Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Батялова В.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Садыркаевой Лилии Мансуровны о признании незаконными действий областного государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (правопреемник - публично-правовая компания "Роскадастр"), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, возложении обязанности устранить допущенные нарушения права, по апелляционной жалобе Садыркаевой Лилии Мансуровны на решение Ульяновского областного суда от 8 ноября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя административного истца ФИО1 представителей административного ответчика ОГБУ "БТИ ГКО" ФИО2 ППК "Роскадастр" ФИО3 судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Садыркаева Л.М. обратилась в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
признать незаконными действия областного государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" (далее также ОГБУ "ЦГКО") по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 г. в акте "данные изъяты"-испр от 14 октября 2022 г.; возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем аннулирования указанного акта в части, определяющей кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 г.;
признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также ФГБУ "ФКП Росреестра") по формированию и предоставлению в ОГБУ "ЦГКО" сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером N, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2020 г.;
признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее также Управление Росреестра по Ульяновской области) по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 27 121 849 руб. 25 коп. на основании акта об утверждении кадастровой стоимости "данные изъяты"-испр от 14 октября 2022 г.; возложить обязанность исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 27 121 849 руб. 25 коп. по состоянию на 1 января 2020 г, внесенные на основании акта об утверждении кадастровой стоимости "данные изъяты"-испр от 14 октября 2022 г.; оставить в ЕГРН в качестве актуальных сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением ОГБУ "ЦГКО" "данные изъяты" от 25 июня 2021 г. в размере 20 711 971 руб. 24 коп.;
признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра", выразившиеся в ограничении периода применения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, установленной решением ОГБУ "ЦГКО" N "данные изъяты" от 25 июня 2021 г, с 1 января 2021 г. до 27 апреля 2021 г, изложенных в письме от 1 апреля 2022 г. N 111;
установить период применения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N установленной решением ОГБУ "ЦГКО" "данные изъяты" от 25 июня 2021 г, в соответствии с п. 6 части 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия решения "данные изъяты" от 25 июня 2021 г, то есть с 1 января 2021 года и до настоящего времени.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является одним из арендаторов земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства авторемонтного предприятия.
Решением ОГБУ "ЦГКО" "данные изъяты" от 25 июня 2021 г. кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере его рыночной стоимости 20 711 971 руб. 24 коп. по состоянию на 1 апреля 2021 г. Вместе с тем данная кадастровая стоимость внесена в ЕГРН не была. Из сообщения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области ей стало известно, что кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости подлежит применению с 1 января по 27 апреля 2021 г. в связи с тем, что 27 апреля 2021 г. в ЕГРН были внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной в связи с внесением в ЕГРН сведений о санитарно-защитной зоне, которая налагается на арендуемый ею земельный участок. Полагает, что формально внесенные 27 апреля 2021 г. в ЕГРН сведения о санитарно-защитной зоне никаким образом не влияют на расчет рыночной стоимости арендуемого ею земельного участка, поскольку эти сведения были известны ОГБУ "ЦГКО" на момент принятия им решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Сведения об установлении санитарно-защитной зоны с учетом вида разрешенного использования спорного земельного участка не изменяют характеристик оцениваемого земельного участка, не влияют на величину установленной рыночной стоимости земельного участка, в связи с этим установленная ОГБУ "ЦГКО" рыночная стоимость земельного участка должна применяться с 1 января 2021 г. и до настоящего времени.
Решением Ульяновского областного суда от 8 ноября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Садыркаевой Л.М.- отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Ульяновского областного суда от 8 ноября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе Управлением Росреестра по Ульяновской области, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области (ППК "Роскадастр"), областным государственным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки" представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Представитель административного истца ФИО6 участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Представители административного ответчика ОГБУ "БТИГКО" ФИО4 ППК "Роскадастр" ФИО5 участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы полагали необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО9 представителей административного ответчика ОГБУ "БТИГКО" ФИО7 ППК "Роскадастр" ФИО8 оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее по тексту- Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке").
