Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 27 января 2023 года кассационную жалобу муниципального казенного учреждения (далее - МКУ) "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года по административному делу N 2а-2156/2022 по административному исковому заявлению Сидоровой Елены Ириковны, Федуновой Екатерины Александровны, Сидорова Юрия Александровича, Сидоровой Ольги Александровны к МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконным решения об определении цены земельного участка и возложении обязанности произвести перерасчет цены земельного участка.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, посредством видеоконференц-связи возражения представителя Сидорова Ю.А. по доверенности Андреевой Л.В. относительно удовлетворения доводов кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сидорова Е.И, Федунова Е.А, Сидоров Ю.А, Сидорова О.А. (далее также - административные истцы, заявители) обратились в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений", административный ответчик, Комитет)
В обоснование административного искового заявления указано, что 11марта 2021 года Сидоровым Ю.А. посредством электронной почты направлены заявления, подписанные Сидоровой Е.И, Федуновой Е.А, Сидоровым Ю.А, Сидоровой О.А. в адрес Комитета о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". 12 марта 2021 года указанное заявление доставлено в Комитет нарочно и зарегистрировано.
В перерасчете выкупной стоимости земельного участка административным истцам отказано со ссылкой на Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2021 года N 124 "О внесении изменения в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3октября 2012 года N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации".
Административные истцы полагают, что действие указанного постановления распространяется на правоотношения, возникшие после 23марта 2021 года, в отношении их заявления о предоставлении земельного участка должен применяться порядок расчета цены земельного участка, действовавший до внесенных изменений. Комитет неправомерно подготовил проект договора купли-продажи земельного участка с ценой земельного участка в размере 100% кадастровой стоимости - "данные изъяты" рублей 20 копеек.
Административные истцы считая свои права нарушенными, а решение незаконным, просили суд: признать незаконным решение МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" об определении цены земельного участка с кадастровым номером N, изложенное в письме от 26августа 2021 года N/ N; возложить обязанность на МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" произвести перерасчет цены земельного участка с кадастровым номером N исходя из положения Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 3октября 2012 года N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшего до внесения в него изменений Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12марта 2021 года N 124.
Решением Приволжского районного суда города Казани от 21 июня 2022 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым признан незаконным отказ МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" об определении цены на земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", находящегося в пользовании Сидоровой Е.И, Федуновой Е.А, Сидорова Ю.А, Сидоровой О.А. изложенный в письме от 26августа 2021 года за исх.N N; на МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Сидоровой Е.И, Федуновой Е.А, Сидорова Ю.А, Сидоровой О.А. о заключении договора купли-продажи земельного участка от 12 марта 2021 года с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, и поступивших впоследствии дополнениях к ней, комитет, выражая несогласие с апелляционным определением, просит об его отмене ввиду несоответствия выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения им норм материального права с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы ее подателем приведены доводы о том, что Комитетом правомерно подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка N с указанием цены, равной его кадастровой стоимости - "данные изъяты" руб. Автор жалобы полагает, что цена земельного участка с кадастровым номером N определена в соответствии с действующим законодательством, оснований для пересмотра цены не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Сидоровым Ю.А. представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе и возражения на них, выслушав явившегося участника, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух условий: незаконности действий (бездействия) уполномоченного органа (незаконности принятого им решения) и реального нарушения этим прав заявителя.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, 11 марта 2021 года Сидоровым Ю.А. посредством электронной почты в адрес МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" направлены подписанные Сидоровым Ю.А, Сидоровой Е.И, Федуновой Е.А, Сидоровой О.А. заявления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
12 марта 2021 года подлинники вышеуказанных заявлений повторно передано в адрес МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений".
По результатам рассмотрения заявлений, письмом от 4 июня 2021 года заявители извещены МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка N, цена договора, согласно проекту, составила "данные изъяты" рублей 20 копеек (л.д. 82-83).
Не согласившись с выкупной стоимостью земельного участка Сидоров Ю.А. 29 июля 2021 года направил в адрес МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" заявление с просьбой о перерасчете выкупной стоимости земельного участка с учетом положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент обращения и без учета изменений внесенных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2021 года N 124 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3октября 2012 года N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации" (л.д. 37).
26 августа 2021 года Комитетом земельных и имущественных отношений дан ответ о том, что цена земельного участка определена в соответствии с действующим законодательством и оснований для её пересмотра не имеется (л.д.38).
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2021 года N 124, которым изменена выкупная стоимость земельного участка, вступило в законную силу в день его принятия и опубликования и не нашёл законных оснований для удовлетворения административного иска.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение о частичном удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что с учетом прямого указания в пункте 4.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2021 года N 124 вступило в силу не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования, и на момент его опубликования 12 марта 2021 года не действовало.
Изложенное явилось основанием для вывода суда апелляционной инстанции о незаконности решения Комитета об отказе произвести перерасчет цены земельного участка и нарушении прав, свобод и законных интересов административных истцов.
Оснований не согласиться с таким выводом суда апелляционной инстанции судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку оно мотивировано, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.
Положениям части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12марта 2021 года N 124 "О внесении изменений в Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность которых не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений, либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2021 года N 124) установлено, что цена продажи земельного участка составляет 100% кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года N 827 (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 октября 2015 года N 138 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность которых не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений, либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации"), цена продажи земельного участка составляет семнадцатикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка - в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
Согласно пункту 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан вступают в силу со дня их официального опубликования. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения конфиденциального характера, иные сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан, а также распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан вступают в силу со дня их подписания. Постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан может быть установлен иной срок вступления их в силу.
Как указано в пункте 4.1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня их официального опубликования.
В постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 12марта 2021 года N 124 не указан иной специальный срок вступления указанного постановления в законную силу и в этой связи по указанному вопросу подлежали применению общие положения Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", а именно указанные в пунктах 4 и 4.1 постановления.
Установление Кабинетом Министров Республики Татарстан выкупной стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность которых не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений, либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, безусловно затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2021 года N 124 опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан (http://pravo.tatarstan.ru) - 12 марта 2021 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы представляется верным вывод суда апелляционной инстанции о том, что условия о выкупной цене земельного участка подлежали установлению в соответствии с положениями постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года N 827 (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 октября 2015 года N 138), согласно которому применяемая для определения стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, заключившим договор аренды земельных участков до вступления в силу настоящего постановления, цена земли составляет 17-кратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка - в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
Таким образом, материалами административного дела подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого органом местного самоуправления решения об отказе решения произвести перерасчет земельного участка и реального нарушения при этом прав заявителей, являющихся в совокупности основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого отказа незаконным, как это предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права судом апелляционной инстанции, отклоняются судебной коллегией как ошибочные.
Аргументы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.