Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 23 января 2023 года кассационную жалобу Гамирова Д.Р. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2022 года по административному делу N 2а-3118/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан к Гамирову Д.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гамиров Д.Р. является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с регистрацией за ним права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес". В отношении указанного объекта недвижимости Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан исчислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 087 руб, за 2019 год в размере 1 195 руб, за 2020 год в размере 1 315 руб.
Также административный ответчик является плательщиком транспортного налога в связи с регистрацией за ним автомобиля марки "TOYOTA AVENSIS", государственный регистрационный знак N. Налоговый орган исчислил в отношении данного транспортного средства транспортный налог за 2018, 2019, 2020 годы в размере 13 545 руб. (4 515*3).
Кроме того, административный ответчик является плательщиком земельного налога в связи с регистрацией за ним права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" в отношении которого налоговым органом исчислен земельный налог за 2018 год в размере 134 руб, за 2019 год в размере 134 руб, за 2020 год в размере 119 руб. (с учетом переплаты).
22 марта 2021 года сформировано налоговое уведомление N 84956718, в котором указано на необходимость уплатить в срок не позднее 1 декабря 2021 года транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц за 2018 и 2019 годы на общую сумму 11 580 руб. (2 282 руб. + 268 руб. + 9 030 руб.).
1 сентября 2021 года сформировано налоговое уведомлениеN 39684376, в котором указано на необходимость уплатить в срок не позднее 1 декабря 2021 года исчисленные за 2020 год транспортный налог в размере 4 515 руб, земельный налог в размере 119 руб. (с учетом переплаты), налог на имущество физических лиц в размере 1 315 руб.
В связи с неуплатой Гамировым Д.Р. в установленный законом срок суммы налогов исчислены пени, сформировано требование N 45531 по состоянию на 10 декабря 2021 года об уплате транспортного налога в размере 13 545 руб, земельного налога в размере 387 руб, налога на имущество физических лиц в размере 3 597 руб. за 2018, 2019, 2020 годы, а также пени по ним (за исключением земельного налога за 2020 год). Установлен срок исполнения до 21 января 2022 года.
Гамировым Д.Р. вышеуказанное требование не исполнено.
27 апреля 2022 года мировым судьей судебного участка N 8 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с Гамирова Д.Р. недоимки, который 1 июня 2022 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа.
9 августа 2022 года Межрайонная ИФНС России N 16 по Республике Татарстан обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 сентября 2022 года административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан удовлетворено, с Гамирова Д.Р. взыскан транспортный налог за 2018 год в размере 4 515 руб. и пени по нему за период со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 9, 3 руб.; транспортный налог за 2019 год в размере 4 515 руб. и пени по нему за период со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 9, 3 руб.; транспортный налог за 2020 год в размере 4 515 руб. и пени по нему за период со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 9, 3 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2018 год в размере 1 087 руб. и пени по нему за период со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 2, 17 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2019 год в размере 1 195 руб. и пени по нему за период со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 2, 39 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2020 год в размере 1 315 руб. и пени по нему за период со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 2, 63 руб.; земельный налог за 2018 год в размере 134 руб. и пени по нему за период со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 27 коп.; земельный налог за 2019 год в размере 134 руб. и пени по нему за период со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 27 коп.; земельный налог за 2020 год в размере 122 руб.; также государственная пошлина в размере 400 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2022 года решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 сентября 2022 года в части размера недоимки по земельному налогу за 2020 год изменено, с Гамирова Д.Р. взыскана задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2020 год в размере 119 руб. Резолютивная часть решения суда дополнена указанием на общий размер подлежащей взысканию недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019, 2020 годы, а также, пени по ним в сумме 17 563, 82 руб.
В остальной части решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 сентября 2022 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Гамиров Д.Р. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административных исковых требований в части взыскания налога на имущество физических лиц, транспортного налога и земельного налога за 2018, 2019 годы отказать, в части взыскания налога на имущество физических лиц, транспортного налога и земельного налога за 2020 год административное исковое заявление оставить без рассмотрения. Указывает, что налоговым органом не соблюдена установленная законом процедура взыскания недоимки, а именно налоговый орган не обращался с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки за 2018 и 2019 годы; суд апелляционной инстанции сослался на реестр отправления заказных писем от 29 сентября 2021 года N 820, при этом принятие данного доказательства осуществлено с нарушением установленного законом порядка; обращение в суд с требованием о взыскании недоимки за 2018 и 2019 годы осуществлено налоговым органом за пределами установленного законом срока.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового Кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 400 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является пени (пункт 1 статьи 72 вышеназванного Кодекса).
В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщиком подлежат уплате пени на просроченную сумму (пункт 1), которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3), и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из то, что налогоплательщиком не была исполнена обязанность по уплате налога; размер недоимки исчислен верно; сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции в целом согласился с выводом суда первой инстанции. Однако, признавая правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы по земельному налогу за 2020 год, суд первой инстанции взыскал с Гамирова Д.Р. недоимку по указанному виду налога в размере 122 руб. вместо 119 руб, в связи с чем судебный акт был изменен судом апелляционной инстанции.
В этой части судебный акт не оспаривается.
