском районе г.Санкт-Петербурга с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям продолжительностью 15 лет и в связи с работой не менее 10 лет на подземных работах, однако вышеуказанными решениями пенсионного органа в назначении пенсии отказано, поскольку отсутствует необходимый стаж, что по мнению истца, является незаконным, нарушает его пенсионные права.
Решением Василеостровского районного суда г.Санкт-Петербурга от 15 декабря 2021 г. исковые требования ФИО3 удовлетворены частично.
На ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж истца службу в рядах Советской Армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в общий страховой стаж период работы в ЗАО "Конто" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса произведена замена ответчика на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и "адрес" (далее - ОПФР по Санкт-Петербургу и "адрес").
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Василеостровского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Принято по делу новое решение.
На ответчика возложена обязанность включить ФИО3:
в общий страховой стаж:
- периоды обучения в Интинском индустриальном техникуме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении; периоды работы в ЗАО "Конто" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении;
в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":
периоды работы в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении;
в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":
периоды работы на шахте "Капитальная" концерна "Интауголь" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в полуторном исчислении;
периоды работы на шахте "Восточная" концерна "Интауголь" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в полуторном исчислении;
период службы в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении.
На ответчика возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии ФИО3 с момента назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ с учетом включенных периодов.
С Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и "адрес" в пользу ФИО3 взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика на Государственное учреждение - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес".
В кассационной жалобе ФИО3 просит об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам гражданского дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по достижении 45-летнего возраста обратился в УПФР в "адрес" с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 30, пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ решением УПФР в "адрес" ФИО3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, необходимых для назначения пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного частью 2 статьи 33 вышеназванного закона. При этом указано, что право на льготное пенсионное обеспечение согласно пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ у ФИО3 возникнет по достижении возраста 50 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в "адрес" принято решение об отказе в назначении ФИО3 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, необходимых для назначения пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного частью 2 статьи 33 вышеназванного закона, также указано на то, что право досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" у ФИО3 возникнет по достижении возраста 50 лет и величины ИПК, определенной на дату установления страховой пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ
Данным решением пенсионного органа установлено, что при подсчете стажа работы в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ могут быть учтены следующие периоды работы, подтвержденные в установленном действующим законодательством порядке:
Шахта "Капитальная" концерна "Интауголь", в должности ученика
горнорабочего, ученика электрослесаря подземного, электрослесаря подземного, ученика горномонтажника подземного, горномонтажника подземного, ученика машиниста горных выемочных машин подземного, машиниста горных выемочных машин подземного: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС); Шахта "Восточная" концерна "Интауголь", в должности машиниста горных выемочных машин подземного, участкового горного нормировщика, заместителя начальника подземного участка: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1, РКС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 1); ОАО "Марганец Коми" (РКС): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
Шахта "Интинская" ОАО "Компания "Интауголь", в должности начальника смены производственной службы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Список 2, РКС).
Итого: стаж работы в РКС календарно составляет 07 лет 07 месяцев 26 дней, стаж работы по Списку N составляет 07 лет 01 месяц 05 дней. Стаж по Списку 1 с учетом РКС составляет 10 лет 07 месяцев 22 дня.
Пенсионный орган также указал, что период обучения в Интинском индустриальном техникуме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть учтен в стаж работы в районах Крайнего Севера, так как это не предусмотрено Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
В период действия Закона ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в северных районах время их действительной срочной военной службы в этих районах засчитывалось в стаж работы, дающей право на досрочно назначаемую пенсию за работу на Крайнем Севере, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в северных районах.
Следовательно, если поступление указанных лиц на работу на Крайнем Севере имело место до ДД.ММ.ГГГГ, то предшествующая ей военная служба может быть засчитана в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Соответственно если окончание военной службы и (или) поступление на работу имело место позднее, оснований для включения военной службы в указанный стаж не имеется.
