Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Синяева В.И, судей Плахотник М.В, Ждановича А.С, при секретаре Фроловой Е.А, с участием
прокурора Дупака Д.О, осужденного Калиниченко А.Г. посредством видеоконференц-связи, защиты в лице адвоката Шуркиной А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Калиниченко Александра Генадьевича на приговор Бузулукского районного суда Оренбургской области от 16 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 6 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Синяева В.И, изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание вынесенных в отношении Калиниченко А.Г. судебных решений, доводы кассационной жалобы, выступление осужденного и его защитника Шуркиной А.Н, поддержавших кассационную жалобу, мнение прокурора Дупака Д.О, полагавшего, что имеются для изменения судебных решений, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
приговором Бузулукского районного суда Оренбургской области от 16 апреля 2018 года
Калиниченко Александр Генадьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин Российской Федерации, несудимый, осужден:
- по п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (по сбыту наркотического средства ФИО8) с применением ст. 64 УК РФ к 8 годам лишения свободы;
- по п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (по сбыту наркотического средства ФИО9 и ФИО10) с применением ст. 64 УК РФ к 8 годам лишения свободы;
- по п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (по сбыту наркотического средства ФИО11) с применением ст. 64 УК РФ к 8 годам лишения свободы;
- по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ к штрафу в размере 50000 рублей.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно к отбытию Калиниченко А.Г. назначено 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 50000 рублей.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда. Срок отбытия наказания исчислен с 16 апреля 2018 года.
Определена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 6 июля 2018 года приговор Бузулукского районного суда Оренбургской области от 16 апреля 2018 года в отношении Калиниченко А.Г. изменен:
исключено из приговора осуждение Калиниченко А.Г. по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности трех преступлений, предусмотренных п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно к отбытию назначено Калиниченко А.Г. 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
Обжалуемым приговором, с учетом апелляционного определения, Калиниченко А.Г. признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств в крупном размере (три преступления).
Преступления им совершены 13, 19 и 23 марта 2017 года в г. Бузулуке Оренбургской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Калиниченко А.Г. выражает несогласие с судебными решениями в виду нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона. В обоснование указывает, что при назначении наказания суд не учел наличие у него тяжелого хронического заболевания ("данные изъяты"). Обращает внимание, что суд апелляционной инстанции исключил осуждение его по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ, а следовало его оправдать с признанием за ним право на реабилитацию по указанному составу преступления. Полагает, что оперативно-розыскные мероприятия проведены с нарушениями закона, в действиях сотрудников полиции усматриваются признаки провокации к совершению преступлений. Просит изменить судебные решения и смягчить назначенное наказание.
Проверив материалы уголовного дела, доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основанием для отмены постановления суда при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление, определение судьи должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
Данным требованиям апелляционное определение не соответствует.
Суд первой инстанции, признавая осужденного виновным по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ, указал в приговоре, что Калиниченко А.Г, имея умысел на получение имущественной выгоды от незаконного оборота наркотических средств и понимая, что полученным им денежным средствам от незаконного оборота наркотических средств необходимо придать правомерный вид владения, пользования и распоряжения, разработал план легализации денежных средств в системе "Visa QIWI Wallet", привязав их к сим-картам, оформленных на лиц, не имеющих отношения к его преступной деятельности, на которые в период с 20 декабря 2016 года по 26 апреля 2017 года от приобретателей наркотиков поступали денежные средства от незаконного сбыта наркотических средств и которые переводились Калиниченко А.Г. по системе "Visa QIWI Wallet", на другие открытые им электронные счета в системе "Visa QIWI Wallet", привязанные к сим-картам, оформленным на лиц, не имеющих отношения к его преступной деятельности, и которые затем переводились осужденным по системе "Visa QIWI Wallet", на открытый им электронный счет N N, привязанный к сим-карте, оформленной на его имя и находившуюся в его владении, после чего полученными денежными средствами он распоряжался.
