Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Тимохина И.В. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 23 января 2023 года кассационную жалобу административных ответчиков - федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Федеральной службы исполнения наказаний и поданную 20 февраля 2023 года кассационную жалобу административных ответчиков - федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 января 2023 года по административному делу N 2а-2781/2022 по административному исковому заявлению Элькинда Павла Александровича к федеральному казённому учреждению "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", федеральному казённому учреждению "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", федеральному казённому учреждению "Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, федеральному казённому учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 16 Федеральной службы исполнения наказаний" и Федеральной службе исполнения наказаний о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад председательствующего судьи Ляпина Н.А, объяснения посредством видеоконференц-связи представителя административных ответчиков - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Федеральной службы исполнения наказаний по доверенности Хайруллиной Г.В. в обоснование доводов кассационных жалоб, а также возражения административного истца Элькинда П.А. против их удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Элькинд П.А. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование указав, что в период нахождения под стражей с 28 августа 2013 года по 28 февраля 2019 года в федеральном казённом учреждении "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", федеральном казённом учреждении "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", федеральном казённом учреждении "Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - ФКУ СИЗО-2 (СИЗО-3, СИЗО-5) УФСИН России по Республике Татарстан) условия его содержания не отвечали требованиям санитарных и жилищно-бытовых норм. Так, Элькинд П.А. содержался в стеснённых условиях камер, без разделения заключённых на курящих и некурящих, при отсутствии вентиляции, возможности полного уединения при пользовании туалетом, недостаточном количестве сантехнического оборудования, где также он не был обеспечен постельными принадлежностями, надлежащей медицинской помощью и питанием. В связи с изложенным административный истец просил присудить ему компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 1 000 000 рублей.
Судом к участию в деле привлечены: в качестве административных ответчиков - федеральное казённое учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 16 Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее - УФСИН России по Республике Татарстан); в качестве заинтересованного лица - начальник УФСИН России по Республике Татарстан Хиалеев Э.Д.
Решением Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 января 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Элькинда П.А. компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 53 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах, поступивших в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 31 января и 28 февраля 2023 года, административные ответчики просят отменить решения судов обеих инстанций и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления в полном объёме. В обоснование этого административный ответчик ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Татарстан указал, что судами не приняты во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенное нарушение, и не подтверждён доказательствами факт нарушения прав административного истца; административный ответчик ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан указал, что судами не дана надлежащая оценка обстоятельствам, связанным с отсутствием обращений административного истца в адрес администрации учреждения для выдачи трости или костылей в период ношения гипса на ноге.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Поскольку кассационные жалобы не содержат каких-либо доводов, касающихся несогласия административных ответчиков с обжалуемыми судебными постановлениями в той части, в которой в удовлетворении административных исковых требований Элькинда П.А. отказано, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности указанной части судебных решений у судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Проверив материалы административного дела, заслушав посредством видеоконференц-связи прибывших в суд лиц, обсудив доводы кассационных жалоб о несоответствии обжалуемых судебных актов требованиям статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и фактическим обстоятельствам, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что таких нарушений судами нижестоящих инстанций допущено не было.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21, 22 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, к полномочиям ФСИН России относится обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также осуществление медико-санитарного обеспечения указанных лиц.
Статьёй 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) установлена норма санитарной площади в камере на одного человека (подозреваемого и обвиняемого) в размере 4-х квадратных метров.
Судебными инстанциями установлено, что административный истец Элькинд П.А. содержался под стражей:
- в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Татарстан - с 6 июля по 11 октября 2014 года, с 8 августа 2016 года по 26 июня 2017 года, с 23 по 27 февраля 2019 года в камерах N 5, 52, 53, 61 (т. 1, л.д. 63, 64, 94);
- в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Татарстан - с 10 сентября 2013 года по 5 июля 2014 года в камерах N 305, 406, 413, 506 (т. 1, л.д. 156, 157, 178);
- в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан - с 28 августа 2013 года по 21 ноября 2018 года (периодами) в камерах N 72, 56, 64, 48, 44, 69, 77, 67, 16, 116, 105, 106, 54, 57, 60, 37, 58, 54, 52, 51 (т. 1, л.д. 118).
В период нахождения Элькинда П.А. в указанные учреждения помещались лица, свыше предусмотренного в камерах количества кроватей, в связи с чем норма санитарной площади на одного человека снижалась, что не было опровергнуто административными ответчиками.
24 апреля 2018 года Элькинду П.А. поставлен диагноз "перелом правой стопы", лечение - иммобилизация (т. 1, л.д. 84). Сведений о выдаче административному истцу приспособлений для передвижения, соответствующих диагнозу, материалы административного дела не содержат.
Согласно положениям статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из содержания данной нормы следует, что обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишённых свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды обеих инстанций установили факт нарушений условий содержания Элькинда П.А. под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Татарстан, в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Татарстан и в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан, выразившихся в необеспечении минимальной жилой площадью в течение 497 дней и непредоставлении дополнительных приспособлений для пользования туалетом при наличии гипса на ноге.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении суды признали заявленную административным истцом сумму компенсации чрезмерной, не соответствующей характеру и объёму причиненных ему нравственных и физических страданий, обоснованно посчитав, что она подлежит снижению до 53 000 рублей.
Ссылка административных ответчиков на частичное восполнение допущенных нарушений, связанных с необеспечением минимальной жилой площадью, путём участия в следственных действиях, предоставления свиданий с родственниками, прогулок, возможности для занятия спортом, регулярного мытья в душе не опровергает выводы судов о нарушениях условий содержания Элькинда П.А. под стражей.
Вопреки требованиям частей 2, 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками не представлены доказательства полного соблюдения надлежащих условий содержания административного истца в местах принудительного содержания, что обоснованно явилось основанием для присуждения соответствующей компенсации.
Также не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований либо необоснованности размера компенсации и доводы жалоб административных ответчиков о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства причинения административному истцу нравственных страданий, поскольку указанные доводы фактически сводятся к переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
В целом позиция административных ответчиков, изложенная в каждой из жалоб, не содержит обстоятельств, указывающих на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационных жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 января 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы административных ответчиков - федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 21 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.