Таким образом, период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть учтен в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Согласно пункту 5 "Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков". Таким образом, не подлежат зачету в специальный стаж периоды:
предварительного обучения в УУК (техминимум): 3 рабочих дня в июне 1987 г, 6 рабочих дней в мае 1990 г, 2 рабочих дня в декабре 1990 г, 1 рабочий день в январе 1991 г, 2 рабочих дня в марте 1991 г, 3 рабочих дня в августе 1991 г, 3 рабочих дня в феврале 1994 г, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
забастовки - 7 рабочих дней в марте 1991 г.;
исполнения гособязанностей: 3 рабочих дня в октябре 1991 г, 1 рабочий день в ноябре 1991 г, 2 рабочих дня в мае 1994 г.;
отпусков без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
проезда к месту отдыха и обратно с ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 вышеуказанного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, не подлежат зачету в специальный стаж в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы: в Шахта "Восточная" концерна "Интауголь" в должности машиниста горных выемочных машин подземного, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в данный период имел место перевод на другую должность.
Период работы в Шахте "Интинская" ОАО "Компания "Интауголь" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника смены производственной службы не может быть учтен в специальный стаж по Списку N, так как в данный период заявитель работал по Списку N, что подтверждено результатами документальной проверки и сведениями индивидуального лицевого счета.
Таким образом, из требуемых 20 лет общего страхового стажа работы для назначения досрочно страховой пенсии по старости в соответствии п. 6 ч. 1 ст. 32, с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ заявителем подтверждено 14 лет 06 месяцев 07 дней. Страховой стаж, рассчитанный с учетом части 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ по нормам Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с учетом службы в армии и работы в РКС в двойном размере), в рамках ч. 8 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ составил 20 лет 02 месяца 08 дней.
Из требуемых 15 лет стажа в районах Крайнего Севера, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ подтверждено документально 07 лет 07 месяцев 26 дней.
Из требуемых 10 лет стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" подтверждено документально 10 лет 07 месяцев 22 дня.
По изложенным основаниям, пенсионным органом принято решение об отказе в назначении истцу досрочно пенсии по вышеперечисленным основаниям.
Оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований, в части включения в специальный стаж истца службы в рядах Советской Армии в периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в общий страховой стаж периода работы в ЗАО "Конто" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказав в удовлетворении остальной части иска.
Проверяя законность решения суда, судебная коллегия не согласилась с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом N 400-ФЗ.
Положениями статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, в страховой стаж наравне с периодом работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями указанного Федерального закона, засчитываются, в том числе: период прохождения военной службы, а также для приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних иен. Государственной противопожарной службе, органах по контролю ю оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и: органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнению Российской Федерации, и их семей";
период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
период получения пособия по безработице, период участия, оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
Периоды, предусмотренные частью 1 данной статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 указанного Федерального закона (ч.2 ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ. после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 109 Постановления Совмина ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (подпункт "и");
служба в составе Вооруженных Сил ФИО5 и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при ФИО1, Министерства охраны общественного порядка ФИО5, министерств охраны общественного порядка союзных республик. Министерства внутренних дел ФИО5, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке (подпункт "к").
При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил ФИО5, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Судебная коллегия согласилась с доводами апелляционной жалобы истца о том, что оспариваемое решение суда первой инстанции не содержит выводов относительно части заявленных требований о включении спорных периодов в общий страховой и специальный стаж, и пришла к выводу об удовлетворении требований истца о включении в общий страховой стаж периода обучения в Интинском индустриальном техникуме, по следующим основаниям.
Несмотря на отсутствие таких сведений в трудовой книжке истца, согласно представленной архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ N, истец ДД.ММ.ГГГГ принят на работу учеником горнорабочего и уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием временной работы.
При этом истец был зачислен в число студентов 1 курса дневного отделения Интинского индустриального техникума ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, периоду его обучения предшествовала работа в качестве рабочего, и с учетом пп. "и" п. 109 Постановления Совмина ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N, периоды обучения истца в Интинском индустриальном техникуме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в общий страховой стаж.
