Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Данилина Е.М, судей Бугарь М.Н, Ромасловской И.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Латыповой Айгули Робертовны на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 октября 2022 г. по гражданскому делу N 2-2218/2022 по исковому заявлению Латыповой Айгули Робертовны к САО "ВСК", уполномоченному по правам потребителя финансовых услуг Максимову С.В. о защите прав потребителей, о взыскании ущерба причинённого дорожно-транспортным происшествием.
Заслушав доклад судьи Данилина Е.М, объяснения представителя истца Ямбулатовой А.З. (ордер от 1 марта 2023 г.), представителя ответчика Харисова И.Р. (доверенность от 16 января 2023 г.), проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Латыпова А.Р. обратилась с иском к САО "ВСК", уполномоченному по правам потребителя финансовых услуг о защите прав потребителей, о взыскании ущерба, причинённого дорожно-транспортным происшествием 12 октября 2021 г. вследствие действий водителя Хасанова Р.Р, управляющего транспортным происшествием Ниссан Альмера, в котором поврежден принадлежащий истцу Митсубиси Паджеро.
Указанное дорожно-транспортное происшествие оформлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в порядке, предусмотренном статьёй 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", о чем составлено извещение о дорожно-транспортном происшествии, составлен Европротокол, водитель Хасанов Р.Р. вину признал, при оформлении использовалось приложение "ДТП Европротокол", зарегистрировано N.
Гражданская ответственность истца на момент дорожно-транспортного происшествия застрахована в САО "ВСК", ответственность Хасанова Р.Р. в СПАО "Ингосстрах" по договору ОСАГО серии РРР N.
19 октября 2021 г. истец обратилась в САО "ВСК" о направлении автомобиля истца на ремонт к официальному дилеру Митсубиси в г. Уфу, страховое дело N. САО "ВСК" организовано проведение независимой технической экспертизы в ООО "Региональное Агентство Независимой Экспертизы" от 19 октября 2021 г. N ОСАГО9998545, стоимость восстановительного ремонта без учёта износа составила 131 600 руб, с учетом износа 111 700 руб. 4 ноября 2021 г. CAO ВСК вместо направления на ремонт повреждённого в результате дорожно-транспортного происшествия автомобиля истца, САО "ВСК" выплатило истце страховое возмещение в сумме 100 000 руб.
Не согласившись с данной выплатой, 11 ноября 2021 г. истец обратилась в ООО "Центр независимой оценки", согласно отчёту эксперта сумма затрат на восстановительный ремонт без учёта износа составила 190 220, 23 руб.
20 декабря 2021 г. истец обратилась в САО "ВСК" о доплате суммы 90 220, 22 руб, о возмещении расходов на проведение независимой технической экспертизы в размере 6 000 руб, расходов по оплате услуг по дефектовке транспортного средства в размере 5 000 руб.
22 декабря 2021 г. САО "ВСК" письмом N в ответ на претензию от 20 декабря 2021 г. уведомила истца об отказе в удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на пункт 4 статьи 11.1 ФЗ 40 ОСАГО, то есть в связи с превышением лимита.
Решением финансового уполномоченного от 21 марта 2022 г. за N отказано в удовлетворении жалобы, со ссылкой на то, что данные о дорожно-транспортном происшествии от 12 октября 2021 г. (N) переданы в АИС ОСАГО Козеровским Н.В, который не является водителем участников события, то есть с нарушением требований положений статьи 11.1 Закона N40-ФЗ и постановления Правительства РФ от 28 августа 2019 г. N 1108.
Истец не согласен, так как получение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии третьим лицом Козеровским Н.В. (аварийный комиссар) и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении. Просит взыскать с САО ВСК в пользу Латыповой А.Р. страховое возмещение в размере 98 220, 22 руб, неустойку в размере 73 078, 37 руб, штраф в размере 81649, 29 руб, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб, за проведение экспертизы в размере 6 000 руб, по оплате дефектовки транспортного средства в размере 5 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 октября 2022 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, указывается о несогласии с выводами судов о наличии оснований для ограничения суммы страхового возмещения лимитом 100000 руб.
Проверив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, поддержавшего жалобу, представителя ответчика, возражавшего против жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 12 октября 2021 г. произошло дорожно-транспортное происшествие, вследствие действий водителя Хасанова Р.Р, управляющего транспортным происшествием Нисан Альмера, государственный регистрационный знак N, причинен вред принадлежащему истцу транспортному средству Митсубиси Паджеро, государственный регистрационный знак N.
