Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Красновой Н.П, Батялова В.А, при секретаре
Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фаизова Дамира Муллакаевича о признании недействующим решения Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 года N 189 "Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", в части установления земельному участку с кадастровым номером 02:48:120102:575 территориальной зоны "ЖУ.1", по апелляционной жалобе Совета сельского поселения Имангуловского сельсовета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителей Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан ФИО1 представителя административного истца ФИО2 заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 года N189 (с последующими изменениями) были утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республика Башкортостан (далее - Правила землепользования и застройки сельского поселения).
Данное решение и Правила землепользования и застройки сельского поселения опубликованы на информационных стендах муниципального образования и на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан https://uchaly.bashkortostan.ru 5 сентября 2018 года (том 3 л.д.142).
Фаизов Д.М. обратился в Учалинский районный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан, администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан о признании незаконными действий и об обязании совершить действия, о признании недействующим и отмене решения Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 года N 189 "Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", в части установления земельному участку с кадастровым номером N территориальной зоны "ЖУ.1".
Определением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 27 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Фаизова Д.М. было передано для рассмотрения в Верховный Суд Республики Башкортостан.
30 августа 2022 года определением Верховного Суда Республики Башкортостан требования Фаизова Д.М. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, выраженные в письме N21-05-08540/220 от 28 апреля 2021 года и обязании внести изменения в основные виды разрешенного использования блокированные дома (код согласно классификатора 2.3), согласно территориальной зоны (Ж-1), обязании администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предоставить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан основные виды разрешенного использования по территориальной зоне Ж-1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:48:120102:575 выделены в отдельное производство и направлены для рассмотрения по подсудности в Учалинский районный суд Республики Башкортостан.
Кроме того, 30 августа 2022 года определением Верховного Суда Республики Башкортостан прекращено производство по делу по административному исковому заявлению Фаизова Д.М. к администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан об отмене решения Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 года N 189 "Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", в части установления земельному участку с кадастровым номером N территориальной зоны "ЖУ.1".
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года административное исковое заявление Фаизова Д.М. удовлетворено.
Признано не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 года N 189 "Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", в части установления земельному участку с кадастровым номером N территориальной зоны "ЖУ.1".
В апелляционной жалобе Совет сельского поселения Имангуловского сельсовета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Прокуратурой Республики Башкортостан, административным истцом представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинского района Республики Башкортостан ФИО3 участвующие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО4 участвующий в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения представителей административного ответчика- Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан ФИО5 представителя административного истца ФИО6 заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 32 ГрК РФ, статей 7 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, однако признавая его недействующим, руководствуясь нормами статьи 31, части 5 статьи 5.1 ГрК РФ пришел к выводу о том, что при принятии оспариваемого акта органом местного самоуправления была нарушена процедура проведения публичных слушаний.
Так, решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки не было принято главой администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта одновременно с принятием такого решения не был утвержден. Соответственно опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет", также не произведено; проект Правил землепользования и застройки до проведения публичных слушаний не был опубликован, в том числе на официальном сайте сельского поселения Имангуловский сельсовет https//uchaly.ru.
Кроме того, в результате утверждения Правил землепользования и застройки в редакции от 5 сентября 2018 года, которые оспариваются административным истцом, произошло изменение основных видов разрешенного использования, вспомогательных видов разрешенного использования и условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером N, в том числе вид разрешенного использования "блокированные дома" стал условно разрешенным. Вместе с тем вопрос об изменении наименования территориальной зоны и видов разрешенного использования земельных участков до проведения публичных слушаний до сведений граждан не доводился, проект таких изменений не публиковался. В заключении о результатах публичных слушаний этот вопрос также не отражен. Изменения территориальных зон осуществлены после опубликования картографического материала и на карте градостроительного зонирования изменение территориальных зон не отражено для всеобщего сведения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что изменение территориальной зоны проведено с нарушением порядка проведения публичных слушаний и соответственно с нарушением порядка принятия нормативного акта.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом Градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в них изменений.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами зоны, для которых в - правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 18, пункта 4 части 3, пункта 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ, генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования и содержит, в том числе, карту функциональных зон городского округа, отображающую границы и описание функциональных зон.
В силу единства положений статьи 23 и части 3 статьи 9 ГрК РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
В силу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 1 - 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки, состав и порядок деятельности которой утверждается главой местной администрации: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Согласно частям 3, 5 - 13, 15 - 17 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются: 1) состав и порядок деятельности комиссии; 2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа); 3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; 4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки; 5) иные вопросы организации работ.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Положениями частью 9 статьи 5.1 ГрК РФ предусмотрено, что в течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 указанной статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Целью правового института публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О.
Согласно статье 29 Устава сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, направляются в официальное печатное средство массовой информации в течение 7 дней после дня их подписания.
В случае невозможности их официального опубликования в официальном печатном средстве массовой информации муниципальные правовые акты подлежат официальному обнародованию в здании администрации в течение 7 дней после для их подписания.
Муниципальные правовые акты могут быть доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио (часть 3 статьи 29 Устава).
Суд первой инстанции, исследовав порядок и процедуру принятия Правил землепользования и застройки сельского поселения, пришел к выводу о наличии нарушений градостроительного законодательства.
