Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при секретаре
Кулиевой К.А.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации с Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл", Публичного акционерного общества "Мобильные Телесистемы", Публичного акционерного общества "МегаФон" к Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании недействующим в части нормативного правового акта, по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл", по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Мобильные Телесистемы" на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" - ФИО15 представителя административного истца Публичного акционерного общества "Мобильные Телесистемы" - ФИО16 представителя административного ответчика Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики - ФИО18 представителя заинтересованного лица администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики - ФИО17 заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26 октября 2017 г. NС 36-1, опубликованным ДД.ММ.ГГГГ в официальном печатном издании " "данные изъяты"" N, утверждены Правила благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее также - Правила благоустройства).
В последующем в указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения.
Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 01 марта 2022 года N 26-8, опубликованным в " "данные изъяты"" N ДД.ММ.ГГГГ, также на Официальном сайте города Новочебоксарска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "данные изъяты", 02.03.2022, в названное решение внесены изменения.
В частности пункт 1.6 дополнен абзацами следующего содержания:
- Опора двойного назначения (далее - ОДН) - модернизированная конструкция высотой не более 30 метров, для возведения которой не требуется получение разрешения на строительство, и выполненная на базе других видов опор: наружного освещения, контактной сети, линий электропередачи.
- Антенно-мачтовое сооружение (далее - АМС) - общее название для антенной опоры высотой не более 50-ти метров, для возведения которой не требуется получение разрешения на строительство и использование опор: наружного освещения, контактной сети, линий электропередачи.
- Объекты сотовой связи (далее ОСС) - объекты связи (АМС, ОДН), в основе которых лежит сотовая сеть. Основная особенность сети заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций.
Подраздел 3.3.6 дополнен следующими пунктами:
- 3.3.6.6.
Схема размещения объектов сотовой связи, для возведения которых не требуется получения разрешения на строительство (далее - Схема размещения ОСС) разрабатывается и утверждается администрацией города Новочебоксарска Чувашской Республики, в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и опор, находящихся в муниципальной собственности и закрепленных на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями для возведения ОСС.
Порядок разработки, внесения изменений в Схему размещения ОСС и ее утверждение, осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным администрацией города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Проект Схемы размещения ОСС и внесение изменений в данную схему подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Размещение объектов сотовой связи (АМС, ОДН) осуществляется на основании Схемы размещения ОСС в соответствии с порядком, утвержденным администрацией города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Порядок размещения объектов сотовой связи, не требующих выдачи разрешения на строительство, на здании, строении, сооружении или земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации, и подразделом 3.3.6.7 настоящих Правил.
- 3.3.6.7.
Требования по размещению и эксплуатации для объектов сотовой связи, возведение которых не требует получения разрешения на строительство, распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Максимально допустимая высота АМС - менее 50 метров, максимально допустимая высота ОДН - менее 30 м.
Не допускается установка АМС и ОДН ближе, чем 200 метров друг от друга, в том числе и от существующих АМС и ОДН. Данное требование не распространяется на случаи полной загрузки существующих АМС и ОДН оборудованием базовой станции. Подтверждением полной загрузки АМС является официальный отказ владельца АМС в выдаче технических условий на размещение средств связи (оборудования базовой станции).
Не допускается установка АМС и ОДН ближе расстояния, равной высоте АМС и ОДН, от границ земельных участков, предоставленных для содержания и эксплуатации зданий общеобразовательных организаций, дошкольных учреждений и границ объектов жилых домов, гостиниц и общежитий.
Не допускается размещение АМС и ОДН в зонах рекреационного назначения и зонах особо охраняемых территорий.
Габаритные размеры оборудования должны быть минимально возможными.
Размеры климатических шкафов не должны превышать значений:
800 мм x 900 мм x 1000 мм.
Оборудование должно быть сгруппировано в одной горизонтальной плоскости по габаритам и расположено симметрично друг к другу относительно оси АМС.
Не допускается размещение оборудования на АМС ниже 2, 5 метров от уровня земли.
На АМС и ОДН должна быть нанесена маркировка.
Обязанность по нанесению маркировки и актуализации указанной в ней информации возлагается на эксплуатирующую организацию.
Маркировка должна размещаться в нижней части АМС, на высоте не более 2-х метров от уровня земли и иметь легкий доступ для чтения.
На маркировке должен быть указан идентификационный номер АМС, наименование и контактный телефон эксплуатирующей организации.
На АМС, ОДН и оборудовании не должно быть следов коррозии. Для защиты от коррозии все металлоконструкции должны быть оцинкованы или иметь защитное полимерное покрытие.