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется КАС РФ и Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно положениям части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что Садыркаева Л.М. наряду с ФИО10 ООО "данные изъяты"" на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. N является арендатором земельного участка, площадью 11 269 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства авторемонтного предприятия.
На территории Ульяновской области полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости с 1 января 2020 г. наделено ОГБУ "ЦГКО".
Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года N 241-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 33 483 764 руб. 51 коп. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости - 1 января 2021 г.
8 апреля 2021 г. в ЕГРН вынесены сведения о санитарно-защитной зоне с реестровым номером N, установленной решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области N 125 от 28 декабря 2020 г. для Ульяновского филиала ООО " "данные изъяты" по адресу: "адрес", земельный участок с кадастровым номером N. Границы указанной санитарно-защитной зоны проходят по нескольким смежным земельным участкам, в том числе и по принадлежащему административному истцу земельному участку с кадастровым номером N
27 апреля 2021 г. в ЕГРН были внесены сведения об установлении в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером N ограничения (обременения) в виде санитарно-защитной зоны промышленных предприятий с реестровым номером N (л.д. 214 т.2).
30 апреля 2021 г. ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ульяновской области сформировало и направило в ОГБУ "ЦГКО" Перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, сведения о которых внесены изменения в ЕГРН, влекущие за собой изменение кадастровой стоимости, в который были включены сведения об ограничениях в отношении земельного участка с кадастровым номером N
ОГБУ "ЦГКО" на основании поступивших сведений произвело перерасчет кадастровой стоимости указанного земельного участка с учетом установления в отношении него ограничений (обременений). Кадастровая стоимость была определена в акте "данные изъяты" от 14 мая 2021 г. и составила 31 474 738 руб. 64 коп. В акте указана дата возникновения оснований для определения кадастровой стоимости - 27 апреля 2021 г. (л.д. 80 т.2).
ОГБУ "ЦГКО" направило акт об установлении кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, который, в свою очередь, 27 мая 2021 г. внес в ЕГРН сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости - 27 апреля 2021 г. (л.д. 189 т.1).
21 мая 2021 г. Садыркаева Л.М. обратилась в ОГБУ "ЦГКО" с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 апреля 2021 г, приложив к заявлению отчет ООО " "данные изъяты" согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 апреля 2021 г. составила 20 711 971 руб. 24 коп. При этом рыночная стоимость земельного участка была определена оценщиком без учета наличия установленных в отношении земельного участка ограничений (обременений) - санитарно-защитной зоны промышленных предприятий с реестровым номером N (отчет оценщика л.д. 14-85 т.1), поскольку оценщику была предоставлена выписка из ЕГРН в отношении спорного земельного участка по состоянию на 26 января 2021 г, не отражавшая сведений о наличии указанной санитарно-защитной зоны (л.д. 60 т.1).
Решением ОГБУ "ЦГКО" от 25 июня 2021 г. "данные изъяты" кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере его рыночной стоимости - 20 711 971 руб. 24 коп. по состоянию на 1 апреля 2021 г. (л.д. 13 т.1).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости были внесены в ЕГРН 7 июля 2021 г. Указана дата начала применения указанных сведений - 1 января 2021 г. (л.д. 166 т.2).
Письмом от 1 апреля 2022 г. филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области на обращение Садыркаевой Л.М. сообщил о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка применяется с 1 января 2021 г. до 27 апреля 2021 г. - то есть до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" (л.д. 86 т.1).
Отказывая в удовлетворении требований административного иска о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по формированию и предоставлению в ОГБУ "ЦГКО" сведений в отношении спорного земельного участка, послуживших основанием для определения его кадастровой стоимости в связи с внесением в ЕГРН сведений о санитарно-защитной зоне, суд первой инстанции, учитывая положения, закрепленные в статье 16 Закона о государственной кадастровой оценке, пункте 5 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 г. N П/0283, верно исходил из того, что внесение в ЕГРН сведений о расположении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории является основанием для включения соответствующим федеральным государственным бюджетным учреждением сведений о таком земельном участке в Перечень вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, и направления данного Перечня в бюджетное учреждение, уполномоченное определять кадастровую стоимость объекта недвижимости.
