Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Прокопьевой Оксаны Равильовны на вступившие в законную силу постановление Городской административной комиссии г. Чебоксары от 2 сентября 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 октября 2022 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 22 декабря 2022 года, вынесенные в отношении Прокопьевой Оксаны Равильовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Городской административной комиссии г. Чебоксары от 2 сентября 2022 года Прокопьева Оксана Равильовна (далее - Прокопьева О.Р.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 октября 2022 года, оставленным без изменения решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 22 декабря 2022 года, постановление Городской административной комиссии г. Чебоксары от 2 сентября 2022 года в части административного наказания изменено, назначено Прокопьевой О.Р. административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Прокопьева О.Р. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
Согласно примечанию к данной статье под муниципальной парковкой следует понимать объект благоустройства поселения, муниципального округа, городского округа, представляющий собой специально обозначенное, в том числе путем установки соответствующих дорожных знаков и информационных указателей, а также нанесения необходимой дорожной разметки в соответствии с проектом для каждой парковки, и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности поселения, муниципального округа, городского округа, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы в случаях, установленных правовыми актами органа местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа.
В соответствии с пунктами 4.2.2, 4.6, 4.8 постановления администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2014 года N 2240 (редакция от 30 июня 2020 года) "Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары" (далее - постановление администрации от 1 июля 2014 года N 2240), пользователи парковок (парковочных мест) обязаны при пользовании парковкой (парковочным местом) оплатить установленную стоимость пользования данным объектом с учетом фактического времени пребывания на нем. Пользователь непосредственно сразу после занятия парковочного места заключает с оператором публичный (фискальный) договор путем оплаты пользователем стоянки транспортного средства на парковке (парковочном месте). Размер платы за пользование парковками (парковочными местами) устанавливается правовым актом администрации города Чебоксары.
Согласно пунктам 5.1 и 5.3 постановления администрации от 1 июля 2014 года N 2240 оплата за пользование платной парковкой осуществляется с использованием автоматизированной системы в безналичной форме одним из следующих способов: через парковочный автомат (при установке специального оборудования); путем направления короткого текстового сообщения (СМС) на специальный номер с помощью мобильного телефона; с помощью мобильного приложения; с помощью расчетной записи пользователя парковки на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Парковочное пространство города Чебоксары". Оплата производится за пользование платной парковкой (парковочным местом) более пятнадцати минут, если иное не предусмотрено перечнем мест размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары, утвержденным постановлением администрации города Чебоксары.
Невыполнение данного требования считается неоплатой размещения транспортного средства на платной муниципальной парковке и влечет административную ответственность по части 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Пунктом 2.9 Методики расчета, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары от 11 мая 2017 года N 1139 "Об утверждении методики-расчета и максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары", установлено, что при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) менее 15 минут плата не взимается.
Частью 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2 названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основанием для привлечения Прокопьевой О.Р. к административной ответственности административной комиссией по вышеуказанной норме послужили зафиксированные работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством "данные изъяты" обстоятельства о том, что 17 июля 2022 года с 13 часов 36 минут до 13 часов 59 минут по адресу: "адрес", собственник (владелец) транспортного средства "данные изъяты" с государственным регистрационным знаком N Прокопьева О.Р. допустила неуплату за размещение транспортного средства на парковке (парковочном месте), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по указанному адресу и используемой в соответствии с муниципальными правовыми актами на платной основе, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Судья районного суда изменил постановление административной комиссии в части назначения административного наказания при рассмотрении жалобы на постановление административной комиссии.
В обоснование указал, что, учитывая характер административного правонарушения, данные о личности виновного лица, который ранее к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения не привлекался, а также то, что на материалах фотофиксации усматривается, что перед автомобилем заявителя расположены еще 2 автомобиля, затрудняющие выезд из зоны платной парковки, полагает, что наказание в виде предупреждения будет соответствовать требованиям статей 3.1, 3.4, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Чувашской Республики с выводами судьи районного суда согласился.
Вместе с тем, постановление административной комиссии, решение судьи районного суда и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики законными признать нельзя.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Делая вывод о наличии в деянии Прокопьевой О.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", административная комиссия и судебные инстанции пришли к выводу о том, что факт стоянки транспортного средства, принадлежащего заявителю, на платной парковке и не внесение платы на размещение транспортного средства на платной парковке доказан административным органом, нашел свое полное подтверждение в ходе рассмотрения дела, каких-либо противоречий не выявлено, представленные административным органом доказательства являются достаточными и соотносятся друг с другом, противоречий не содержат, материал собран полно, недостатков не содержит. Доказательств того, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, суду не представлено.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что в момент окончания правонарушения - 17 июля 2022 года в 13 часов 59 минут, автомобиль Прокопьевой О.Р. был заблокирован двумя другими автомобилями, из-за которых она не могла выехать с места парковки в установленное для бесплатной парковки время - 15 минут.
Таким образом, Прокопьевой О.Р. были приняты все меры по своевременному выезду с платной парковки до истечения 15 минут, предусмотренные для бесплатной парковки, что свидетельствует об отсутствии ее вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
В ходе производства по делу данные доводы последовательно приводились привлекаемым к административной ответственности лицом с указанием на то, что юридически значимые обстоятельства не исследованы, ее вина в совершении вмененного административного правонарушения не установлена.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие доводы заявителя в поданных по делу жалобах нижестоящими судебными инстанциями должным образом оценку не получили.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В силу положений части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При изложенных обстоятельствах вывод административной комиссии и судебных инстанций о совершении Прокопьевой О.Р. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", нельзя признать обоснованным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление Городской административной комиссии г. Чебоксары от 2 сентября 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 октября 2022 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 22 декабря 2022 года, вынесенные в отношении Прокопьевой Оксаны Равильовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", нельзя признать законными, они подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Прокопьевой Оксаны Равильовны удовлетворить.
Постановление Городской административной комиссии г. Чебоксары от 2 сентября 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 октября 2022 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 22 декабря 2022 года, вынесенные в отношении Прокопьевой Оксаны Равильовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.