Выводы судебных инстанций об обоснованности заявленных требований является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о том, что налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года N 39684376 об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2020 год не направлялось в адрес налогоплательщика, не может быть принят во внимание.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Направление административному ответчику налогового уведомленияN 39684376, сформированного по состоянию на 1 сентября 2021 года, подтверждается списком заказных почтовых отправлений от 29 сентября 2021 года N 820, представленным в суд апелляционной инстанции (л.д. 85).
Ходатайство об исключении данного доказательства не подлежит удовлетворению.
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В пунктах 32, 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что до изложения обстоятельств административного дела судья-докладчик, исходя из требований части 4 статьи 307, части 2 статьи 308 Кодекса, при наличии сведений о поступлении в суд новых доказательств сообщает об этом, раскрывая их содержание, ставит на обсуждение перед судом вопрос о принятии дополнительно представленных (новых) доказательств.
В случае если лицо заявило ходатайство о принятии и об исследовании дополнительно представленных (новых) доказательств, на которые не ссылалось в апелляционных жалобе, представлении, непосредственно в судебном заседании суда апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции разрешает данное ходатайство с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, дает оценку характеру причин непредставления данных доказательств в суд первой инстанции, а также проверяет их соответствие требованиям статей 60 и 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о допустимости и относимости доказательств.
Судам следует учитывать, что вопрос о том, могли ли доказательства быть представлены лицами, участвующими в деле, в суд первой инстанции, не имеет правового значения, если доказательства необходимы для принятия законного и обоснованного решения и в связи с этим подлежали истребованию судом первой инстанции по своей инициативе независимо от волеизъявления участников спора (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений частей 3, 4 статьи 198, части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определение суда апелляционной инстанции по вопросу о принятии дополнительно представленных (новых) доказательств может быть вынесено как в виде протокольного определения, так и в виде отдельного судебного акта. Указанное определение не может быть обжаловано. Возражения в отношении данного определения могут быть изложены при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела (часть 2 статьи 202 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Дополнительно представленные (новые) доказательства исследуются в порядке, установленном главой 6 и статьями 158 - 170 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку в силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд проверяет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, названное доказательство необходимо для принятия законного и обоснованного решения и в связи с этим подлежало истребованию судом первой инстанции по своей инициативе независимо от волеизъявления участников спора, следовательно, суд апелляционной инстанции обоснованно принял доказательство направления налогового уведомления, с получением которого законодатель связывает обязанность по уплате налога.
Ссылка подателя кассационной жалобы на то, что принятие судом апелляционной инстанции списка заказных почтовых отправлений от 29 сентября 2021 года N 820 не обсуждалось с участниками процесса, список не исследовался, не приобщался к материалам дела, несостоятельна.
Апелляционная жалоба административного ответчика содержала указание на отсутствие доказательств направления налогового уведомления. Налоговым органом представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, к которым приложен названный список заказных почтовых корреспонденций. Направление налоговых документов подтверждается отчетом об отслеживании отправлений с идентификатором. В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, в связи с чем обсуждение вопроса о принятии данного доказательства со сторонами по делу суд был лишен возможности. Ссылаясь на данное доказательство в апелляционном определении, суд апелляционной инстанции фактически указал о принятии названного списка, в связи с чем отсутствие отдельного процессуального документа о принятии доказательства не может являться нарушением, влекущим отмену судебного акта.
В соответствии с частью 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Довод кассационной жалобы о несоблюдении налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на доходы физических лиц за 2018 и 2019 годы несостоятелен.
Податель кассационной жалобы ссылается на то, что в данном административном иске предметом спора является взыскание недоимки за 2018, 2019, 2020 годы, тогда как с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обращался лишь в отношении недоимки за 2020 год.
В соответствии с положениями пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законом определен порядок обращения налогового органа в суд по вопросу взыскания недоимки.
Из материалов дела усматривается, что 21 апреля 2022 года налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Гамирова Д.Р. недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц на общую сумму 23 163, 4 руб. К заявлению о вынесении судебного приказа были приложены налоговые уведомления N 39684376 от 1 сентября 2021 года об уплате налогов за 2018 и 2019 годы, N 84956718 от 22 марта 2021 года о необходимости уплаты налогов за 2020 год. Также налоговый орган приобщил к указанному заявлению требование N 45531 по состоянию на 10 декабря 2021 года о необходимости уплаты транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2018, 2019, 2020 годы.
Размер взыскиваемой суммы недоимки по обязательным платежам складывается из исчисленного транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2018, 2019, 2020 годы. Ошибочное указание в самом заявлении о выдаче судебного приказа одного налогового периода - 2020 год не свидетельствует о том, что налоговым органом заявлены иные периоды взыскиваемой недоимки.
Таким образом, административным истцом соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени.
Довод кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд о взыскании недоимки за 2018 и 2019 годы несостоятелен.
В соответствии с положениями статей 363, 397, 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Таким образом, направление налогового уведомления от 22 марта 2021 года N 84956718 об уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2018 и 2019 годы, в котором указано на необходимость уплатить в срок не позднее 1 декабря 2021 года транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц за 2018 и 2019 годы, осуществлено в пределах срока, установленного законом.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 69 и пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Направление в адрес налогоплательщика требования N 45531 по состоянию на 10 декабря 2021 года об уплате недоимки за 2018 - 2020 годы осуществлено в установленные законом сроки. Сроки обращения в суд налоговым органом также соблюдены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гамирова Д.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 9 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.