Данные периоды, как правильно указано в апелляционном определении, подлежат включению в общий страховой стаж в календарном исчислении, поскольку в силу положений ст. 94 действующего на тот момент Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в полуторном исчислении подлежали учету только периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то есть время фактического осуществления трудовой деятельности в соответствии с трудовым законодательством.
Оснований для включения в общий страховой стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд первой инстанции правомерно не усмотрел, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 указанного Федерального закона, засчитываются, в том числе, период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
Исходя из указанной нормы, для включения спорного периода в страховой стаж недостаточно быть зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного, необходимо в этот период получать пособие по безработице.
При этом, согласно представленной в материалы дела справке ГУ РК "ЦЗН "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N, истец состоял на регистрационном учете в целях поиска работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Период получения пособия по безработице, засчитываемый в страховой стаж, составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в общий страховой стаж, поскольку в указанный период истцу не выплачивалось пособие по безработице, период выплаты истцу пособия по безработице был включен пенсионным органом в общий страховой стаж.
Периоды работы истца в ЗАО "Конто" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены судом первой инстанции в общий страховой стаж истца.
При рассмотрении требований истца о включении периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, суд апелляционной инстанции учел следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ (в редакции, действующей на дату обращения за назначением пенсии), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ;
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявленные истцом периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 23 мая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с 1 марта г. по ДД.ММ.ГГГГ включению в специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ не подлежат по следующим основаниям.
Истец указывал, что в данные периоды он работал в должностях ученика горнорабочего, ученика электрослесаря подземного, ученика горномонтажника поземного, ученика машиниста горных выемочных машин.
Согласно положениям как ныне действующего пенсионного законодательства, так и пенсионного законодательства, действующего по состоянию на указанные периоды, работой признается трудовая деятельность на основании трудового договора (то есть в порядке, предусмотренном трудовым законодательством) или на основании гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (то есть в порядке гражданского законодательства).
Однако, согласно представленной в материалы дела архивной справки работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N, указанные периоды предварительного обучения в УКК (техминимум) были проведены не в рамках осуществления истцом трудовой деятельности, а в рамках производственной практики в период обучения в Интинском индустриальном техникуме.
Представленная в материалы дела трудовая книжка также не содержит сведения о данных периодах как о производственной практике, ссылок на трудовое законодательство, в том числе, на действующий на тот момент Кодекс законов о труде Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ записи в трудовой книжке истца не содержат, ни в качестве оснований для принятия на должность, ни в качестве оснований для увольнения, имеются только ссылки на "окончание производственной практики".
При этом, согласно статье 36 действующего на тот момент Закона ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании", производственная практика учащихся средних профессионально- технических училищ является важной составной частью профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров. Производственная практика проводится на передовых предприятиях, в объединениях, организациях, в цехах, на участках и рабочих местах, оснащенных современной техникой, с прогрессивной технологией и высоким уровнем организации труда.
Производственная практика осуществляется в соответствии с Положением о производственной практике учащихся средних профессионально-технических училищ, утверждаемым в установленном порядке Государственным комитетом ФИО5 по профессионально- техническому образованию.
Согласно п. 1.4. Положения о производственной практике учащихся средний профессионально-технических училищ, подготавливающих квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, связи, торговли, общественного питания и отраслей, обслуживающих население, утвержденного приказом Государственного комитета ФИО5 по профессионально-техническому образованию от ДД.ММ.ГГГГ N, продолжительность рабочего дня учащегося на производственной практике определяется соответственно недельной учебной нагрузке по производственному обучению, предусмотренной учебным планом по профессии, но не свыше продолжительности рабочего дня, установленного законодательством; в производствах и на работах, перечисленных в "Списке производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет", утвержденном Постановлением Госкомтруда ФИО5 и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N/П-9, с изменениями, внесенными в этот список Постановлением Госкомтруда ФИО5 и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N/П-6, не свыше 4-х часов в день.
