Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Тяпкиной Айтбике Сабировны на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды N от 21 января 2022 года, решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 27 июня 2022 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 21 сентября 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тяпкиной Айтбике Сабировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды N от 21 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 27 июня 2022 года, решением судьи Оренбургского областного суда от 21 сентября 2022 года, индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Тяпкина Айтбике Сабировна (далее - Тяпкина А.С.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Тяпкина А.С. просит обжалуемые акты изменить, заменить административное наказания в виде штрафа на предупреждение.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Из пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Отходы производства и потребления I - IV классов опасности подлежат паспортизации по форме и в порядке, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности".
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 мая 2017 года N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в который под кодом 11211001334 включен "Навоз крупного рогатого скота свежий" и под кодом 7 33 310 01 71 4 "Смет с территории гаража, автостоянки".
Из материалов дела усматривается, что по результатам проведенной Абдулинской межрайонной прокуратурой Оренбургской области в период с 29 ноября по 28 декабря 2021 года проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности КФХ Тяпкиной А.С. установлено, что основным видом деятельности данного КФХ является разведение молочного крупного рогатого скота, производство молока. В процессе производственной деятельности КФХ образуются отходы IV класса опасности, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, в связи с чем у индивидуальных предпринимателей имеются предусмотренные действующим законодательством обязанности по отнесению отходов, образующихся в результате деятельности (навоз крупного рогатого скота свежий, смет с территории гаража, автостоянки), к конкретному классу опасности, а также по составлению соответствующих паспортов опасных отходов I-IV классов опасности, что в нарушение приведенных выше норм главой КФХ не сделано.
По выявленным нарушениям 30 ноября 2021 года Абдулинским межрайонным прокурором в отношении главы КФХ Тяпкиной А.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о привлечении главы КФХ Тяпкиной А.С. к административной ответственности.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности Тяпкиной А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) нарушены предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Тяпкиной А.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение суды не усмотрели, поскольку из материалов дела не следует наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом суды учли характер допущенного правонарушения.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Тяпкиной А.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено Тяпкиной А.С. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды N от 21 января 2022 года, решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 27 июня 2022 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 21 сентября 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тяпкиной Айтбике Сабировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Тяпкиной Айтбике Сабировны - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.