Так, решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки не было принято главой администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта одновременно с принятием такого решения не был утвержден. Соответственно опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет", также не произведено.
Вместе с тем, недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Правил землепользования и застройки, в частности, отсутствие решения о подготовке данного проекта и его опубликование, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Из анализа положений части 5 статьи 5.1 ГрК РФ следует, что размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций проекта правил землепользования и застройки, проведение экспозиции или экспозиций являются обязательными этапами процедуры проведения публичных слушаний.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что проект Правил землепользования и застройки сельского поселения до проведения публичных слушаний не был опубликован, в том числе на официальном сайте сельского поселения Имангуловский сельсовет https//uchaly.ru.
Вместе с тем, с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Как следует из материалов дела, процедура подготовки проекта внесения изменений в Правил землепользования и застройки сельского поселения проведена в соответствии с постановлением и.о.главы сельского поселения от 16 июля 2018 года N 27-ОД о проведении публичных слушаний 16 августа 2018 года в 16.00 часов. Указанным же решением создана комиссия по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения. Как следует из постановления, разъяснены место и порядок размещения проекта и информационных материалов к нему для ознакомления жителей, порядок проведения экспозиции проекта, внесения участниками обсуждений предложений и замечаний, дата проведения собрания участников публичных слушаний по проекту, контактные телефоны.
Указанное решение опубликовано в печатном издании- в газете "Учалинская газета" 20 июля 2018 года N 56(11688), а также информационное сообщение о проведении публичных слушаний размещено на стенде администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан ("адрес").
Таким образом, необходимая и достаточная информация о проведении публичных слушаний по проектам изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения, генерального плана была заблаговременно доведена до жителей Имангуловского сельсовета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан. Процедура проведения общественных обсуждений и публичных слушаний носила открытый характер.
В соответствии с постановлением и.о.главы сельского поселения от 16 июля 2018 года N 27-ОД 16 августа 2018 года проведены публичные слушания, о чем составлен протокол, заключение комиссии по результатам (итогам) публичных слушаний.
Как следует из протокола, в общественных обсуждениях принимали участие граждане с. Имангулово. Участники публичного слушания из предложений и замечаний, касающихся внесения изменений в проект Правил землепользования и застройки сельского поселения, генерального плана не выразили.
По итогам общественных обсуждений принято решение о признании их состоявшимися, принято решение и направлении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения, генеральный план для рассмотрения.
05 сентября 2018 года на тридцать четвертом заседании Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан двадцать седьмого созыва принято решение N 189 об утверждении Правил землепользования и застройки.
Данное решение и Правила землепользования и застройки сельского поселения опубликованы на информационных стендах муниципального образования и на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан https://uchaly.bashkortostan.ru, 5 сентября 2018 года (том 3 л.д.142).
Представленными по запросу в суд апелляционной инстанции материалами дела, а также объяснениями представителей административного ответчика, данными в суде апелляционной инстанции, подтверждено, что проект Правил землепользования и застройки был размещен для ознакомления населения на информационном стенде администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, в сельских библиотеках с. Имангулово и д. Кудашево, в сельском клубе д. Расулево и д. Урал, в том числе на официальном сайте сельского поселения Имангуловский сельсовет https//uchaly.ru. Приложения (графическая часть) для ознакомления населения размещены в зале заседания администрации сельского поселения по адресу: "адрес"
У судебной коллегии не имеется оснований полагать, что на общественные обсуждения о внесении оспариваемых изменений в Правила землепользования и застройки не выносился вопрос об изменении территориальной зоны, в месте расположения земельного участка, принадлежащего административному истцу, территорией, в пределах которой проводились общественные обсуждения, является с. Имангулово.
Как видно из Устава сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 17 декабря 2013 года с изменениями, данное муниципальное образования является сельским поселением, его территория входит в состав Учалинского муниципального района Республики Башкортостан (статья 1 устава).
При таких обстоятельствах является ошибочным вывод суда первой инстанции, что административным истцом была нарушена процедура проведения публичных слушаний, что повлекло нарушение прав заинтересованных лиц на ознакомление с проектом Правил землепользования и застройки и представление своих замечаний и возражений.
Проверяя соответствие оспариваемой части Правил землепользования и застройки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судебная коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании судом первой инстанции установлено, что Фаизов Д.М. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N стал собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения зернохранилища, общей площадью 1 795 кв.м и 47 067 кв.м, соответственно.
