Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Замарацкой Е.К, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5180/2022 по иску прокурора Бабаевского района Вологодской области, действующего в интересах Макаровой Надежды Михайловны, к казённому учреждению Вологодской области "Центр социальных выплат" о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату газового отопления по кассационной жалобе казённого учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 7 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, выслушав объяснения представителя казённого учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" Гурина Ю.Ю, действующего по доверенности от 12 августа 2022 г, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бахтиной Н.И, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Бабаевского района Вологодской области, действующий в интересах Макарова Н.М, обратился в суд с иском к казённому учреждению Вологодской области "Центр социальных выплат", просил возложить обязанность назначить и выплатить Макаровой Н.М, как ветерану труда Вологодской области, ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату газового отопления в размере 50 процентов.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 20 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований прокурора Бабаевского района Вологодской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 7 декабря 2022 г. решение Вологодского городского суда Вологодской области от 20 июня 2022 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Макаровой Н.М. удовлетворены, на ответчика возложена обязанность назначить и выплатить Макаровой Н.М. с февраля 2021 года ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов компенсации услуги отопления.
В кассационной жалобе казённого учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" ставится вопрос об отмене апелляционного определения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Макарова Н.М. является ветераном труда Вологодской области, проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" (далее - жилой дом), не имеющем централизованного отопления и газоснабжения, оборудованном автономной системой отопления с использованием газового котла и емкости для хранения сжиженного газа (газгольдера).
Используемый для работы автономной системы отопления сжиженный газ Макарова Н.М. приобретала по договору поставки сжиженного газа сливом в автономную систему теплогазоснабжения от 24 июня 2019 г. N N, заключенному с ООО "Еврогаз" (в качестве заказчика, абонента в договоре обозначен супруг истца Макаров Г.Н.). Данный договор расторгнут соглашением от 21 сентября 2022 г.
Порядок поставки газа (сжиженный углеводородный газ) определен разделом 2 договора, согласно которому поставка сжиженного углеводородного газа производится по отдельным заявкам абонента на условиях предварительной оплаты с оформлением накладной либо универсального даточного документа.
В марте 2021 года Макарова Н.М. обратилась в территориальный филиал (филиал по Бабаевскому району) к казённому учреждению Вологодской области "Центр социальных выплат" за получением ежемесячной денежной компенсации за оплату газового отопления, предусмотренной Законом Вологодской области от 1 июня 2005 г. N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" (далее ? Закон Вологодской области от 1 июня 2005 г. N 1285-ОЗ), до настоящего времени соответствующие выплаты ответчиком не произведены.
В целях осуществления расчёта Макаровой Н.М. размеров денежных компенсации расходов на оплату газоснабжения при использовании сжиженного газа казённым учреждением Вологодской области "Центр социальных выплат" 30 марта 2021 г, 4 июня 2021 г, 15 июля 2021 г. направляло в ООО "Еврогаз" соглашение об информационном взаимодействии.
17 сентября 2021 г. ответчику поступил отказ ООО "Еврогаз" заключить соглашение в связи с тем, что общество не осуществляет начисление населению платежей за жилищно-коммунальные услуги.
15 октября 2021 г. казённое учреждение Вологодской области "Центр социальных выплат" направило письмо на имя главы Бабаевского муниципального района в целях оказания содействия с выбором организации, имеющей возможность заключить соглашение об информационном взаимодействии, для расчёта Макаровой Н.М. компенсаций расходов на оплату отопления (газового).
Согласно письму Департамента социальной защиты населения Вологодской власти от 9 декабря 2021 г. исх. N ЗП.21-0394/2 до настоящего времени казённое учреждение Вологодской области "Центр социальных выплат" не заключило информационных соглашений с организациями, осуществляющими начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, в связи с чём ответчиком не производится соответствующая социальная выплата Макаровой Н.М.
22 декабря 2021 г. в адрес казённого учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" внесено представление прокурора об устранении нарушения права Макаровой Н.М. на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату газового отопления.