С учетом внесения в ЕГРН сведений о расположении спорного земельного участка в границах санитарно-защитной зоны промышленных предприятий с реестровым номером "данные изъяты" филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области обязан был включить спорный земельный участок в перечень, формируемый в соответствии со ст. 16 Закона о государственной кадастровой оценке, и направить сведения об указанном земельном участке в ОГБУ "ЦГКО" для определения его кадастровой стоимости.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконными действий ОГБУ "ЦГКО" по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с поступлением из ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений о нахождении указанного земельного участка в границах санитарно-защитной зоны, суд первой инстанции, учитывая положения статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке пришел к правильному выводу о том, что действующее законодательство не допускает произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывает возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
При этом, количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, изменение которых влечет за собой изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке, установлены Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 года N 514, который устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях, в том числе, осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений в отношении земельного участка о значении его площади, о категории земель, о виде разрешенного использования.
Пунктами 1, 11 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 года N 226 (действовавших в юридически значимый период), предусматривалось, что определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений прав на землю, возникающих в соответствии с законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела установлено, что кадастровая стоимость земель населенных пунктов Ульяновской области по состоянию на 1 января 2020 г. утверждена Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года N 241-пр.
Определение кадастровой стоимости произведено ОГБУ "ЦГКО" в отчете N об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области по состоянию на 1 января 2020 г. (отчет размещен на официальном сайте ОГБУ "ЦГКО" https://gko73.ru/otchet-ob-itogah-gko-zemelnyh-uchastkov-2020).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в качестве свидетеля была допрошена специалист - оценщик ОГБУ "ЦГКО" - ФИО11 которая разъяснила порядок применения Учреждением методики определения кадастровой стоимости земельного участка при наличии обременений (ограничений) и пояснила, что при определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области Учреждение руководствовалось Методическими указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226. При этом, при определении кадастровой стоимости обременения (ограничения) приняты в качестве ценообразующего фактора, оказывающего влияние на кадастровую стоимость в сторону её уменьшения. Определение кадастровой стоимости осуществлялось Учреждением методом массовой оценки, при котором производилось построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Вследствие этого осуществлялась группировка объектов недвижимости со схожими характеристиками, к которым в последующем применялась корректировка на обременения (ограничения).
Для расчета ограничения прав выбрано 4 фактора, оказывающих влияние на стоимость: 1) доля земельного участка, на которую распространяется ограничение, в общей площади земельного участка; 2) степень ограничения пользования земельным участком в результате установления ограничения прав; 3) интенсивность использования земельного участка, связанная с ограничением права; 4) степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком (отчуждение земельного участка или совершение с ним сделок иного рода).
Для факторов: 1) доля земельного участка, на которую распространяется ограничение, в общей площади земельного участка; 2) степень ограничения пользования земельным участком в результате установления ограничения прав; 3) интенсивность использования земельного участка, связанная с ограничением права, выбиралось значение из дискретного состава диапазона от 0% до 100% с шагом 25%. В случае несовпадения диапазона с шагом 25% (например, 12%) применялось округление в большую сторону.
В случае невозможности установить степень ограничения пользования и интенсивность использования в результате установления ограничения прав, значение принималось в размере 0%.
При расчете ограничения прав фактор корректировки на площадь учитывался только для тех объектов, у которых в Перечне содержались сведения о площади ограничения (стр. 133 отчета N
Модель определения кадастровой стоимости не позволяла в рамках массовой оценки соотнести степень влияния ограничения обременения на индивидуальный земельный участок.