Оборудование, включая климатические шкафы и крепеж, должно быть окрашено в тон цвета опоры, за исключением информационных панелей, объективов видеокамер, солнечных панелей и т.п. В верхней трети допускается размещение оборудования светлых тонов серого или белого цвета.
Монтаж кабельных трасс предусматривать внутри сооружения связи. Допускается монтаж кабельных трасс по внешней стороне сооружения связи, при условии скрепления проложенных кабелей в жгуты или закрытия в короб. Окраска кабелей и элементов крепления должна осуществляться в цвет сооружения.
Допускается размещение оборудования вне опоры в подземных телекоммуникационных колодцах, в климатических шкафах на улице, в специально отведенных технологических зонах, в телекоммуникационных помещениях.
Общество с ограниченной ответственностью "Т2Мобайл" (далее - ООО "Т2 Мобайл") обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими абзац 4 пункта 3.3.6.6, абзацы 3, 4, 6-10, 15-17 пункта 3.3.6.7 Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, в редакции решения Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 01 марта 2022 года N 26-8.
В обоснование своего иска ООО "Т2Мобайл" указало, что, требования, изложенные в абзаце 4 п. 3.3.6.6 ограничивают права административного истца по проектированию и построению сооружений связи на территории г. Новочебоксарск, так как согласно указанной норме размещение объектов связи возможно только при условии их предварительного включения в схему размещения объектов сотовой связи, для возведения которых не требуется получения разрешения на строительство, а сама схема должна быть утверждена администрацией гор. Новочебоксарск. Приведенное требование отсутствует в федеральном законодательстве в области связи, в связи с чем устанавливаемые ограничения являются превышением полномочий административного ответчика. Требования, установленные в абзацах 3 и 4 пункта 3.3.6.7 Правил, к размещению сооружений связи делают невозможным их установку ни в одном из указанных мест, в то время, как установка базовых станций в этих местах крайне востребована. Более того, требования, не предусмотренные федеральным законодательством о связи, устанавливают ограничения права ООО "Т2Мобайл" на проектирование и построение объектов связи на территории г. Новочебоксарск, препятствуют реализации лицензионных требований. Абзацы 6-10, 15-17 пункта 3.3.6.7 Правил устанавливают ограничительные требования к средствам связи, размещаемым на сооружениях связи, чем ограничивают оператора связи в выборе используемого оборудования, а также способа проектирования связи.
Публичное акционерное общество "Мобильные Телесистемы" (далее ПАО "МТС") также обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими абзац 4 пункта 3.3.6.6 Правил и абзацы 3 и 4 пункта 3.3.6.7 Правил, приведя в обоснование своего иска доводы о том, что указанные нормы Правил противоречат нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, устанавливают дополнительные ограничения для размещения объектов связи на территории гор. Новочебоксарск, не учитывает особенности размещения объектов связи, интересы граждан города Новочебоксарск, а также затрудняет размещение объекта связи из-за требования по включению новых объектов в схему ОСС г. Новочебоксарск, которая в свою очередь подлежит утверждению на публичных слушаниях, что значительно усложняет процесс размещения объектов сотовой связи на территории города Новочебоксарск.
Кроме того, с административным иском о признании недействующим абзац 4 пункта 3.3.6.6, абзацы 3, 4, 6-10, 15-17 пункта 3.3.6.7 Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, в редакции решения Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 01 марта 2022 года N 26-8 в Верховный Суд Чувашской Республики обратилось Публичное акционерное общество "МегаФон" (ПАО "МегаФон"), приведя в обоснование административного иска доводы, аналогичные доводам, изложенным в административных исках исков ООО "Т2Мобайл" и ПАО "МТС".
Определениями суда административные исковые заявления ПАО "МегаФон" ООО "Т2Мобайл" и ПАО "МТС" объединены в одно производство.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 18 октября 2022 года отказано в удовлетворении административных исковых требований
- ООО "Т 2 Мобайл" о признании недействующим абзацы 4 пункта 3.3.6.6, абзацы 3, 4, 6-10, 15-17 пункта 3.3.6.7 Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.10.2017 N С 36-1 (в редакции решения от 01.03.2022 N С 26-8);
- ПАО "Мобильные телесистемы" о признании недействующими абзац 4 пункта 3.3.6.6, абзац 3 пункта 3.3.6.7, абзац 4 пункта 3.3.6.7 Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.10.2017 N С 36-1 (в редакции решения от 01.03.2022 N С 26-8);
- ПАО "МегаФон" о признании недействующими абзац 4 пункта 3.3.6.6, абзацы 3, 4, 6-10, 15-17 п. 3.3.6.7 Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.10.2017 N С 36-1 (в редакции решения от 01.03.2022 N С 26-8).