ДТП зафиксировано с помощью программного обеспечения ДТП Европротокол РСА. 19 октября 2021 г. истец обратилась в САО "ВСК" о направлении автомобиля истца на ремонт к официальному дилеру Митсубиси в г. Уфу, страховое дело N.
САО "ВСК" организовано проведение независимой технической экспертизы в ООО "Региональное Агентство Независимой Экспертизы" от 19 октября 2021 г. N, стоимость восстановительного ремонта без учёта износа составила 131 600 руб, с учетом износа 111 700 руб. 4 ноября 2021 г. ответчик выплатил истцу страховое возмещение в сумме 100 000 руб.
Не согласившись с данной выплатой, 11 ноября 2021 г. истец обратилась в ООО "Центр независимой оценки", согласно отчёту эксперта сумма затрат на восстановительный ремонт без учёта износа составила 190 220 руб. 23 коп. 20 декабря 2021 г. истец обратилась в САО "ВСК" о доплате суммы 90 220, 22 руб, о возмещении расходов на проведение независимой технической экспертизы в размере 6 000 руб, расходов по оплате услуг по дефектовке транспортного средства в размере 5 000 руб.
22 декабря 2021 г. CAO "ВСК" письмом N в ответ на претензию от 20 декабря 2021 г. уведомила истца об отказе в удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на пункт 4 статьи 11.1 ФЗ-40 ОСАГО, то есть в связи с превышением лимита.
Не согласившись с отказом в доплате страховой выплаты, истец обратился к финансовому уполномоченному. Решением финансового уполномоченного от 21 марта 2022 г. также отказано в удовлетворении требований Латыповой А.Р. к САО "ВСК".
Ответчиком не оспаривалось, что информация о ДТП передана истцом с использованием программного обеспечения АИС ОСАГО, но сведения о произошедшем ДТП были зафиксированы и переданы в указанную систему не водителями (участниками ДТП), а иным лицом.
Суд первой инстанции пришел к выводам, с которыми согласился суд апелляционной инстанции, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение положений пункта 6 статьи 11.1 Закона об ОСАГО, сведения о произошедшем ДТП были зафиксированы и переданы в АИС не водителями (участниками ДТП), как то предусмотрено законом, а третьим лицом. Невыполнение требований о фиксации обстоятельств причинения вреда транспортному средству установленными способами не является основанием для отказа в осуществлении страхового возмещения, но размер возмещения в таком случае не может превышать 100 000 руб. Указанная сумма была выплачена истице в установленный законом срок.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, если между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и данные о дорожно-транспортном происшествии не зафиксированы и не переданы в автоматизированную информационную систему либо в случае, когда такие разногласия имеются, но данные о дорожно-транспортном происшествии зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, размер страхового возмещения не может превышать 100 тысяч рублей (пункт 4 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).
Если между участниками дорожно-транспортного происшествия нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, при этом данные о дорожно-транспортном происшествии зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, то размер страхового возмещения не может превышать 400 тысяч рублей (пункт 6 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).
Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2019 г. N 1108 утверждены Правила представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающих получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, и требований к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии (далее - Правила и Требования).