После проведения прокурорской проверки и внесения представления Учалинской межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан решением Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 20 марта 2017 года N96 были внесены изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения, а именно изменение территориальной зоны с промышленных предприятий (П-1) на зону земель - жилая (Ж-1) в границах следующих участков: N и N
5 сентября 2018 года решениями Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан N186 и N187 было признано утратившим силу решение Совета от 29 августа 2014 года N184 "Об утверждении генерального плана сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", признано утратившим силу решение Совета от 16 июля 2014 года N187 "Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", одновременно внесены изменения в генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, согласно внесенным изменениям в Правила землепользования и застройки в редакции от 5 сентября 2018 года изменилась территориальная зона, в которой находится земельный участок с кадастровым номером N с территориальной зоны жилая "Ж-1" (зона для застройки индивидуальными жилыми домами с приквартирными (приусадебными) участками с возможностью содержания скота и птицы), ранее установленной решением Совета сельского поселения от 20 марта 2017 года N 96 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский сельсовет Республики Башкортостан (том 1 л.д.7), на территориальную зону "ЖУ.1"-"зона для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства, где из перечня основных видов разрешенного использования - "блокированная застройка" была исключена и перенесена в условно-разрешенные виды, в виду того, что данный вид застройки не был предусмотрен Генпланом изначально.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны "Ж-1" по ранее действующим Правилам землепользования и застройки сельского поселения были следующие: основные виды разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с земельными участками площадью 600-1500 кв.м, блокированные дома с участками 400-600 кв.м, медпункты, объект инженерной защиты населения от ЧС; вспомогательные виды разрешенного использования: индивидуальные гаражи на придомовом участке на 1-2 легковых автомобиля, индивидуальная баня, теплица, оранжерея, хозяйственные постройки, надворный туалет, устройства и строения для содержания мелкого домашнего скота и птицы, скважина для забора воды, индивидуальный колодец, сады, огороды, палисадники, объекты пожарной охраны (гидранты, резервуары для хранения воды, противопожарные водоемы, площадки для мусоросборников; условно разрешенные виды использования: разрешенные по "праву застройки" виды использования, имеющие параметры более и менее указанных в требованиях к застройке, гостиницы, детские дошкольные учреждения, школы начальные, средние, общеобразовательные и специализированные, лицеи, гимназии, колледжи, детская школа искусств, музыкальная школа, станция юных техников, поликлиники, амбулатории, медпункты, ФАПы, аптеки, стоматологические кабинеты, раздаточный пункт молочной кухни, административно-управленческие и общественные объекты, организации районного и локального уровней.
Согласно Приложению 1 "Карта градостроительного зонирования в части границ территориальных зон" Правил землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Республики Башкортостан в редакции от 5 сентября 2018 года земельный участок с кадастровым номером N находится в территориальной зоне "ЖУ.1", зона "усадебной застройки", в описательной части обозначена как "жилая территориальная зона" (таблица 2).
Зона "ЖУ-1" выделена для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства размещение индивидуального жилого дома (дом пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений (код вида 2.1); размещение индивидуального жилого дома (дом пригодный для постоянного проживания высотой не выше трех надземных этажей); размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений; производство сельскохозяйственной продукции и содержание сельскохозяйственных животных, не требующих организации санитарных зон (код 2.2). Условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства: блокированная жилая застройка (код 2.3), коммунальное обслуживание (код 3.1), общее использование территории (код 12.0) (статья 74 Градостроительные регламенты зоны сельскохозяйственного использования, Раздел III Правил землепользования и застройки сельского поселения).
Вместе с тем, включение земельного участка в указанную зону не создает препятствий для его дальнейшей эксплуатации и не исключает возможности использования участка по его целевому назначению.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка после включения его в территориальную зону ЖУ-1 не свидетельствует о нарушении прав административного истца оспариваемым решением органа местного самоуправления, поскольку вид разрешенного использования земельных участков "блокированная жилая застройка" (код 2.3, таб.2, ст. 61) относится к условно разрешенным видам использования земельного участка.
Таким образом, цель предоставления земельного участка, вид его разрешенного использования на момент принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления, соответствует территориальной зоне ЖУ-1 (зона для застройки индивидуальными жилыми домами с приквартирными (приусадебными) участками с возможностью содержания скота и птицы), что также согласуется с Генеральным планом, в соответствии с которым земельный участок отнесен к функциональной зоне- "жилая зона".
При указанном правовом регулировании административный истец, имея намерение установить для своего земельного участка вид разрешенного использования "блокированная жилая застройка", вправе в порядке статьи 39 ГрК РФ обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Аналогичная правовая позиция изложена в кассационном определении Верховного Суда РФ от 1 февраля 2023 г. N 44-КАД22-27-К7.
Выводы суда первой инстанции о том, что вопрос об изменении наименования территориальной зоны и видов разрешенного использования земельных участков до проведения публичных слушаний до сведений граждан не доводился являются ошибочными.
Как следует из представленных в суд апелляционной инстанции материалов дела и пояснений представителей административных ответчиков, для всеобщего ознакомления карты градостроительного зонирования изменение территориальных зон находились в зале администрации сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский сельсовет Республики Башкортостан, о чем было доведено до сведения населения (акт от 25 июня 2018 года).
С учетом вышеизложенного, выводы суда первой инстанции о том, что изменение территориальной зоны проведено с нарушением порядка проведения публичных слушаний и соответственно с нарушением порядка принятия нормативного акта являются ошибочными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Принимая во внимание исследованные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Основания полагать, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта была нарушена процедура его принятия, у судебной коллегии отсутствуют.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Фаизова Дамира Муллакаевича о признании недействующим решения Совета сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 года N 189 "Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", в части установления земельному участку с кадастровым номером N территориальной зоны "ЖУ.1" - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.