Для фактора 4) степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком (отчуждение земельного участка или совершение с ним сделок иного рода) - значение фактора принималось в размере 0, 25% (ниже среднего).
Внесение в ЕГРН сведений в виде охранных зон, санитарно-защитных зон и т.д. в большинстве случаев воспринимается участниками рынка как незначительное ограничение при совершении сделок. Подтверждение иной степени влияния на распоряжение земельным участком в большую или меньшую сторону не представлялось, в связи с чем Учреждением принималось минимальное среднее значение данного фактора.
Проставляя уровень фактора - "степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком" 25% Учреждение руководствовалось уровнем обремененности, возникающим у собственника объекта недвижимости в связи с созданием условий, препятствующих (усложняющих) реализацию собственником объекта недвижимости на рынке. В соответствии с рыночными данными и проведенным анализом, наиболее востребованностью на рынке недвижимости пользуются земельные участки без ограничений (обременений).
Поскольку ограничение (обременение) документально установлено и принято в качестве ценообразующего фактора в соответствии с методологией расчета кадастровой стоимости с учетом ограничений (обременений) Учреждением осуществлен его учет, выражающийся в снижении кадастровой стоимости (л.д. 1-5 т.3, л.д. 77-79 т.2 - страницы 132-133 отчета).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 г. сведения об обременениях (ограничениях) отсутствовали. В связи с этим расчет кадастровой стоимости земельного участка был произведен без учета обременения (ограничения) и составил 33 483 764 руб. 51 коп.
После поступления в ОГБУ "ЦГКО" из ФГБУ "ФКП Росреестра" 30 апреля 2021 г. информации о внесении в ЕГРН 27 апреля 2021 г. сведений об обременениях (ограничениях) в отношении спорного земельного участка в виде санитарно-защитной зоны для Ульяновского филиала ООО " "данные изъяты"" реестровый номер зоны N актом ОГБУ "ЦГКО" N от 14 мая 2021 г. (л.д. 80 т.2) была рассчитана кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая составила 31 474 738 руб. 64.
Расчет кадастровой стоимости производился следующим образом: по критериям оценки - "доля земельного участка, занятая ограничением, в общей площади земельного участка"; "степень ограничения пользования земельным участком в результате установления ограничения прав"; "интенсивность использования земельного участка, связанная с ограничением права" были приняты значения 0% - влияние низкое.
По критерию оценки "степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком было принято значение 25% - влияние умеренное.
25% : 4 (количество факторов) = 6, 25% или 0, 06 (итоговое снижение кадастровой стоимости).
33 483 764 руб. 51 коп. - (33 483 764 руб. 51 коп х 0, 06) = 31 474 738 руб. 64 коп.
Сведения о данной кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 27 мая 2021 г. (л.д. 189 т.1).
В ходе рассмотрения дела было установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 31 474 738 руб. 64 коп. была рассчитана Учреждением без учета сведений о площади наложения санитарно-защитной зоны на спорный земельный участок. Площадь наложения санитарно-защитной зоны составила 4321 кв.м при общей площади земельного участка 11 269 кв.м.
В связи с этим Учреждение актом "данные изъяты"-испр от 14 октября 2022 г. (л.д. 7 т.3) произвело перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N. Размер кадастровой стоимости составил 27 121 849 руб. 25 коп.
Расчет кадастровой стоимости производился следующим образом:
По критерию оценки "доля земельного участка, занятая ограничением, в общей площади земельного участка" было принято значение 50% средний фактор.
По критерию оценки "степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком было принято значение 25% - влияние умеренное.
По критериям оценки "степень ограничения пользования земельным участком в результате установления ограничения прав"; "интенсивность использования земельного участка, связанная с ограничением права" были приняты значения 0% - влияние низкое.
Общий взвешенный итог ставил 75%, количество факторов - 4, итоговое снижение стоимости - 18, 75% или 0, 19.