Из указанных нормативных актов, действующих на момент прохождения истцом производственной практики, продолжительность занятости на подземных работах для учащихся, проходящих производственную практику, на должно было превышать 4-х часов в день, что также не позволяет зачесть спорные периоды в специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку отсутствуют доказательства выполнения работы в течение полного рабочего дня.
Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку согласно архивной справке работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N в указанные периоды истец находился в отпусках без сохранения заработной платы, следовательно, трудовой деятельностью не занимался, должностные обязанности не исполнял.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не подлежит включению в специальный стаж, поскольку согласно вышеуказанной архивной справке в данный период истцу предоставлялись дополнительные дни для проезда к месту отдыха и обратно, доказательств того, что указанные дни были включены в ежегодный очередной отпуск, а равно доказательств, что указанные дни были оплачены работодателем, в материалы дела не представлено, таких сведений вышеуказанная архивная справка не содержит, несмотря на указание оплаты иных периодов.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку согласно архивной справки работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N, в указанный период истец исполнял обязанности по должности инженера по нормированию от дед о нормирования трудозатрат дирекции по экономике, то есть фактически занимал должность, которая не предусмотрена Списком N производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку согласно архивной справки работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N, в указанный период истец работал начальником смены производственной службы, то есть занимал должность, предусмотренную Списком N производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (позиция 20101006- 24043 - начальники смен), что могло бы быть включено в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального N 400-ФЗ, однако, таких требований истцом не заявлено.
Вместе с тем, периоды прохождения истцом после устройства на работу предварительного обучения в УКК (техминимум) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку прохождение соответствующего инструктажа по технике безопасности являлось обязательной частью трудовой деятельности истца как работника горной промышленности. При этом, согласно представленным в материалы дела архивным справкам от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N за указанные периоды обучения истцу была начислена оплата труда.
По аналогичным основаниям в специальный стаж подлежат включению периоды исполнения истцом государственных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно архивной справке, данные периоды также были оплачены работодателем.
Вышеуказанные периоды, как указано судом апелляционной инстанции, подлежат включению в специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ в полуторном исчислении с учетом действующих на тот момент положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", после указанные периоды проходили в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях.
Период службы истца в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен судом первой инстанции в специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части включения периодов работы в специальный стаж по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ, как работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Исходя из положений пп. "и" п. 109 Постановления Совмина ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", периоды обучения в средних специальных учебных заведениях (техникумах), при условии, что этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил ФИО5 или иная служба, подлежат включению в общий страховой стаж.
Порядок включения дополнительных периодов в специальный стаж отдельно предусмотрен п. 109 Постановления Совмина ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности периоды, указанные в подпунктах "к" (служба в составе Вооруженных Сил ФИО5 и т.п.) и "л" (пребывание на каторге, в тюрьме или крепости, в ссылке или высылке за революционную деятельность при буржуазных правительствах; время отстранения при этих правительствах от работы по политическим причинам), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з" (обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования), приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Исходя из указанных положений период учебы истца в Интинском индустриальном техникуме (пп. "и" п. 109 Постановления Совмина ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N) действующим на тот момент законодательством не был предусмотрен для включения в специальный стаж при назначении на льготных условиях, в связи с чем, данные требования истца не подлежат удовлетворению.
Кроме того, в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям приравнивается именно работы, то есть осуществление трудовой функции в порядке трудового законодательства, в связи с чем, период обучения в техникуме в данный специальный стаж включению не подлежит.
Периоды предварительного обучения истца в УКК (техминимум) при прохождении производственной практики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как было указано выше, не подлежат включению в специальный стаж, поскольку представляют собой часть процесса обучения, а не трудовой деятельности.
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что не подлежат включению в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 5 мая 1 по ДД.ММ.ГГГГ, дополнительные дни проезда к месту отдыха с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку трудовую деятельность в указанные периоды истцом не осуществлялась.
Периоды регистрации истца в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 5 декабря 2 по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период службы в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не подлежат включению в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Исходя из положений ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях признаются лица, работающие по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, для включения в соответствующий специальный стаж какого-либо периода в указанный период в природно-климатических условиях Крайнего Севера непосредственно должна осуществляться именно работа, то есть выполнение трудовых обязанностей.
