Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Назейкиной Н.А, судей Рипка А.С, Мирсаяпова А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фахриева Ранифа Рашитовича на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 29 июня 2022 года, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 октября 2022 года по гражданскому делу N 2(1)-313/2022 по исковому заявлению Фахриева Ранифа Рашитовича к ООО "ННК-Оренбургнефтегаз" об обязании заключить договор субаренды части земельного участка, Заслушав доклад судьи Рипка А.С, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фахриев Р.Р. обратился в суд с иском к ООО "Оренбург-Нефть" об обязании заключить договор субаренды части земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что он в соответствии с договором аренды земельного участка от 01.04.2019 года N29, заключенным между администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области и им, является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, местоположение: участок находится примерно в 1800 м по направлению на север от ориентира жилое здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: "адрес", разрешенное использование: сельскохозяйственные угодья (выращивание зерновых культур), в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 2000036 кв.м (пункт 1.1), сроком на 49 (пункт 6.1). Договор 11.04.2019 года в установленном законом порядке зарегистрирован в Управлении Росреестра по Оренбургской области, о чем свидетельствует штамп регистрационной надписи на договоре. По указанному выше земельному участку на протяжении 2 км 100 метров проходит линия электропередач (столбы) ВЛ- ЮкВ на скважину N753 Новофедоровский ЛУ, принадлежащую ООО "Оренбург-Нефть". Однако договор субаренды земельного участка между ООО "Оренбург-Нефть" и им под линию электропередач (столбы) до настоящего времени не заключен, что нарушает его права как титульного арендатора земельного участка, поскольку он не имеет возможности свободно пользоваться частью арендованного земельного участка, расположенного под ЛЭП.
Определением суда от 09.02.2022 года по настоящему делу произведена замена ненадлежащего ответчика ООО "Оренбург-Нефть" на надлежащего ответчика ООО "ННК-Оренбургнефтегаз".
В ходе судебного разбирательства, уточнив исковые требования, истец просил суд обязать ООО "НКК-Оренбургнефтегаз" с 30.04.2021 года заключить с ним договор субаренды земельного участка площадью 6 500, 1 кв.м, расположенного под линией электропередач ВЛ-10кВ на скважину N753 Новофедоровский ЛУ в границах земельного участка с кадастровым номером N, местоположение: участок находится, примерно в 1800 м по направлению на север от ориентира жилое здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: "адрес".
Определением суда от 31.05.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.
Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 29 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Фахриева Ранифа Рашитовича к ООО "ННК-Оренбургнефтегаз" об обязании заключить договор субаренды части земельного участка отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 октября 2022 года решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 29 июня 2022 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Фахриева Ранифа Рашитовича - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Фахриева Ранифа Рашитовича ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N29 от 01.04.2019 года, Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области предоставил Фахриеву Р.Р. во временное владение и пользование на условиях, предусмотренных настоящим договором, земельный участок с кадастровым номером N, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилое здание. Участок находится примерно в 1800 м от ориентира по направлению север. Почтовый адрес ориентира: "адрес", разрешенное использование: сельскохозяйственные угодья (выращивание зерновых культур), общей площадью 2000036 кв.м, на срок 49 лет. Земельный участок предоставлен с целью выращивания зерновых культур.
Данный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 14.04.2019 года, запись регистрации N.
15.11.2021 года Фахриев Р.Р. направил генеральному директору ООО "Оренбург-Нефть" письмо, в котором он просил заключить с ним договор аренды земельного участка под линию электропередач (столбы) ВЛ-10кВ на скважину N753 Новофедоровский ЛУ, где установить, что правоотношения начинаются с 01.01.2021 года (или заключить иной вид соглашения на период с 01.01.2021 года до 31.12.2021 года) и далее на последующие годы или демонтировать линию электропередач.
