Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 27 декабря 2022 года кассационную жалобу Николаева С.В. на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 октября 2022 года по административному делу N 2а-5667/2022 по административному исковому заявлению Николаева С.В. об оспаривании решений администрации города Оренбурга (далее - Администрация) и вице-губернатора - заместителя председателя Правительства - руководителя аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области Кулагину Д.В. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение представителей административных ответчиков Администрации Хуртиной М.К. и Правительства Оренбургской области Корчагина С.В, полагавших судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
30 июня 2022 года Николаев С.В. обратился в Администрацию с уведомлением о проведении 5 июля 2022 года с 19:30 часов до 20:30 часов в городе Оренбурге (парк имени Октябрьской революции), публичного мероприятия в форме пикетирования, с целью выражения протеста против решения по вырубке деревьев в указанном парке и строительства на его месте спортивной площадки, с предполагаемым количеством участников 40-50 человек (л.д. 6).
Аналогичное уведомление подано административным истцом в адрес вице-губернатора - заместителя председателя Правительства - руководителя аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области Кулагина Д.В. (л.д. 7).
В ответе Администрации от 4 июля 2022 года Николаев С.В. уведомлен о невозможности проведения публичного массового мероприятия в связи с действующими ограничениями, направленными на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции на территории Оренбургской области, установленными указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года N 112-ук "О мерах по противодействию на территории Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (л.д. 8).
Аналогичные сведения содержатся в письме руководителя аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области от 4 июля 2022 года (л.д. 9).
Не согласившись с вышеназванными решениями от 4 июля 2022 года, Николаев С.В. оспорил их в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 20 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 октября 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Николаев С.В. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Приводит доводы о недопустимости применения судами указа Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года N 112-ук "О мерах по противодействию на территории Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", поскольку он противоречит постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 июня 2022 года N 18 "Об отдельных положениях постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, связанным с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 июня 2022 года N 18), имеющему большую юридическую силу. По мнению заявителя жалобы, приведенным постановлением ограничения и запреты, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции приостановлены (утратили силу), что не было учтено судебными инстанциями и повлекло вынесение незаконных судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В силу Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Указанным законом предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий (часть 4 статьи 5, часть 1 статьи 7), позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии с Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года N 112-ук "О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Оренбургской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 1).
На органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области возложена обязанность исключить организацию и проведение массовых мероприятий (пункт 10.14).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, пришли к правильному выводу об отсутствии у органа местного самоуправления правовых оснований для согласования административному истцу проведения публичного мероприятия, поскольку возможность его проведения на территории города Оренбурга Оренбургской области ограничена вышеприведенным нормативным правовым актом, принятым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Оренбургской области с связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Аргументы кассационной жалобы Николаева С.В. о несоответствии вышеназванного указа Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года N 112-ук постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 июня 2022 года N 18 подлежат отклонению, поскольку проверка соответствия указанного регионального нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не является предметом рассмотрения заявленных требований.
Кроме того, вопреки утверждению в кассационной жалобе, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 июня 2022 года N 18 не отменяет действие пункта 1.6 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 года N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019", согласно которому высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано ограничить проведение массовых мероприятий.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Николаева С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.