33 483 764 руб. 51 коп. - (33 483 764 руб. 51 коп х 0, 19) = 27 121 849 руб. 25 коп.
Сведения о данной кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 18 октября 2022 г. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости - 27 апреля 2021 г. (л.д. 244 т.2).
Согласно пункту 12.1 Методических указаний (в редакции, действовавшей в юридически значимый период), определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.
Пунктом 12.2 указанных Методических указаний предусматривалось, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Суд первой инстанции проанализировав положения п. 12.1, 12.2 Методических указаний, утв. приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017г. N 226, в совокупности с ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 237-ФЗ и п. 1.1 Методических указаний пришел к правильному выводу о том, что поступление в бюджетное учреждение информации о внесении в ЕГРН сведений о расположении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории является основанием для рассмотрения вопроса об определении кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости в порядке ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о государственной кадастровой оценке при определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
При этом федеральный закон не содержит прямого указания обязательного учета в расчетах при проведении государственной кадастровой оценки категории земель, а также факта нахождения объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территорий, однако, предполагает обязательное проведение анализа влияния данного факта на стоимость и только в случае установления такого влияния возникает необходимость учета данного факта в расчетах.
Расположение земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которой внесены в ЕГРН, относится к качественным характеристикам данного объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, согласно Правилам землепользования и застройки г. Ульяновска, земельный участок с кадастровым номером N располагается в территориальной зоне Ц-2 Зона делового, общественного и коммерческого назначения.
К основным видам разрешенного использования в данной территориальной зоне также относится возможность размещения малоэтажной многоквартирной жилой застройки, среднеэтажной жилой застройки, многоэтажной жилой застройки (высотная застройка), а также индивидуального жилищного строительства.
Согласно решению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области от 28 декабря 2020 года N 125 "Об установлении санитарно-защитной зоны для Ульяновского филиала ООО "данные изъяты", земельный участок с кадастровым номером N установлены ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны Ульяновского Ульяновского филиала ООО "данные изъяты", земельный участок с кадастровым номером N согласно которым не допускается использование земельных участков в границах указанной санитарно-защитной зоны в целях:
-размещение жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;
-размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использование земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.
Поскольку нахождение спорного земельного участка в территориальной зоне Ц-2 Зона делового, общественного и коммерческого назначения не исключает возможности использования земельного участка в целях жилищного строительства, а также размещение объектов образования, объектов культуры и искусства, объектов здравоохранения, объектов социального назначения, объектов физической культуры и спорта, объектов торговли, иных объектов общественно-делового и коммерческого назначения, объектов производственного назначения, объектов коммунально-бытового назначения, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а в связи с установлением санитарно-защитной зоны решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области от 28 декабря 2020 года N 125, предусмотрен запрет использования земельного участка в указанных выше целях, то факт нахождения объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории является влияющим на стоимость объекта недвижимости фактором и влечет необходимость учета данного факта в расчетах при проведении государственной кадастровой оценки объекта недвижимости.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности действий ОГБУ "ЦГКО", которое, получив из ФГБУ "ФКП Росреестра" сведения об установлении обременения (ограничения) в отношении спорного земельного участка, на основании ст. 16 Закона о государственной кадастровой оценке произвело пересчет его кадастровой стоимости.