В апелляционной жалобе ООО "Т2 Мобайл" просит решение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 октября 2022 отменить, вынести новый акт, которым исковые требования ООО "Т2 Мобайл" удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что вывод суда об отнесении антенно-мачтовых сооружений к элементам благоустройства сделан без учета нормативного определения понятия "сооружения связи", установленного п.27 ст.2 Закона о связи, являющейся специальной нормой к общей норме, установленной п.38 ст.1 ГрК РФ, нарушив правила приоритета специальной нормы над общей, установленной действующей доктриной гражданского права в РФ. Обжалуемые нормы Правил благоустройства являются дополнительными запретами и ограничениями в осуществлении основной деятельности истца по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи и выполнению соответствующих лицензионных требований. Постановление Главного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N125 "О введении в действие СанПин 2.1.8/2.4.1383-03" включено в Постановление от 31.12.2020 32467 только в части пунктов 3.17, 3.19, 3.20-3.22, следовательно, остальные пункты СанПин 2.1.8/2.4.1383 не относятся в обязательным для исполнения нормам и ссылка на них в качестве обоснования законности позиции неправомерна. При этом пункты СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03 не содержат ограничений по удаленности сооружений связи как друг от друга, так и от жилых домов, образовательных учреждений. В других нормативно-правовых актах указанные ограничения также отсутствуют. Суд при вынесении решения применил закон, не подлежащий применению. Вопросы связи, в том числе касающиеся проектирования, построения, реконструкции, ввода в эксплуатацию и эксплуатацию сетей связи, относятся к исключительной компетенции Российской Федерации и подлежат регулированию федеральным законодательством и не входят в компетенцию органов местного самоуправления. Выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ПАО "Мобильные Телесистемы" просит решение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 октября 2022 отменить, вынести новый акт, которым исковые требования ПАО "Мобильные Телесистемы" удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что внесение изменений в Правила благоустройства противоречит действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в части установления дополнительных ограничений для размещения объектов связи на территории г. Новочебоксарск; в Федеральном законе от 07.07.2003 N126 "О связи", Постановлении Правительства Российской Федерации N1300 от 03.12.2014 и постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.07.2015 N261 отсутствуют ограничения, установленные Правилами благоустройства г. Новочебоксарска в редакции решения от 01.03.2022. Объекты сотовой связи ошибочно отнесены судом к элементам благоустройства. Судом не приняты во внимание, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта предусмотренная законодательством оценка регулирующего воздействия не проводилась. Считают ошибочным вывод суда о том, что в Правила благоустройства внесены нормы, которые не запрещены нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и могут предусматриваться в правилах благоустройства. Вывод суда об отсутствии ограничений прав операторов связи на проектирование и построение объектов связи на территории г. Новочебоксарск и отсутствии препятствий на реализацию лицензионных требований не соответствует обстоятельствам дела. Оспариваемые нормы Правил благоустройства являются новыми дополнительными запретами и ограничениями в осуществлении основной деятельности административного иска по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи и выполнению соответствующих лицензионных требований.
Заинтересованным лицом администрацией г. Новочебоксарска Чувашской Республики и заинтересованным лицом муниципальным бюджетным учреждением "Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики" представлены возражения, в которых просят решение суда от 18 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители административных истцов ООО "Т2 Мобайл" и ПАО "Мобильные телесистемы" участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 октября 2022 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики и представитель заинтересованного лица администрации города Новочебоксарск Чувашской Республики, участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, просили решение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административных истцов - без удовлетворения.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации в заключении полагал решение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 октября 2022 года подлежащим отмене.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Административные истцы, являясь операторами сотовой связи, и оказывая соответствующие услуги связи на территории г. Новочебоксарск Чувашской Республики, полагают, что в связи с принятием оспариваемых положений Правил благоустройства нарушены их права и законные интересы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что, поскольку оспариваемые в рамках настоящего дела положения Правил благоустройства на территории г. Новочебоксарск Чувашской Республики касаются сферы деятельности административных истцов, как операторов сотовой связи, оказывающих соответствующие услуги на территории гор. Новочебоксарск, административные истцы являются субъектами спорных правоотношений и имеют право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного нормативного правового акта.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ООО "Т 2 Мобайл", ПАО "Мобильные телесистемы" и ПАО "Мегафон", суд первой инстанции исходил из того, что изменения, внесенные в Правила благоустройства, оспариваемые в рамках настоящего дела, приняты Новочебоксарским городским собранием депутатов Чувашской Республики в пределах его полномочий, по вопросам, относящимся к его компетенции.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ).