В письменном ответе от 09.12.2021 года исх.01-1689 генеральный директор ООО Оренбург-нефть" Шиманский А.А. сообщил об отсутствии правовых оснований для заключения договора аренды между Фахриевым Р.Р. и обществом, указав, что ООО "Оренбург-Нефть" образовалось в результате реорганизации АО "Оренбургнефть" в форме выделения, о чем 30.04.2021 года сделана запись в Едином государственном реестре юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения. В рамках реорганизации Обществу переданы линии электропередач Вл-10кВ, расположенные по границе земельного участка с кадастровым номером N. Указанные линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, являются объектами, для размещения которых не требуется разрешение на строительство и могут размещаться на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитутов (п.5 Постановления Правительства РФ N1300 от 03.12.2014 года, в редакции Постановления Правительства РФ от 30.04.2016 года N 385). Также, учитывая положения пункта 4 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, в случае если объекты предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительных сноса или демонтажа указанных объектов.
Земельный участок передан во временное владение и пользование на основании договора аренды земельного участка N29 от 01.04.2019 года. В соответствии с пунктом 3.6 договора арендатор вправе передавать земельный участок в субаренду только лицам, которые могли быть участниками настоящего аукциона, при условии уведомления арендодателя, если иное не предусмотрено законодательством. В силу того, что договором установлено ограничение круга лиц, имеющих право на заключение договора субаренды, существует риск оспаривания законности передачи земельного участка в субаренду.
Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 160, пунктов 1, 4 статьи 421, пункта 1 статьи 432, статьи 606, статьи 607, пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку отсутствует совокупность условий для понуждения ответчика к заключению с истцом договора субаренды части земельном участка в судебном порядке.
Поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций и отклоняя доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Исходя из смысла вышеназванных положений закона договор субаренды земельного участка заключении которого просит истец, не относится к публичным сделкам, поскольку не обладает перечисленными в статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации признаками.
Договор аренды от 01.04.2019 N 29 земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственные угодья (выращивание зерновых культур) заключен с Фахриевым Р.Р. по результатам проведения аукциона.
В пункте 2 статьи 615 ГК РФ арендатору предоставлено право с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор, в силу пункта 9 статьи 22 ЗК РФ, вправе, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления.
В силу пункта 7 статьи 448 ГК РФ если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Применительно к отношениям по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними нормы земельного законодательства имеют приоритет над нормами гражданского законодательства. Вместе с тем диспозитивная конструкция пункта 9 статьи 22 ЗК РФ допускает возможность ограничения законом права арендатора земельного участка, находящегося в публичной собственности, на передачу третьим лицам своих прав и обязанностей по договору аренды. Такое ограничение, в частности, содержится в пункте 7 статьи 448 ГК РФ, которым установлен запрет на перенаем земельного участка, предоставленного по договору, подлежащему заключению только на торгах и фактически заключенному на них. Данным запретом обеспечивается защита интересов публично-правового образования от уступки победителем торгов прав и обязанностей по заключенному на торгах договору аренды лицу, в силу различных причин не имеющему намерения лично реализовать договорные обязательства.
Как указано в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 ГК РФ о перемене лицам в обязательстве на основании сделки", уступка права, совершенная в нарушение законодательного запрета, является ничтожной (пункт 2 статьи 168 ГК РФ, пункт 1 статьи 388 ГК РФ).
Договор аренды земельного участка заключен с истцом по итогам аукциона. В этой связи истец в силу указанного законодательного запрета не обладает правом на заключение договора субаренды земельного участка.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств невозможности использования истцом земельного участка по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования (выращивание зерновых культур), при заключении договора аренды земельного участка истец не мог не знать о наличии на земельном линий электропередач, поскольку, как указывает сам истец, линия электропередач строилась в 2017 году, договор аренды заключен в 2019.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы проверены судом кассационной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами ранее, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали материалы дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Фахриева Ранифа Рашитовича.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 29 июня 2022 года, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 октября 2022 года по гражданскому делу N 2(1)-313/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Фахриева Ранифа Рашитовича - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А.Назейкина
Судьи А.С.Рипка
А.И.Мирсаяпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.