По требованиям истца о признании незаконными действий Управления Росреестра по Ульяновской области по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 27 121 849 руб. 25 коп. на основании акта об утверждении кадастровой стоимости "данные изъяты"-испр от 14 октября 2022 г..; возложении обязанности исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 27 121 849 руб. 25 коп. по состоянию на 1 января 2020 г, внесенных на основании акта об утверждении кадастровой стоимости "данные изъяты"-испр от 14 октября 2022г.; оставлении в ЕГРН в качестве актуальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением ОГБУ "ЦГКО" N "данные изъяты" от 25 июня 2021 г..в размере 20 711 971 руб. 24 коп, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч.8 ст. 38 Закона о регистрации недвижимости пришел к правильному выводу о том, что при поступлении из ОГБУ "ЦГКО" акта N "данные изъяты" от 14 мая 2021 г..и акта "данные изъяты"-испр о кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной в связи с установлением в отношении него ограничения (обременения) в виде санитарно-защитной зоны, орган регистрации прав обязан был внести указанные сведения в ЕГРН, а поскольку суд признал обоснованным произведенный ОГБУ "ЦГКО" перерасчет кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении него ограничения (обременения) в виде санитарно-защитной зоны, оснований для удовлетворения требования истца об исключении из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 27 121 849 руб. 25 коп. по состоянию на 1 января 2020 г, внесенных на основании акта об утверждении кадастровой стоимости "данные изъяты"-испр от 14 октября 2022 г..; оставлении в ЕГРН в качестве актуальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением ОГБУ "ЦГКО" N от 25 июня 2021 г..в размере 20 711 971 руб. 24 коп, не
имеется.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 9 пункта 13.1 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Приказом Росреестра от 1 сентября 2011г. N П/331. внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов относится к полномочиям ФГБУ "ФКП Росреестра".
В этой связи, судом первой инстанции верно отмечено, что Управление Росреестра по Ульяновской области не является надлежащим ответчиком по данным требованиям.
По требованиям истца об установлении периода применения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, установленной решением ОГБУ "ЦГКО" "данные изъяты" от 25 июня 2021 г, в соответствии с п. 6 части 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия решения N "данные изъяты" от 25 июня 2021 г, то есть с 1 января 2021 года и до настоящего времени, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 20 711 971 руб. 24 коп. подлежит применению с 1 января по 26 апреля 2021 г. включительно. С 27 апреля 2021г. подлежит применению кадастровая стоимость в размере 27 121 849 руб. 26 коп. При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что сведения о земельном участке, повлекшие за собой изменений его кадастровой стоимости (установление в отношении спорного земельного участка обременения в виде санитарно-защитной зоны), были внесены в ЕГРН 27 апреля 2021г.
Актом ОГБУ "ЦГКО" от 14 октября 2022 г. была исправлена допущенная при расчете кадастровой стоимости земельного участка ошибка, которая привела к уменьшению его кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в ОГБУ "ЦГКО" с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости 21 мая 2021 г. (л.д. 1-2 т.2), следовательно, установленная решением ОГБУ "ЦГКО" "данные изъяты" от 25 июня 2021 г. рыночная стоимость земельного участка в размере 20 711 971 руб. 24 коп. подлежит применению с 1 января 2021 г.
В данном случае сведения о земельном участке, повлекшие за собой изменения его кадастровой стоимости (установление в отношении спорного земельного участка обременения в виде санитарно-защитной зоны), были внесены в ЕГРН 27 апреля 2021 г, актом ОГБУ "ЦГКО" от 14 октября 2022 г. была исправлена допущенная при расчете кадастровой стоимости земельного участка ошибка, которая привела к уменьшению его кадастровой стоимости.
Вопросы применения сведений о кадастровой стоимости регулируются статьей 18 Закона о государственной кадастровой оценке.
Согласно ч. 1 указанной статьи для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Часть 2 указанной статьи определяет дату начала применения кадастровой стоимости.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 18 Закона о государственной кадастровой оценке для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "в" п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона о государственной кадастровой оценке, внесенные в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости, изменяемые вследствие исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона, в сторону уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости, применяются со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 18 Закона о государственной кадастровой оценке в редакции, действовавшей в юридически значимый период времени, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
Следовательно, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 27 121 849 руб. 25 коп. подлежат применению с 27 апреля 2021 г.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 20 711 971 руб. 24 коп. подлежит применению с 1 января по 26 апреля 2021 г. включительно. С 27 апреля 2021 г. подлежит применению кадастровая стоимость в размере 27 121 849 руб. 26 коп.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 8 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Садыркаевой Лилии Мансуровны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.