В ответе казённого учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" от 26 января 2022 г. на представление прокурора сообщено, что Макарова Н.М. не является получателем коммунальных услуг по отоплению и газоснабжению жилого дома, в связи с чем у нее отсутствует право на такую компенсацию, факты нарушения ее прав не подтвердились.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 1, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 3 Закона Вологодской области от 1 июня 2005 г. N 1285-ОЗ, пунктами 2.16, 2.22 Порядка предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 16 апреля 2010 г. N 402, пунктами 1, 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354), пунктами 1, 5, 6 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (далее - Правила поставки газа N 549), исходил из того, что договор поставки сжиженного газа не является договором предоставления коммунальной услуги, поскольку не предусматривает круглосуточное газоснабжение абонента и не определяет ежемесячного расчётного периода с ежемесячным выставлением платежных документов.
Установив, что поставка газа истцу производится по отдельным заявкам на условиях предварительной оплаты с оформлением передаточного документа, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Макарова Н.М. не является потребителем коммунальной услуги по газоснабжению, в связи с чем у нее отсутствует возможность реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда указала, что осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям коммунального ресурса (к которому относится и газ) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий жилых помещений в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) относится к коммунальной услуге, пришла к выводу, что наличие в жилом помещении газового котла даёт право на получение льготной категории лиц ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату газового отопления.
Реализация меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не может ставиться в зависимость от незаключенных ответчиком информационных соглашений с организациями, осуществляющими начисление населению платежей за жилищно-коммунальные услуги, и не является безусловным основанием для отказа в установлении и последующей выплате компенсаций, право на которые Макаровой Н.М. предоставлено субъектом Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, проверяя законность и обоснованность судебного акта, полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, вышеуказанным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами
Подпунктом 5 статьи 2 Закона Вологодской области от 1 июня 2005 г. N 1285-ОЗ предусмотрена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определённого по показаниям приборов учёта, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учёта плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 3 части 2 статьи 3 Закона Вологодской области от 1 июня 2005 г. N 1285-ОЗ).
Согласно части 2 статьи 3 Закона Вологодской области от 1 июня 2005 г. N 1285-ОЗ лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления и не пользующимся мерами социальной поддержки по оплате отопления в форме ежемесячной денежной компенсации, выплачивается ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива в размере 5 000 руб.
Согласно части 3 статьи 3 Закона Вологодской области от 1 июня 2005 г. N 1285-ОЗ лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, проживающим в домах, не имеющих централизованного газоснабжения и не оборудованных стационарными электрическими плитами для приготовления пищи, выплачивается ежегодная денежная компенсация на приобретение сжиженного газа в размере 3 400 руб.
Правильно оценивая характеристики жилого помещения истца, не оборудованного центральным отоплением, отапливаемого бытовым сжиженным газом, снабженного газовым котлом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 154 Жилищного кодекса и части 2 статьи 3 Закона Вологодской области от 1 июня 2005 г. N 1285-ОЗ, пришёл к законному выводу, что ветеран труда Вологодской области Маркина Н.М. вправе получать ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату отопления в размере 50 процентов платы за коммунальную услугу.
С доводом кассационной жалобы о неприменении к спорным правоотношениям положений Правил представления коммунальных услуг N 354, поскольку отношения возникли при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, согласиться нельзя.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил представления коммунальных услуг N 354 указанные Правила не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа N 549.
Пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 предусмотрено, что они регулируют отношения по представлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Правила поставки газа N 549 регулируют, в том числе правоотношения между поставщиком газа и собственниками и пользователями жилых домов, оборудованных прибором учёта газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая приобретает у поставщика газ для оказания коммунальной услуги.
Правилами поставки газа N 549 не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа, являющимися исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами представления коммунальных услуг N 354, в том числе в части поставки бытового сжиженного газа.
Из анализа положений Жилищного кодекса, Правил поставки газа N 549, Правил представления коммунальных услуг N 354 следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа N 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами предоставления коммунальных услуг N 354.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец является получателем ежегодной денежной компенсации на приобретение сжиженного газа, предоставляемой региональным законодателем льготной категории лиц, проживающим в домах, не имеющих центрального газоснабжения и не оборудованных стационарными электрическими плитами для приготовления пищи, не исключает реализации истцом права на получение иной меры социальной поддержки по оплате отопления в форме ежемесячной денежной компенсации коммунальной услуги ввиду проживания в жилом доме, не имеющим центрального отопления, без использования твердого топлива.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии полномочий у ответчика производить расчёт ежемесячных платежей по каждому виду коммунальных услуг тождественны правовой позиции ответчика в суде апелляционной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, основанная на толковании норм федерального и регионального законодательства в системной взаимосвязи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 7 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу казённого учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.