Период, когда человек не работал, но имел право на получение каких-либо государственных гарантий, в том числе, получал пособие по безработице, не подлежит включению в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, ввиду отсутствия правовых оснований.
Кроме того, положениями ст. 12 действующего на тот момент Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных пенсиях в Российской Федерации", прохождение военной службы в качестве работы, приравненной к работе на Крайнем Севере, предусмотрено не было.
Указанным нормативным актом были разделены понятия общего трудового стажа и специального трудового стажа, дающего право на льготное назначение пенсии по старости, и в соответствии с прямым указанием ст. 90 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, военная служба подлежала включению только в общий трудовой стаж.
Однако, апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периодов прохождения истцом после устройства на работу предварительного обучения в УКК (техминимум с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периодов исполнения истцом государственных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно архивным справкам работодателя данные периоды проходили в течение исполнения истцом должностных обязанностей, прохождение соответствующего инструктажа по технике безопасности являлось обязательной частью трудовой деятельности, за указанные периоды истцу была начислена оплата.
Периоды освобождения истца от работы в день сдачи крови, а равно периоды предоставления истцу дополнительных "донорских" дней к отпуску с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по мнению судебной коллегии, также подлежат включению в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам, как государства, так и организаций независимо от форм собственности, что также закреплено в ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней", работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Таким образом, требования истца в части возложения на ответчика обязанности включить в общий страховой стаж, специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, специальный стаж по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ подлежат частичному удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что отказ пенсионного органа включить вышеуказанные периоды в общий страховой и специальный стаж не привел к нарушению права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку даже при включении вышеуказанных периодов на момент обращения истца ДД.ММ.ГГГГ за назначением страховой пенсии по старости досрочно по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ у истца отсутствовал необходимый возраст (50 лет), а для назначения страховой пенсии по старости досрочно по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ у истца отсутствовала необходимая продолжительность специального стажа (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет).
Доводы истца о необходимости применения положений ст. 33 Федерального закона N 400-ФЗ о суммировании стажа и двойном снижении возраста отклонены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 указанного Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в случае если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.
Поскольку специальный стаж работы истца по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ полностью выработан истцом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оснований для суммирования указанного стажа с аналогичными периодами работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Однако, как было указано выше, даже при включении дополнительно установленных судом апелляционной инстанции периодов, подлежащих включению в стаж работы в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительность такого стажа истца составляет менее 15 лет, в связи с чем, оснований для уменьшения на пять лет возраста, установленного для досрочного назначения страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, также не имеется.
Таким образом, после обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно, пенсионным органом правомерно было разъяснено истцу его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ при достижении возраста 50 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании апелляционной инстанции стороны подтвердили, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена страховая пенсия по старости досрочно на основании п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
При таких обстоятельствах установленные судебной коллегией ко включению в общий страховой и специальный стаж истца периоды подлежат учету пенсионным органом при определении размера пенсии истца, а, следовательно, требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии подлежат удовлетворению с учетом подлежащих включению периодов и даты назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ
Довод заявителя о том, что апелляционное определение не содержит выводов по требованию о включении периодов его работы в стаж работы в районах Крайнего Севера, противоречит содержанию апелляционного определения, в котором изложены требования истца и правовые основания, по которым иск частично удовлетворен.
Согласно доводам кассационной жалобы истца, в уточненном исковом заявлении указал на то, что он отказывается от исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда, однако, по его мнению, апелляционная инстанция необоснованно указала на наличие оснований для отказа в иске в данной части.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что судом первой инстанции производство по делу в указанной части требований не прекращалось, обоснованно рассмотрел заявленные требований по существу. Учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", апелляционная инстанция указала, что, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса.
Все доводы и доказательства, приводимые сторонами в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку нарушений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Василеостровского районного суда города г.Санкт-Петербурга от 15 декабря 2021 года в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 08 сентября 2022 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 08 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.