Пунктом 5 Требований определен состав информации о дорожно-транспортном происшествии, формируемой с использованием программного обеспечения в случае если пользователем программного обеспечения, предусмотренного статьей 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", к которому отнесены:
а) информация, содержащаяся в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме": фамилия; имя; отчество (при наличии); дата рождения; серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность, кем выдан, код подразделения; адрес проживания (при наличии); адрес регистрации (при наличии); номер мобильного телефона (при наличии); адрес электронной почты (при наличии); серия, номер, дата выдачи, срок действия водительского удостоверения (при наличии); идентификационный номер или государственный регистрационный знак транспортного средства, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства (при наличии);
б) серия, номер, дата выдачи, срок действия водительского удостоверения (при отсутствии указанных данных в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме");
в) сведения о договорах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в соответствии с которыми застрахована гражданская ответственность участников дорожно-транспортного происшествия (далее - договоры обязательного страхования), или о таком договоре обязательного страхования одного из участников, если гражданская ответственность другого участника застрахована в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - международные системы страхования):
полное наименование страховой организации или иностранной страховой организации, имеющей право в соответствии с Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Российской Федерации (далее - иностранная страховая организация);
наименование филиала иностранной страховой организации;
серия, номер, дата заключения договора обязательного страхования;
даты начала и окончания периода (периодов) использования транспортного средства в течение срока действия договора обязательного страхования, если этот договор заключен с условием использования транспортного средства в определенные периоды;
идентификационный номер или государственный регистрационный знак транспортного средства (при отсутствии указанных данных в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"), марка и модель транспортного средства, в отношении которого заключен договор обязательного страхования, или информация об отсутствии действующего договора обязательного страхования;
г) координаты места проведения фотосъемки, определяемые автоматически с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации и (или) по базовым станциям систем подвижной радиотелефонной связи;
д) дата и время дорожно-транспортного происшествия;
е) типы транспортных средств;
ж) перечень наименований частей, узлов, агрегатов и деталей транспортного средства, поврежденных в результате дорожно-транспортного происшествия, если этим транспортным средством является легковой автомобиль;
з) фотоизображения транспортных средств, их повреждений и договоров обязательного страхования, выполненные на месте дорожно-транспортного происшествия;
и) время и дата начала отправки данных в систему обязательного страхования;
к) сведения о договоре страхования в рамках международных систем страхования (далее - договор "Зеленая карта") второго участника дорожно-транспортного происшествия, если его гражданская ответственность застрахована в рамках международных систем страхования, указанные пользователем:
полное наименование страховой организации или иностранной страховой организации;
наименование филиала иностранной страховой организации;
код страны, номер договора "Зеленая карта";
даты начала и окончания периода использования транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве, в течение срока действия договора "Зеленая карта";
государственный регистрационный знак или идентификационный номер транспортного средства, в отношении которого заключен договор "Зеленая карта", с указанием страны регистрации такого транспортного средства.
Таким образом, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции направлено на ускорение процесса оформления дорожно-транспортного происшествия и освобождение проезжей части для дальнейшего движения транспортных средств.
Такой механизм оформления документов о дорожно-транспортном происшествии является более оперативным способом защиты прав потерпевших, который, исходя из требований статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, учитывает вместе с тем необходимость обеспечения баланса экономических интересов всех участвующих в страховом правоотношении лиц и предотвращения противоправных схем разрешения соответствующих споров.
Исходя из правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 6-П, введение института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, суть которого состоит в распределении неблагоприятных последствий, связанных с риском наступления гражданской ответственности, на всех законных владельцев транспортных средств, с учетом такого принципа обязательного страхования, как гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (абзац второй статьи 3), направлено на повышение уровня защиты права потерпевших на возмещение вреда. Возлагая на владельцев транспортных средств обязанность страховать риск своей гражданской ответственности в пользу лиц, которым может быть причинен вред, и закрепляя при этом возможность во всех случаях, независимо от материального положения причинителя вреда, обеспечить потерпевшему возмещение вреда в пределах, установленных законом, федеральный законодатель реализует одну из функций Российской Федерации как социального правового государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статьи 1 и 7 Конституции Российской Федерации), что было бы в недостаточной степени обеспечено при отсутствии адекватного механизма защиты прав потерпевших, отвечающего современному уровню развития количественных и технических показателей транспортных средств, многократно увеличивающих их общественную опасность (пункт 2.1).
Специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего должны быть адекватны правовой природе и целям страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также характеру соответствующих правоотношений (пункт 3.1).
По смыслу приведенных положений закона требования к порядку представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, требования к техническим средствам контроля и составу информации направлены на обеспечение получения страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии.
При таких обстоятельствах, сам по себе факт предоставления необходимой информации не непосредственным участником ДТП, а иным лицом, оказывающим ему помощь в оформлении ДТП (аварийным комиссаром), основанием для ограничения выплаты размером 100 тыс. руб. являться не может при условии, что такое формальное несоответствие никаким образом не повлияло на возможность страховщика установить наступление страхового случая и проверить достоверность сведений о дорожно-транспортном происшествии и о полученных в его результате повреждениях автомобилей.
Указанные обстоятельства являются юридически значимыми, но судами не устанавливались.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными и которые не могут быть устранены без отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 октября 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Е.М. Данилин
Судьи М.Н. Бугарь
И.М. Ромасловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.