Суд апелляционной инстанции при проверке законности приговора Бузулукского районного суда Оренбургской области от 16 апреля 2018 года установил, что, квалифицируя действия Калиниченко А.Г. по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ как совершение финансовых операций с денежными средствами, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами, суд первой инстанции не учел, что преступление, предусмотренное ст. 174.1 УК РФ относится к преступлениям в сфере экономической деятельности и, соответственно, составообразующим элементом этого преступления является цель вовлечения денежных средств и иного имущества, полученного в результате преступления, в легальный эконмический оборот.
По смыслу закона, под легализацией денежных средств и иного имущества, полученных в результате преступления, понимается не просто финансовые операции и сделки с имуществом, полученным преступным путем, но такие операции и сделки, целью которых является придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению ими с вовлечением в легальный экономический оборот.
С учетом этого, по делам о незаконном обороте наркотических средств, необходимо отличать финансовые операции, целью которых является конспирация, как способ получения дохода от незаконного оборота наркотических средств, что охватывается соответствующими составами преступлений, предусмотренных главой 25 УК РФ, от финансовых операций, целью которых является придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению такими денежными средствами с последующим вовлечением их в легальный экономический оборот.
Так, суд апелляционной инстанции установил, что ни из содержания приговора, ни из материалов уголовного дела не усматривается, что денежные средства от продажи наркотических средств переводились осужденным с целью вовлечения их в последующем в легальный экономический оборот. Действия Калиниченко А.Г, описанные в приговоре, свидетельствуют лишь о перечислении с электронных счетов денежных средств, поступивших от приобретателей наркотических средств, на банковскую карту и на электронный счет, оформленные на имя осужденного, то есть о способе их обналичивания и конспирации своей преступной деятельности, и не свидетельствуют о том, что Калиниченко А.Г. преследовал цель отмывания, легализации денежных средств, полученных в результате преступлений.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные действия осужденного охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ, в связи с чем исключил из приговора осуждение Калиниченко А.Г. по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ как излишне вменное.
Между тем, мотивируя выводы о том, что преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 174.1 УК РФ, вменено Калиниченко А.Г. излишне, суд апелляционной инстанции не высказал мнение о том, установлено ли событие или состав указанного преступления.
Согласно положениям ст. 24 УПК РФ и ч. 2 ст. 302 УПК РФ отсутствие события или состава преступления является основанием для прекращения уголовного дела или постановления оправдательного приговора.
Резолютивная часть апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 6 июля 2018 года, сформулированная в виде, не позволяющим определить сущность и правовую природу решения суда апелляционной инстанции, не содержит указания на прекращения уголовного дела в отношении Калиниченко А.Г. в части его осуждения по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения закона повлияли на исход дела, признаются судебной коллегией существенными, влекущими отмену апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 6 июля 2018 года с передачей дела на новое апелляционное рассмотрение, в ходе которого суду апелляционной инстанции следует устранить нарушения уголовно-процессуального закона, проверить законность, обоснованность и справедливость приговора суда первой инстанции, вынести решение, соответствующее требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
При этом, в силу ч. 7 ст. 401.6 УПК РФ судебная коллегия не входит в обсуждение иных доводов кассационной жалобы, поскольку с учетом вышеуказанных нарушений, допущенных при рассмотрении дела, они станут предметом проверки при новом апелляционном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
В связи с отменой апелляционного определения и направления дела на новое апелляционное рассмотрение судебная коллегия, учитывая характер и степень общественной опасности преступлений, за которые Калиниченко А.Г. осужден к реальному лишению свободы, данные о его личности, который может скрыться от суда, в целях обеспечения рассмотрения уголовного дела в апелляционном порядке в разумные сроки, в соответствии со ст. ст. 97, 99, 108, 255 УПК РФ считает необходимым избрать в отношении него меру пресечения в виде заключения под стражу на срок три месяца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 6 июля 2018 года в отношении Калиниченко Александра Генадьевича отменить.
Направить уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение в Оренбургский областной суд в ином составе суда.
Избрать в отношении Калиниченко Александра Генадьевича меру пресечения в виде заключения под стражу на срок три месяца, то есть по 21 июня 2023 года.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.