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, определяя градостроительную деятельность как деятельность по развитию территорий, городов и иных поселений, осуществляемую наряду с другими видами в виде благоустройства территорий, установил, что благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, а элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункты 1, 36 и 38 статьи 1).
В части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ приведено определение правил благоустройства территории муниципального образования, под которым понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства территории, установленные указанными правилами, возложены на органы местного самоуправления поселения, городского округа, внутригородского округа; данные правила утверждаются на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац 21 части 1 статьи 2, пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2, часть 1.1 статьи 17, статья 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ).
Статья 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ, введенная в действие с 29 декабря 2017 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ, определяет, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ;13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или
образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Как правильно указано судом первой инстанции, благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов. Для достижения данной цели в правилах благоустройства территории устанавливаются требования к благоустройству и элементам благоустройства, а также комплекс соответствующих мероприятий, осуществляемый в том числе, и собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, основываются на обеспечении комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечении сбалансированного учета экологических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, единстве требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 2 названного кодекса).
Правила благоустройства территории муниципального образования - это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения, включая вопросы проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, принимаемый представительным органом муниципального образования в силу исключительной компетенции.
Органу местного самоуправления федеральным законодателем предоставлено право регулировать вопросы обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, содержания территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение вопросов благоустройства территории муниципального образования не может сопровождаться установлением норм права, предполагающих ограничения и запреты в отношении существа (основных характеристик) экономической деятельности, непосредственно не связанных с задачами обустройства комфортной среды обитания городского сообщества и не содержащихся в отраслевом (специальном) законодательстве. Иное означало бы признание за органами местного самоуправления городского округа, по сути, неограниченных регулятивных полномочий (определения от 05.12.2019 N 3273-О и N 3274-О).
Правовое регулирование вопросов благоустройства территории муниципального образования как деятельности, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан должно - если оно сопряжено с ограничением свободы предпринимательства или правомочий собственника земельного участка - отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации, включая ее статьи 17 (часть 3), 19 и 55 (часть 3), требованиям справедливости, разумности и соразмерности, допустимости ограничения прав и свобод только федеральным законом, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционных прав (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 г. N 9-П, от 31 января 2011 г. N 1-П, от 12 мая 2011 г. N 7-П).
В соответствии с пунктом "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная связь находится в ведении Российской Федерации.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
В соответствии со статьей 3 Закона о связи настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях (часть 1); отношения в области связи, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи (часть 3).
Согласно статье 4 Закона о связи законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов (часть 1); отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (часть 2).
В силу статьи 11 Закона о связи федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации (часть 1); материально-техническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи Российской Федерации (часть 2).
В соответствии со статьей 12 Закона о связи единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи, в том числе, из сетей связи общего пользования (часть 1); для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи, помимо прочего, в зависимости от категорий сетей связи (за исключением сетей связи специального назначения, а также выделенных и технологических сетей связи, если они не присоединены к сети связи общего пользования) устанавливает требования к их проектированию, построению, эксплуатации, управлению ими или нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию (часть 2).
Согласно части 1 статьи 13 Закона о связи сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.
Статьей 21 Закона о связи предусмотрено, что государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. Правительством Российской Федерации устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи (часть 1); Федеральный орган исполнительной власти в области связи: осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в области связи и информатизации, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (часть 2).
В силу части 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования, а также требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что в силу вышеприведенного нормативного регулирования вопросы связи, в том числе, касающиеся проектирования, построения, реконструкции, ввода в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи, относятся к исключительной компетенции Российской Федерации и подлежат регулированию федеральным законодательством.
В силу пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи, а также вправе участвовать в реализации иных мероприятий, направленных на создание, развитие, эксплуатацию сетей связи и сооружений связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исходя из изложенного, регулирование деятельности в области связи, в том числе субъектов, обеспечивающих связь, не входит в компетенцию органов местного самоуправления, что следует из пункта "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 4 Закона о связи, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким видам относятся, в частности, линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Согласно пункту 11 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ возможно размещение линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В целях реализации приведенных нормативных правовых актов федерального законодательства, Кабинетом Министров Чувашской Республики было принято постановление от 16 июля 2015 года N 261, которым утвержден Порядок устанавливающий процедуру и условия размещения названных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 объектов (далее - Порядок N261).
В п. 3.2 Порядка N 261 указано, что размещение объектов должно соответствовать требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, правил благоустройства территории соответствующего муниципального образования.
Приведенные нормы федерального и регионального законодательства также не предусматривают возможность принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регулирующих вопросы размещения и эксплуатации линий связи, линейно-кабельных и иных сооружений связи.
