Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Антошкиной А.А, Якимовой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи с Советским районным судом г. Казани Республики Татарстан кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 октября 2022 г. по гражданскому делу N 2-1726/2022 по иску исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального агентства" о возложении обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, заслушав доклад судьи Серебряковой О.И, пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" - ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, прокурора ФИО3, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального агентства" о возложении обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в августе 2021 г. проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Мостовой переход через реку Волга", находящегося в оперативном управлении Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее по тексту ФКУ "Волго-Вятскуправтодор").
В ходе проверки установлено, что вопреки п.п.17 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2201 ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" не проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры "Мостовой переход через реку Волга".
По результатам проверки, в целях устранения выявленных нарушений законодательства о транспортной безопасности, ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой внесено представление ФКУ "Волго-Вятскуправтодор", В ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Федеральное дорожное агентство Росавтодор на выделение лимитов бюджетных ассигнований для выполнения работ по дополнительной оценке уязвимости.
Однако, до настоящего времени ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" не проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры "Мостовой переход через реку Волга".
Несоблюдение ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" требований законодательства о транспортной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью гражданам неопределенного круга лиц.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 мая 2022 г. исковые требования исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального агентства" о возложении обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры удовлетворены.
Возложена обязанность на Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального агентства" по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры "Мостовой переход через реку Волга" в силу положений пп. 17 п. 7 "Требований по обеспечению портной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2201.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 октября 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 мая 2022 г. оставлено без изменения.
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 октября 2022 г. отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В заседании суда кассационной инстанции, проводимого в соответствии со статьей 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с использованием видео-конференц-связи при содействии Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан, представитель Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" - ФИО2 доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме. Прокурор ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалованных по делу судебных постановлений, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика и прокурора, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Мостовой переход через реку Волга", находящегося в оперативном управлении Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства".
В ходе проверки установлено, что ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" в нарушение пп.17 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2201, не проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры "Мостовой переход через реку Волга".
Распоряжением Межрегионального территориального Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Ульяновской области в федеральную собственность и закреплении на праве оперативного управления за ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" закреплена автомобильная дорога общего пользования "Ульяновск - Димитровград - Самара" в составе которой в том числе, передан объект транспортной инфраструктуры "Мостовой переход через реку Волга".
В соответствии с приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ N в графе "Собственник" у ОТИ "Мостовой переход через реку Волга" первой категории с реестровым номером N, изменен собственник и изменения внесены в реестр категорированных ОТИ (уведомление Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ N).
По результатам проверки в целях устранения выявленных нарушений законодательства о транспортной безопасности ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района начальнику управления ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" внесено представление.
В ответ на представление, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" проинформировало прокурора Ленинского района г. Ульяновска о том, что в целях реализации полного комплекса мер, предусмотренных для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" направляло заявку в Федеральное дорожное агентство на выделение лимитов бюджетных обязательств для разработки проектной документации по оснащению - ОТИ техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N).
В целях реализации утвержденного ПТБ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Федерального дорожного агентства направлена повторная заявка на выделение лимитов бюджетных обязательств для разработки проектной документации по оснащению ОТИ техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N).
В ответ получено письмо от Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ N "О выделении лимитов бюджетных обязательств на ПИР" без информации о сроках и количестве выделенных лимитов бюджетных обязательств, поскольку потребность в бюджетных ассигнованиях на мероприятия по обеспечения транспортной безопасности удовлетворена не полном объеме.
В связи с изменением законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, а именно с принятием Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N, ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" направляло заявку в Федеральное дорожное агентство на выделение лимитов бюджетных обязательств для проведения закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на проведение дополнительной оценки уязвимости 235 категорированных ОТИ (письмо N от ДД.ММ.ГГГГ).
В ответ получено письмо от Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении оценки уязвимости", согласно которому Министерством транспорта Российской Федерации подготовлен доклад о результатах анализа практики Постановления Правительства N, а также Министерством транспорта Российской Федерации ведется работа по внесению изменений в Требования и Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N. Планируемые изменения согласованы с федеральными органами исполнительной власти.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 2, 4, 5, 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", статьями 1, 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2201 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства", принимая во внимание показания специалиста ФИО4, принимавшего участие в прокурорской проверке, пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры "Мостовой переход через реку Волга".
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции.
Отклоняя ссылку ответчика об отсутствии в резолютивной части срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд апелляционной инстанции указал, что положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают право, а не обязанность суда устанавливать срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда. ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" не лишено права при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, поставить перед судом вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда (статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Отсутствие финансирования не является основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы фактически воспроизводят правовую позицию ответчика по настоящему спору, являлись предметом исследования и проверки судов первой и апелляционной инстанций, и свидетельствуют о несогласии заявителя с выводами судебных инстанций, что в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку проверка законности и обоснованности судебных актов осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами в порядке, установленном действующим процессуальным законодательством.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 пункта 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
В связи с окончанием кассационного производства определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2023 г. о приостановлении исполнения решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 мая 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 октября 2022 г. по гражданскому делу N 2-1726/2022, подлежит отмене в соответствии с частью 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 мая 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 октября 2022 г, принятое определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2023 г.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи А.А. Антошкина
О.Н. Якимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.