Оспариваемым абзацем 4 пункта 3.3.6.6 Правил благоустройства предусмотрено, что размещение объектов сотовой связи (АМС, ОДН) осуществляется на основании Схемы размещения ОСС в соответствии с порядком, утвержденным администрацией города Новочебоксарска Чувашской Республики, Абзацами 3 и 4 пункта 3.3.6.7 Правил благоустройства предусмотрено, что не допускается установка АМС и ОДН: ближе, чем 200 метров друг от друга, в том числе и от существующих АМС и ОДН (абзац 3); ближе расстояния, равной высоте АМС и ОДН, от границ земельных участков, предоставленных для содержания и эксплуатации зданий общеобразовательных организаций, дошкольных учреждений и границ объектов жилых домов, гостиниц и общежитий (абзац 4), то есть фактически установлен запрет на размещение АМС и ОДН в приведенных случаях.
Таким образом, вышеуказанными оспариваемыми нормами регулируется вопрос размещения сооружений связи, не отнесенный к вопросам местного значения и не входящий в компетенцию органов местного самоуправления.
Оспариваемыми абзацами 6-10, 15-17 п. 3.3.6.7 Правил благоустройства, предусматривающими габаритные размеры оборудования и порядок его размещения, по своей сути для операторов связи установлены обязательные к выполнению требования, связанные с проектированием, построением, содержанием и эксплуатацией сооружений связи, регламентирование которых действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления также не отнесено.
Таким образом, оспариваемыми по делу положениями Правил благоустройства, в нарушение вышеуказанных положений Закона о связи и статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, урегулированы отношения в сфере связи путем установления обязательных для исполнения требований к проектированию, построению, содержанию и эксплуатации сооружений связи, что свидетельствует о принятии Новочебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики оспариваемых положений Правил благоустройства с нарушением компетенции, за пределами предоставленных полномочий.
Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц, а также вывод суда первой инстанции, о том, что оспариваемые нормы, не устанавливая запрет на деятельность операторов связи, устанавливают единые требования по содержанию сооружений связи в надлежащем состоянии в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территорий, содержания территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, прямо противоречат действующему нормативному регулированию, согласно которому такие требования, связанные с размещением, содержанием и эксплуатацией сетей и сооружений связи, могут быть урегулированы исключительно нормативными правовыми актами федерального законодательства.
При этом отсутствие в настоящее время нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области связи, устанавливающих обязательные для исполнения операторами связи требования к проектированию, построению и эксплуатации сетей связи, не предполагает урегулирование данных правоотношений нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отнесение к вопросам местного значения городского округа вопросов, связанных с созданием условий для обеспечения жителей внутригородского района услугами связи и принятием правил благоустройства территории муниципального образования не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по регулированию деятельности операторов связи, связанной с проектированием, построением, содержанием и эксплуатации сетей, линий и сооружений связи, в том числе, полномочий по установлению дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством, требований к операторам связи.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что абзацем 4 пункта 3.3.6.6, абзацами 3, 4, 6, 7, 9, 9, 10, 15, 17 пункта 3.3.6.7 Правил благоустройства урегулированы отношения в сфере связи путем установления обязательных для исполнения операторами связи требований к проектированию, построению и эксплуатации линий связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии Новочебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики оспариваемых норм по вопросу, который, исходя из анализа приведенных выше норм федерального и регионального законодательства, не мог быть урегулирован нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ, одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований и признании недействующим абзаца 4 п ункта 3.3.6.6, абзацев 3, 4, 6, 7, 9, 9, 10, 15, 17 пункта 3.3.6.7 Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26 октября 2017 г. NС 36-1, в редакции решения Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 01 марта 2022 года N 26-8.
В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу о принятии Новочебоксарским городского собрания депутатов Чувашской Республики оспариваемых норм за пределами его полномочий, по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом органа местного самоуправления, абзац 4 пункта 3.3.6.6, абзацы 3, 4, 6, 7, 9, 9, 10, 15, 17 пункта 3.3.6.7 Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26 октября 2017 г. NС 36-1, в редакции решения Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 01 марта 2022 года N 26-8, подлежащими признанию недействующими со дня принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 18 октября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл", публичного акционерного общества "Мобильные Телесистемы", публичного акционерного общества "МегаФон" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия абзац 4 пункта 3.3.6.6, абзацы 3, 4, 6, 7, 9, 9, 10, 15, 17 пункта 3.3.6.7 Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26 октября 2017 г. NС 36-1, в редакции решения Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 01 марта 2022 года N 26-8.
Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте Новочебоксарского городского собрания в информационно-телекоммуникационной сети интернет http://ngcd.cap.ru.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 февраля 2023года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.